Не просто теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его «на месте», в полевых условиях, а также применить свои знания на практике – вот что важно для специалиста-регионоведа. В связи с этим на факультете был разработан цикл прикладных дисциплин и региональных практик. На первом курсе для студентов разработана экскурсионно-познавательная программа, связанная с дисциплинами, которые они изучают – «Русский мир» и «История Отечества». Студенты в течение учебного регулярно выезжают на тематические экскурсии вокруг Москвы. Темы самые разные – монастыри, усадьбы, небольшой провинциальный город, областной центр и т.д.
На втором курсе (четвертый семестр) начинается подготовка к региональной выездной практике. Студенты распределяются по направлениям и готовят материал, во-первых, по тому региону России, куда они едут летом, во-вторых, по той научной проблеме, которая поставлена перед ними руководителями. В июне проводится выездная практика. Факультет вывозит студентов на Соловецкие острова и в Архангельск, Мордовию, Смоленскую, Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и другие области. Они посещают экскурсии и собирают материал для исследования. Изначально круг тем был самым разнообразным, но постепенно стало очевидно, что гораздо продуктивнее и интереснее, когда студенты выполняют разные аспекты одной большой проблемы. Например, особенности монастырской жизни (на Соловках), особенности деловой культуры региона (Смоленская область) и др.
На третьем курсе студенты пишут свои работы по итогам практики и проводят их презентации. Лучшие работы публикуются в студенческом сборнике «Региональные записки». Работа проводится всеми студентами, независимо от их специализации. Здесь важно не изучение конкретного региона, а методы ведения исследования на местах, навык исследовательской работы такого рода, опыт комплексного изучения проблемы, все это в последствии можно с успехом применить в отношении любого региона. Если у студентов есть возможность и желание выехать заграницу, им предлагается провести подобное исследование самостоятельно, а потом они также как и все предоставляют работу и участвуют в презентации.
На четвертом курсе кафедральным практикумом завершается цикл прикладных дисциплин. Здесь уже речь идет о составлении самостоятельного проекта, его проработке и презентации. Чаще всего предлагаются реально существующие или существовавшие проблемы: организация выставки зарубежом, разработка телевизионной программы, рекламная компания нового журнала или другого продукта, программа развития туризма в регионе и т.д. Студенты, используя полученные знания и опыт, должны составить проект, обосновать его, подготовить короткую презентацию, выступить и отстоять свою точку зрения. Одновременно с этим студенты-«слушатели» учатся анализировать представленные проекты, задавать вопросы, критиковать, объяснять свою позицию.
Дисциплины специализации, предлагаемые студентам, сформированы, прежде всего, научными направлениями факультета. Ключевым является годовой курс по специальности, который читается для каждого региона отдельно: регионоведение России, регионоведение Италии и т.д. Особое место уделяется курсу, посвященному проблеме связей региона с Россией – русско-французским контактам для специализирующихся по Франции, русско-британским – по Британии и др. Интересным представляются курсы, посвященный кинематографу изучаемых стран, которое рассматривается как отражение национальных и культурных особенностей региона. Кино сегодня играет большую роль в формировании представлений одних народов о других, является важнейшим источником информации о стране. Подобного рода курсы читаются и о других региональных средствах массовой информации. В рамках специализации изучается история соответствующего языка. К дисциплинам специализации относится и блок, посвященный истории и практики дипломатии.
Особое место в программе занимают иностранные языки. С первого курса студенты изучают два языка, причем в объеме, позволяющем на выпуске присвоить им квалификацию переводчика. Это заметно увеличивает нагрузку студентов, которые фактически наряду с освоением базовой специальности, проходят программу аналогичную той, которую выполняют студенты-лингвисты. На факультете были разработаны интереснейшие аспекты, среди них – язык дипломатических переговоров, деловой английский, региональные варианты и многие другие.
Наконец, важно подчеркнуть, что особое место в учебной программе факультета занимают курсы, связанные с изучением России. Их изучают все студенты, в том числе и «зарубежники». В частности, на факультете уже много лет преподается комплекс дисциплин, объединенных под общим названием «русский мир» (сегодня иногда подобные курсы называют новым термином «россиеведение»)
Таким образом, на факультете была разработана программа, в рамках которой ведется подготовка специалистов по регионам Северной Америки и Западной Европы с хорошим знанием родной культуры, истории и языка, владеющих также навыками межкультурной коммуникации. Кроме этого готовятся специалисты по регионам Российской Федерации со свободным владением двумя иностранными языкам и знанием основных закономерностей развития мирового сообщества и навыков межкультурной коммуникации. Надо подчеркнуть, что, в отличие от большинства российских вузов, регион «Россия» рассматривается как единое целое со своими особенностями и закономерностями развития.