Главная Преподавание регионоведения Учебные программы Москва в истории и культуре России

Москва в истории и культуре России

Программа опубликована в сборнике Учебные программы. Специальность Регионоведение (350300) Часть 1. М.,2007
© Факультет иностранных языков и регионоведения


Та­ра­ба­но­ва Т.А.

Те­ма­ти­че­ский план лек­ци­он­но-экс­кур­си­он­но­го кур­са

Лек­ци­он­ный курс чи­та­ет­ся сту­ден­там пер­во­го кур­са, обу­чаю­щим­ся по спе­ци­аль­но­сти "Ре­гио­но­ве­де­ние", объ­ем – 34 ча­са. За­ня­тия про­во­дят­ся как в фор­ме тра­ди­ци­он­ных лек­ций, так и пе­ше­ход­ных лек­ций-экс­кур­сий, вклю­чаю­щих по­се­ще­ние му­зе­ев и вы­ста­вок. Ос­нов­ной це­лью кур­са яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ное изу­че­ние куль­тур­но­го на­сле­дия Рос­сии, со­хра­няе­мо­го в сто­ли­це.

О зна­че­нии кур­са, по­жа­луй, пре­крас­но го­во­рят по­сло­ви­цы и по­го­вор­ки: "Кто в Мо­ск­ве не бы­вал, тот кра­со­ты не ви­дал", "Мо­ск­ва не го­род, а це­лый мир", "Мо­ск­ва – всем го­ро­дам мать", "Мо­ск­ва у всей Рос­сии под го­рой – в нее все ка­тит­ся". Мо­ск­ва – это свое­об­раз­ный го­род-сим­вол рус­ско­го ми­ра, рус­ской куль­ту­ры, изу­че­ние куль­тур­но­го на­сле­дия сто­ли­цы по­зво­лит глуб­же по­нять ис­то­рию Рос­сии, рус­скую куль­ту­ру, осоз­нать ее ме­сто в ми­ро­вом куль­тур­ном на­сле­дии.

Прак­ти­че­ская и про­фес­сио­наль­ная со­став­ляю­щая кур­са за­клю­ча­ет­ся в под­го­тов­ке сту­ден­тов к прак­ти­ке в ка­че­ст­ве ги­дов-пе­ре­во­дчи­ков, ор­га­ни­зуе­мой в рам­ках учеб­ной про­грам­мы От­де­ле­ния ре­гио­наль­ных ис­сле­до­ва­ний и ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. Од­ной из за­дач кур­са яв­ля­ет­ся обу­че­ние сту­ден­тов на­вы­кам экс­кур­си­он­но-пе­ре­во­дче­ской дея­тель­но­сти, что не­воз­мож­но без не­по­сред­ст­вен­но­го изу­че­ния па­мят­ни­ков куль­ту­ры во вре­мя лек­ций-экс­кур­сий, а так­же са­мо­стоя­тель­ной под­го­тов­ки ма­те­риа­ла для экс­кур­сии по ис­то­ри­ко-куль­тур­ной те­ма­ти­ке (по вы­бо­ру сту­ден­та).

Не ме­нее важ­ным пред­став­ля­ет­ся рас­смот­ре­ние в рам­ках лек­ци­он­но­го кур­са про­блем, свя­зан­ных с изу­че­ни­ем ре­гио­наль­ных осо­бен­но­стей рос­сий­ской го­род­ской куль­ту­ры, а так­же тен­ден­ций и осо­бен­но­стей раз­ви­тия рос­сий­ских ме­га­по­ли­сов. В ка­че­ст­ве кон­троль­ных за­да­ний сту­ден­ты пред­став­ля­ют са­мо­стоя­тель­но раз­ра­бо­тан­ные про­ек­ты, в ос­но­ве ко­то­рых изу­че­ние ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия Мо­ск­вы. Это по­зво­ля­ет по­зна­ко­мить сту­ден­тов пер­во­го кур­са с прин­ци­па­ми и на­вы­ка­ми со­цио­куль­тур­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния, что яв­ля­ет­ся важ­ной со­став­ляю­щей про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ки спе­циа­ли­ста в облас­ти ре­гио­но­ве­де­ния.

