Главная Преподавание регионоведения Учебные программы Регион и мир (Россия и мир)

Регион и мир (Россия и мир)

Программа опубликована в сборнике Учебные программы. Специальность Регионоведение (350300) Часть 2. М.,2007
© Факультет иностранных языков и регионоведения

Ма­ри­нин О.В.

Цель курса:
На ос­но­ве уже имею­щих­ся у сту­ден­тов зна­ний по об­щим кур­сам оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии и все­об­щей ис­то­рии дать сис­те­ма­ти­че­ское из­ло­же­ние ис­то­рии внеш­ней по­ли­ти­ки Рос­сии на фо­не ши­ро­кой кар­ти­ны раз­ви­тия ме­ж­ду­на­род­ной об­ста­нов­ки в Ев­ро­пе и в ми­ре с 9 по 20 ве­ка.

За­да­чи кур­са:

Сфор­ми­ро­вать у сту­ден­тов пред­став­ле­ние о скла­ды­ва­нии внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го кур­са го­су­дар­ст­ва как о мно­го­пла­но­вом про­цес­се, на ко­то­рый влия­ет це­лый ком­плекс внут­рен­них и внеш­них фак­то­ров, од­ним из ко­то­рых яв­ля­ет­ся стрем­ле­ние лю­бой вла­сти соз­дать о се­бе и за­кре­пить в ми­ро­вом об­ще­ст­вен­ном мне­нии бла­го­при­ят­ное су­ж­де­ние.

На кон­крет­ных при­ме­рах рос­сий­ской и ев­ро­пей­ской ис­то­рии по­ка­зать ме­ха­низм при­ня­тия внеш­не­по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний на раз­лич­ных эта­пах раз­ви­тия ин­сти­ту­тов го­су­дар­ст­ва, в том чис­ле струк­тур, ве­даю­щих внеш­ни­ми де­ла­ми.

Про­ил­лю­ст­ри­ро­вать кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми роль ис­то­ри­че­ских лич­но­стей в при­ня­тии важ­ней­ших внеш­не­по­ли­ти­че­ских и во­ен­ных ре­ше­ний в раз­лич­ные пе­рио­ды рос­сий­ской ис­то­рии.

Те­ма­ти­ка лек­ций:

Лек­ция 1. (2 ча­са)

Древ­не­рус­ское го­су­дар­ст­во Ки­ев­ская Русь в сис­те­ме вос­точ­но­ев­ро­пей­ских от­но­ше­ний, 9-12 вв.

Лек­ция 2. (2 ча­са)

Внеш­не­по­ли­ти­че­ские ори­ен­ти­ры рус­ских кня­зей пе­рио­да фео­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти. Ме­ж­ду­на­род­ный ас­пект «со­би­ра­ния рус­ских зе­мель Мо­ск­вой», 13-15 вв.

Лек­ция 3. (2 ча­са)

На За­па­де или на Вос­то­ке ви­де­ли мо­с­ков­ские ца­ри рус­ское бу­ду­щее Рос­сии в 16-17 вв.

Лек­ция 4. (2 ча­са)

Бы­ло ли «ок­но в Ев­ро­пу» ули­цей с од­но­сто­рон­ним дви­же­ни­ем, (1 чет­верть 18 в.)

Лек­ция 5. (2 ча­са)

При­сое­ди­не­ние Рос­сии к «ев­ро­пей­ско­му кон­цер­ту» в се­ре­ди­не и во вто­рой по­ло­ви­не 18 в.

Лек­ция 6. (2 ча­са)

«Ве­ли­кий се­вер­ный ко­лосс».Внеш­няя по­ли­ти­ка Рос­сии до Вен­ско­го кон­грес­са. Лек­ция 7. (2 ча­са)

Вер­ши­тель су­деб Ев­ро­пы Ни­ко­лай 1 и крым­ская ка­та­ст­ро­фа (от 1815 до 1856 гг).

Лек­ция 8. (2 ча­са)

Ве­ли­кая эпо­ха ли­бе­раль­ных ре­форм. Из­ме­не­ние так­ти­ки и при­ори­те­тов (от Крым­ской до рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877-1878 гг.)

Лек­ция 9. (2 ча­са)

Сме­на эпох. От Бер­лин­ско­го кон­грес­са до Пер­вой ми­ро­вой вой­ны.

Лек­ция 10. (2 ча­са)

Че­го Рос­сия хо­те­ла от Ев­ро­пы на­ка­ну­не и в го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Ре­ше­ние про­бле­мы вы­хо­да из вой­ны в Рос­сии и в стра­нах Ан­тан­ты.

Лек­ция 11. (2 ча­са)

Про­бле­ма пре­ем­ст­вен­но­сти во внеш­ней по­ли­ти­ке Со­вет­ской Рос­сии в пер­вой по­ло­ви­не 1920-х го­дов.

Лек­ция 12. (2 ча­са)

Со­вет­ский Со­юз как парт­нер и про­тив­ник в ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях во вто­рой по­ло­ви­не 1920-х го­дов.

Лек­ция 13. (2 ча­са)

Ре­аль­ная по­ли­ти­ка Мо­ск­вы и фор­ми­ро­ва­ние об­раза СССР в ме­ж­ду­на­род­ном об­ще­ст­вен­ном мне­нии в меж­во­ен­ное вре­мя.

Лек­ция 14. (2 ча­са)

«Свя­щен­ная вой­на» или «Не­из­вест­ная вой­на»?

Лек­ция 15. (2 ча­са)

Со­вет­ско-аме­ри­кан­ский раз­дел по­сле­во­ен­ной Ев­ро­пы. Фор­ми­ро­ва­ние двух­по­люс­но­го ми­ра, ко­нец 1940-х – ко­нец 1960-х гг.

Лек­ция 16. (2 ча­са)

Мир на гра­ни Треть­ей ми­ро­вой вой­ны. Ко­му и за­чем по­на­до­би­лась «эра раз­ряд­ки» 1970-1980-х го­дов. Про­бле­мы ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний в 1990-2000 гг.


Ли­те­ра­ту­ра по кур­су

Обя­за­тель­ная:

  1. В.В. Де­го­ев. Внеш­няя по­ли­ти­ка Рос­сии и ме­ж­ду­на­род­ные сис­те­мы: 1700 – 1918 гг., М., РОС­СПЭН, 2004.
  2. А.С. Про­то­по­пов, В.М. Козь­мен­ко, Н.С. Ел­ма­но­ва. Ис­то­рия ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний и внеш­ней по­ли­ти­ки Рос­сии, 1648-2000., М., 2003.
  3. Ис­то­рия внеш­ней по­ли­ти­ки Рос­сии, ко­нец 15 – 1917 г., М., МО, 1999-2000, кн.1-5. Из­да­ние ин­сти­ту­та рос­сий­ской ис­то­рии РАН.

Бо­лее ши­ро­кий круг ли­те­ра­ту­ры по ка­ж­дой те­ме ре­ко­мен­ду­ет­ся лек­то­ром в хо­де за­ня­тия.


 
Нравится Нравится