Информация для абитуриентов
тел.: 8 (499) 783 02 64
МГУ имени М.В. Ломоносова
119991, Москва, Ленинские горы, д.1, стр. 13
Факультет иностранных языков и регионоведения
Что такое регионоведение?
Павловская Анна Валентиновна,
доктор исторических наук, профессор,
заведующая кафедрой региональных
исследований
«Регионоведение» - новая перспективная специальность, отвечающая потребностям сегодняшнего дня. Она позволяет совместить столь необходимое сегодня свободное владение несколькими иностранными языками с комплексным изучением того или иного региона, практическими знаниями, позволяющими анализировать современную ситуацию и прогнозировать развитие региона. На факультете были открыты и разрабатываются следующие направления: Россия, Западная Европа (специализации Великобритания, Италия, Франция, Германия, Испания) и Северная Америка. В современных условиях заметна тенденция развития образования не только вглубь, что типично для российской системы, но и вширь, что больше характерно для западной. Учащиеся приобретают комплексные знания для решения определенных практических задач, что выводит регионоведение как междисциплинарную гуманитарную дисциплину в число важнейших.

Квалификационные характеристики выпускника-регионоведа
"Изучение региона ведется не столько через политику и международные отношения, сколько через историю, культуру и язык. Это //...//дает возможность самостоятельно анализировать конкретные современные ситуации и прогнозировать будущее."

Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей». Она также предусматривает выполнение функций референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему языку (языкам) изучаемого региона (страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации».

Само название специальности «регионоведение» представляется крайне неоднозначным. Во-первых, возникает вопрос, что входит в понятие «регион»? Мир делится на регионы по самым разным принципам: географическому, политическому, природному, религиозному и т.д. и единого деления здесь нет и быть не может. Очень многие «регионоведение Франции», или, тем более, «регионоведение Российской Федерации» понимают как изучение отдельных регионов этих стран. Однако, это не так. Существующее практически в каждой стране региональное деление и региональные особенности изучаются, конечно, в одном из курсов учебного плана. Но в целом понятие «регионоведение» предполагает скорее изучение народа, или народов, заселяющих определенную территорию и имеющих общие культурные доминанты, понимание особенностей их развития и существования. В большинстве случаев эта территория совпадает с государственными границами тех или иных стран.

Госстандарт предлагает изучение более крупных регионов. Например, «стран и регионов Европы». Безусловно, и этот регион имеет свои общие особенности и закономерности развития. Однако детальное, серьезное изучение возможно только в пределах отдельных стран, входящих в этот более крупный сегмент. Таким образом, студенты специализируются, например, по Италии: подробно знакомятся с ее языком, историей, культурой, политическим устройством, особенностями быта и т.д. Но изучают ее в контексте общеевропейского развития, как составную часть некоего более общего единства.

Усиливает путаницу и тот факт, что регионоведение как учебная дисциплина уже много лет существует в экономической науке, где она представляет собой область научных знаний, изучающую территориальную организацию хозяйства. Региональным делением мира занимается и география. «Наше» же регионоведения связано, прежде всего, с социокультурными особенностями развития региона и, что самое важное, народа, его населяющего.

Регионоведение, как оно трактуется на факультете, это – комплексная учебная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей развития того или иного региона. Она включает в себя исследование основных этапов его историко-культурного развития, анализ современной ситуации и умение прогнозировать возможные пути развития региона, изучает его прошлое, настоящее и будущее. В центре внимания находятся, прежде всего, люди, население той или ной страны; человеческий фактор рассматривается как главное в существовании любого общественно-политического или историко-культурного региона (в отличие от географического или природного). Изучение региона ведется не столько через политику и международные отношения, как во многих других вузах, сколько через историю, культуру и язык. Это позволяет раскрыть национальные особенности региона во всем его многообразии, определить своеобразие быта и уклада жизни, вскрыть основные факторы, повлиявшие на его развитие, в конечном счете, дает возможность самостоятельно анализировать конкретные современные ситуации и прогнозировать будущее.


Что изучают на отделении региональных исследований и международных отношений?

Согласно учебному стандарту, вся образовательная программа разделена на следующие учебные блоки: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общие профессиональные дисциплины, дисциплины специализации, дополнительные и факультативные дисциплины. Первые три цикла составляют общегуманитарную, общенаучную и профессиональную основу специальности и выполняются в соответствии с направлениями, намеченными стандартом. Изучение предмета здесь идет от общего к частному. Сначала изучаются мировые история, культура, литература, общий курс иностранного языка (двух), основные принципы межкультурного общения и пути и методы региональных исследований. Хотелось бы подчеркнуть, что все они, в основном, разработаны специально для студентов-регионоведов и имеют свою специфику: так, в курсе литературы важны не литературоведческий анализ произведения, а такие аспекты как место и роль литературы в обществе, отражение в ней основных особенностей духовной и материальной жизни страны, культурному взаимодействию; в курсе истории основное внимание уделяется закономерностям развития общества, национальному своеобразию, с одной стороны, и месту в мировых процессах, с другой.

На третьем курсе начинается изучение особенностей развития конкретного региона и все вышеуказанные аспекты, к которым добавляется право, экономика, этнология и ряд других концентрируются на выбранной студентом специальности. Изучение языка также переходит от общего к частному, распадается на аспекты. Вводятся дисциплины специализации, разработанные на факультете. Последний пятый курс посвящен преимущественно подготовке к сдаче государственных экзаменов (их три – специальности и два языка) и написанию дипломной работы.

Такова общая схема, контуры которой намечены государственным образовательным стандартом. При наполнении ее выявляются особенности, отличительные черты, основные направления специальности регионоведение, разработанные на факультете иностранных языков, развитие которых представляется крайне плодотворным и многие из которых являются несомненным достижением факультета. Важнейшие из них следующие.