Те­ма­ти­че­ский план лек­ций:

Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия Мо­ск­вы

Про­ис­хо­ж­де­ние на­зва­ния и то­по­ни­ми­ка ис­то­ри­че­ско­го цен­тра Мо­ск­вы

Пра­во­слав­ные хра­мы и свя­ты­ни Мо­ск­вы

Мо­на­сты­ри Мо­ск­вы

Те­ре­ма, па­ла­ты, усадь­бы Мо­ск­вы

Быт и нра­вы сред­не­ве­ко­вой Мо­ск­вы

Быт и нра­вы дво­рян­ской Мо­ск­вы

Быт и нра­вы ку­пе­че­ской Мо­ск­вы

Со­вре­мен­ная Мо­ск­ва: ритм, стиль, уро­вень жиз­ни мо­ск­ви­чей

Мо­ск­ва как ме­га­по­лис ми­ра: про­бле­мы и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия.


Те­ма­ти­че­ский план лек­ций-экс­кур­сий:


Мо­с­ков­ский кремль. Ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль. Ис­то­рия и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия му­зе­ев Крем­ля.

Ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль Крас­ной пло­ща­ди. Го­су­дар­ст­вен­ный ис­то­ри­че­ский му­зей.

Му­зей ар­хео­ло­гии Мо­ск­вы (Быт сред­не­ве­ко­вой Мо­ск­вы).

Ан­д­ро­ни­ков Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го мо­на­стырь. Му­зей древ­не­рус­ско­го ис­кус­ст­ва. (Мо­ск­ва – центр сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры Рос­сии).

Свя­то – Да­ни­лов мо­на­стырь. (Мо­ск­ва – пра­во­слав­ный центр Рос­сии).

Дон­ской мо­на­стырь. (Роль мо­на­сты­рей-сто­ро­жей в ис­то­рии Мо­ск­вы).

Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь. (Жен­щи­на в сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ре Ру­си).

Па­ла­ты Ста­ро­го Анг­лий­ско­го дво­ра (Ев­ро­пей­ские кон­так­ты Мос­ко­вии в XVI ве­ке).

Му­зей-за­по­вед­ник «Ко­ло­мен­ское» (Быт и нра­вы цар­ско­го дво­ра XVI-XVII вв.).

Ар­хи­тек­тур­ные па­мят­ни­ки За­ря­дья: цер­ковь Вар­ва­ры, цер­ковь Мак­си­ма Бла­жен­но­го, Зна­мен­ский Мо­на­стырь, Па­ла­ты бо­яр Ро­ма­но­вых, цер­ковь Трои­цы в Ни­кит­ни­ках. (Мо­ск­ва при пер­вых Ро­ма­но­вых).

Ис­то­ри­че­ские па­мят­ни­ки Ки­тай-го­ро­да. Со­вре­мен­ные про­ек­ты ор­га­ни­за­ции пе­ше­ход­ных ту­ри­сти­че­ских мар­шру­тов в ис­то­ри­че­ском цен­тре Мо­ск­вы.

Из­май­ло­во. Осо­бен­но­сти рус­ской куль­ту­ры XVII ве­ка.

Па­мят­ни­ки куль­ту­ры За­мо­ск­во­ре­чья. Го­су­дар­ст­вен­ная Треть­я­ков­ская Га­ле­рея.

Дво­рян­ская усадь­ба как фе­но­мен рус­ской куль­ту­ры XVIII ве­ка Му­зей-усадь­ба "Кус­ко­во"; (му­зей – усадь­ба «Ос­тан­ки­но»).

Ис­то­ри­че­ские па­мят­ни­ки Бе­ло­го го­ро­да.

Храм Хри­ста Спа­си­те­ля. Ис­то­рия вос­соз­да­ния па­мят­ни­ка.

Па­мят­ни­ки ис­то­рии и куль­ту­ры буль­вар­но­го коль­ца Мо­ск­вы.

Ца­ри­цы­но. Куль­тур­ное на­сле­дие Ека­те­ри­нин­ской эпо­хи.

Ре­ко­мен­дуе­мая ли­те­ра­ту­ра:

  1. Мир рус­ской куль­ту­ры. Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский спра­воч­ник. М.,1997.
  2. Зе­зи­на М.Р., Кош­ман Л.В., Шуль­гин В.С. Ис­то­рия рус­ской куль­ту­ры. М.,1990.
  3. Мо­ск­ва. Эн­цик­ло­пе­дия. М.,1980.
  4. Мо­ск­ва. Ар­хи­тек­тур­ный пу­те­во­ди­тель. М.: Строй­из­дат, 2001.
  5. Мо­ск­ва. Хра­мы. Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский спра­воч­ник. М.: Изд-во Моск. Пат­ри­ар­хии, 2003.
  6. Пра­во­слав­ная Мо­ск­ва. Спра­воч­ник мо­на­сты­рей и хра­мов. М.,2001.
  7. Мо­ск­ва Ве­ли­кая. Пу­те­во­ди­тель по ис­то­ри­че­ско­му цен­тру го­ро­да. М.,1997.
  8. Мо­ск­во­ве­де­ние. Спра­воч­ник. М.: Из­да­тель­ст­во "БУК­ЛАЙН", 1997.
  9. Дио­ни­сий и ис­кус­ст­во Мо­ск­вы XV – XVI сто­ле­тий. Л.,1981.
  10.  Мо­с­ков­ская ико­на XIV – XVII ве­ков. Л.,1988.
  11. Зод­чие Мо­ск­вы (сост. Ю.С. Яра­лов). М.,1981.
  12. Рзя­нин М.С. Ар­хи­тек­тур­ные ан­самб­ли Мо­ск­вы и Под­мос­ко­вья. М.,1950.
  13. Ше­ре­де­га В.И., Тур­чин В.С. Из ис­то­рии рус­ской уса­деб­ной куль­ту­ры XVII – XIX вв. М.,1979.
  14. Мо­с­ков­ский ле­то­пи­сец. М.,1988.
  15. Ле­вин И.И. Ар­бат – один ки­ло­метр Рос­сии. М.,1993.
  16.  Ги­ля­ров­ский В.А. Мо­ск­ва и мо­ск­ви­чи. М.,1988.
  17. Пет­ров­ская И.Ф. Те­атр и зри­тель рос­сий­ских сто­лиц.1895 – 1917. Л.,1990.
  18. Мо­лоч­ко­ва Т.А., Фро­лов В.П. Ис­то­рия Мо­ск­вы в па­мят­ни­ках куль­ту­ры. М.,1997.
  19.  Алек­сан­д­ров Ю.А. Мо­ск­ва за­по­вед­ная. М.,1991.
  20. Бе­лый го­род. Ар­хи­тек­тур­ные па­мят­ни­ки Мо­ск­вы. М., 1990.
  21. Бу­ра­ков Ю.Н. Под се­нью мо­на­сты­рей мо­с­ков­ских. М., 1991.
  22. За­бе­лин И.Е. Ис­то­рия го­ро­да Мо­ск­вы. М.,1990.
  23. Мо­с­ков­ский кремль. М.,1990.
  24. Мо­ле­ва Н.М. Усадь­бы Мо­ск­вы. М., 1998.
  25. Му­равь­ев В.Б. Твер­ской буль­вар. М., 1996.
  26. Мо­с­ков­ский анг­лий­ский клуб. Стра­ни­цы ис­то­рии. М.,1999.
  27. Ос­тан­ки­но. Те­атр-дво­рец. М: "Рус­ская кни­га", 1994.
  28. Мо­с­ков­ский аль­бом. Сбор­ник вос­по­ми­на­ний о Мо­ск­ве и мо­ск­ви­чах XIX – XХ ве­ков. М.,1997.
  29.  Ро­ма­нюк С.К. По зем­лям мо­с­ков­ских сел и сло­бод. Т. 1-2. М.,1999.
  30. Его же. Из ис­то­рии мо­с­ков­ских пе­ре­ул­ков. М.,2003.