Большое внимание уделяется научной работе студентов. Начиная с первого курса, каждый год, они работают в двух семинарах, итогом которых является научный доклад и курсовая работа. На первом курсе это «Русский мир» и «История отечества», на втором - «Всеобщая история» и «Проблемы взаимодействия культур», на третьем – «Культура и литература региона» и «История региона», на четвертом и пятом – спецсеминар. В ходе занятий студенты изучают специальную научную литературу, учатся работать с источниками, выступать с докладами, рецензировать выступления и работы своих однокурсников, участвовать в научной дискуссии, наконец, писать самостоятельное научное исследование. Кроме этого, студенты традиционно участвуют в конференции «Россия и Запад: диалог культур», на младших курсах в качестве слушателей (доклады потом обсуждаются на семинарах), а на старших выступают с докладами.
Регионоведение как учебная дисциплина, безусловно, носит ярко выраженный прикладной характер.
Не просто теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его «на месте», в полевых условиях, а также применить свои знания на практике – вот что важно для специалиста-регионоведа. В связи с этим на факультете был разработан цикл прикладных дисциплин и региональных практик. На первом курсе для студентов разработана экскурсионно-познавательная программа, связанная с дисциплинами, которые они изучают – «Русский мир» и «История Отечества». Студенты в течение учебного регулярно выезжают на тематические экскурсии вокруг Москвы. Темы самые разные – монастыри, усадьбы, небольшой провинциальный город, областной центр и т.д.

На втором курсе (четвертый семестр) начинается подготовка к региональной выездной практике. Студенты распределяются по направлениям и готовят материал, во-первых, по тому региону России, куда они едут летом, во-вторых, по той научной проблеме, которая поставлена перед ними руководителями. В июне проводится выездная практика. Факультет вывозит студентов на Соловецкие острова и в Архангельск, Мордовию, Смоленскую, Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и другие области. Они посещают экскурсии и собирают материал для исследования. Изначально круг тем был самым разнообразным, но постепенно стало очевидно, что гораздо продуктивнее и интереснее, когда студенты выполняют разные аспекты одной большой проблемы. Например, особенности монастырской жизни (на Соловках), особенности деловой культуры региона (Смоленская область) и др.

На третьем курсе студенты пишут свои работы по итогам практики и проводят их презентации. Лучшие работы публикуются в студенческом сборнике «Региональные записки». Работа проводится всеми студентами, независимо от их специализации. Здесь важно не изучение конкретного региона, а методы ведения исследования на местах, навык исследовательской работы такого рода, опыт комплексного изучения проблемы, все это в последствии можно с успехом применить в отношении любого региона. Если у студентов есть возможность и желание выехать заграницу, им предлагается провести подобное исследование самостоятельно, а потом они также как и все предоставляют работу и участвуют в презентации.

На четвертом курсе кафедральным практикумом завершается цикл прикладных дисциплин. Здесь уже речь идет о составлении самостоятельного проекта, его проработке и презентации. Чаще всего предлагаются реально существующие или существовавшие проблемы: организация выставки зарубежом, разработка телевизионной программы, рекламная компания нового журнала или другого продукта, программа развития туризма в регионе и т.д. Студенты, используя полученные знания и опыт, должны составить проект, обосновать его, подготовить короткую презентацию, выступить и отстоять свою точку зрения. Одновременно с этим студенты-«слушатели» учатся анализировать представленные проекты, задавать вопросы, критиковать, объяснять свою позицию.

Дисциплины специализации, предлагаемые студентам, сформированы, прежде всего, научными направлениями факультета. Ключевым является годовой курс по специальности, который читается для каждого региона отдельно: регионоведение России, регионоведение Италии и т.д. Особое место уделяется курсу, посвященному проблеме связей региона с Россией – русско-французским контактам для специализирующихся по Франции, русско-британским – по Британии и др. Интересным представляются курсы, посвященный кинематографу изучаемых стран, которое рассматривается как отражение национальных и культурных особенностей региона. Кино сегодня играет большую роль в формировании представлений одних народов о других, является важнейшим источником информации о стране. Подобного рода курсы читаются и о других региональных средствах массовой информации. В рамках специализации изучается история соответствующего языка. К дисциплинам специализации относится и блок, посвященный истории и практики дипломатии.

Особое место в программе занимают иностранные языки. С первого курса студенты изучают два языка, причем в объеме, позволяющем на выпуске присвоить им квалификацию переводчика. Это заметно увеличивает нагрузку студентов, которые фактически наряду с освоением базовой специальности, проходят программу аналогичную той, которую выполняют студенты-лингвисты. На факультете были разработаны интереснейшие аспекты, среди них – язык дипломатических переговоров, деловой английский, региональные варианты и многие другие.

Наконец, важно подчеркнуть, что особое место в учебной программе факультета занимают курсы, связанные с изучением России. Их изучают все студенты, в том числе и «зарубежники». В частности, на факультете уже много лет преподается комплекс дисциплин, объединенных под общим названием «русский мир» (сегодня иногда подобные курсы называют новым термином «россиеведение»)

Таким образом, на факультете была разработана программа, в рамках которой ведется подготовка специалистов по регионам Северной Америки и Западной Европы с хорошим знанием родной культуры, истории и языка, владеющих также навыками межкультурной коммуникации. Кроме этого готовятся специалисты по регионам Российской Федерации со свободным владением двумя иностранными языкам и знанием основных закономерностей развития мирового сообщества и навыков межкультурной коммуникации. Надо подчеркнуть, что, в отличие от большинства российских вузов, регион «Россия» рассматривается как единое целое со своими особенностями и закономерностями развития.

Made on
Tilda