Тре­бо­ва­ния к за­че­ту:


За­чет по лек­ци­он­но-экс­кур­си­он­но­му кур­су про­став­ля­ет­ся при ус­ло­вии ос­вое­ния ма­те­риа­ла лек­ций и вы­пол­не­ния сле­дую­щих за­да­ний:

Рас­сказ об од­ном из па­мят­ни­ков куль­ту­ры, по­се­щен­ных во вре­мя экс­кур­сий (по вы­бо­ру пре­по­да­ва­те­ля). Зна­ние ма­те­риа­ла лек­ций обя­за­тель­но.

Зна­ние со­вре­мен­ных вы­ста­воч­ных и му­зей­ных ком­плек­сов Мо­ск­вы. Са­мо­стоя­тель­ное по­се­ще­ние од­ной из но­вых вы­ста­вок или но­вой экс­по­зи­ции в из­вест­ном му­зее.

Пре­зен­та­ция са­мо­стоя­тель­но под­го­тов­лен­но­го твор­че­ско­го за­да­ния на анг­лий­ском язы­ке (по вы­бо­ру сту­ден­та из пред­ло­жен­ных ни­же ва­ри­ан­тов):

Экс­кур­сия по ис­то­ри­че­ско­му цен­тру Мо­ск­вы (по вы­бо­ру сту­ден­та). Вы­пол­не­ние за­да­ния пре­ду­смат­ри­ва­ет под­бор ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го ма­те­риа­ла для пе­ше­ход­но­го мар­шру­та про­дол­жи­тель­но­стью око­ло од­но­го ча­са по вре­ме­ни (с ос­та­нов­ка­ми и рас­ска­зом). Это мо­жет быть хо­ро­шо зна­ко­мый и лю­би­мый уго­лок го­ро­да или "от­кры­тие Мо­ск­вы", рас­сказ о том но­вом, что вы­яс­ни­лось при под­го­тов­ке экс­кур­сии.

Са­мо­стоя­тель­но раз­ра­бо­тан­ный про­ект: "Ка­кой я хо­чу ви­деть Мо­ск­ву» За­да­ние мо­жет быть под­го­тов­ле­но в ви­де про­ек­та ре­кон­ст­рук­ции го­род­ской сре­ды на ос­но­ве изу­че­ния ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия.

Са­мо­стоя­тель­но раз­ра­бо­тан­ный про­ект "Те­п­ло­та мо­с­ков­ских вос­по­ми­на­ний в пред­ме­тах на па­мять" ("За­пе­чат­лен­ная Мо­ск­ва", "Что бы я по­да­рил мо­ему дру­гу на па­мять о про­ве­ден­ных в Мо­ск­ве ка­ни­ку­лах"). Ины­ми сло­ва­ми, за­да­ние пре­ду­смат­ри­ва­ет раз­ра­бот­ку идеи по соз­да­нию па­мят­ных зна­ков, су­ве­ни­ров, от­ра­жаю­щих об­раз Мо­ск­вы и мо­ск­ви­чей.

Са­мо­стоя­тель­но раз­ра­бо­тан­ный про­ект "Соз­дай со­бы­тие": за­да­ние пред­по­ла­га­ет раз­ра­бот­ку и обос­но­ва­ние ин­те­рес­ных с куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ной точ­ки зре­ния "со­бы­тий", при­вле­ка­тель­ных для лю­дей раз­ных угол­ков Рос­сии и ми­ра, ко­то­рые мо­гут по­сто­ян­но, в раз­ное вре­мя го­да про­ис­хо­дить в Мо­ск­ве. В ка­че­ст­ве при­ме­ра ус­пеш­но реа­ли­зуе­мых про­ек­тов мож­но на­звать «Де­кабрь­ские ве­че­ра» в ГМИИ им. А. С. Пуш­ки­на, «Пас­халь­ный фес­ти­валь», му­зы­каль­ный фес­ти­валь «Рус­ская зи­ма».

 
Нравится Нравится