Главная Преподавание регионоведения Учебные программы Культурная антропология

Культурная антропология

Программа опубликована в сборнике Учебные программы. Специальность Регионоведение (350300) Часть 1. М.,2007
© Факультет иностранных языков и регионоведения


С.Г.Тер-Ми­на­со­ва


Це­ли и за­да­чи кур­са. Ан­тро­по­ло­гия, как это сле­ду­ет из на­зва­ния, это нау­ка о че­ло­ве­ке. Од­на­ко к нау­кам о че­ло­ве­ке от­но­сят­ся, как из­вест­но (и это так­же от­ра­же­но в на­зва­нии), все гу­ма­ни­тар­ные нау­ки и не­ко­то­рые ес­те­ст­вен­ные (ме­ди­ци­на, час­тич­но – био­ло­гия). Ра­зу­ме­ет­ся, на­ук о че­ло­ве­ке мно­го, и это по­нят­но, по­то­му что, во – пер­вых, че­ло­век – очень слож­ное раз­но­сто­рон­нее и мно­го­гран­ное су­ще­ст­во, а во-вто­рых, все эта нау­ки раз­ви­ва­ют­ся в че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве, где, ес­те­ст­вен­но, имен­но че­ло­век на­хо­дит­ся в цен­тре вни­ма­ния. Все ос­таль­ные нау­ки, не скон­цен­три­ро­ван­ные не­по­сред­ст­вен­но на че­ло­ве­ке, име­ют а ка­че­ст­ве пред­ме­та изу­че­ния мир, при­ро­ду, объ­ек­тив­ную вне­че­ло­ве­че­скую ре­аль­ность, но это мир, ок­ру­жаю­щий че­ло­ве­ка, и изу­ча­ет­ся он че­ло­ве­ком, для че­ло­ве­ка, с точ­ки зре­ния че­ло­ве­ка. Ины­ми сло­ва­ми, че­ло­ве­че­ский фак­тор при­сут­ст­ву­ет да­же в са­мой не­гу­ма­ни­тар­ной нау­ке.

Итак, су­ще­ст­ву­ет мно­го на­ук о че­ло­ве­ке, изу­чаю­щих раз­ные сто­ро­ны его жиз­ни: его фи­зи­че­скую (био­ло­гия, ме­ди­ци­на) и ду­хов­ную (пси­хо­ло­гия, фи­ло­со­фия, фи­ло­ло­гия) сущ­ность, его дея­тель­ность (эко­но­ми­ка, со­цио­ло­гия), его ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие (ис­то­рия). Все эти дис­ци­п­ли­ны, ра­зу­ме­ет­ся, тес­но взаи­мо­свя­за­ны, по­сколь­ку все они вос­хо­дят к од­но­му и то­му же объ­ек­ту изу­че­ния – че­ло­ве­ку, в ко­то­ром все эти раз­ные, раз­не­сен­ные по дис­ци­п­ли­нам ас­пек­ты со­су­ще­ст­ву­ет как еди­ный ор­га­низм, как не­раз­рыв­ное це­лое.

Чем же за­ни­ма­ет­ся ан­тро­по­ло­гия, ка­кой от­дель­ный ку­сок вы­бра­ла се­бе эта нау­ка, ра­зо­рвав (как и все ос­таль­ные) не­раз­рыв­ное це­лое?

Ан­тро­по­ло­гия от­ли­ча­ет­ся от всех дру­гих на­ук о че­ло­ве­ке как раз тем, что она пы­та­ет­ся со­брать во­еди­но все от­дель­ные ас­пек­ты и изу­чить гло­баль­но и все­сто­рон­не об­щий про­цесс фи­зи­че­ско­го и куль­тур­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка.

Со­от­вет­ст­вен­но, ан­тро­по­ло­гия под­раз­де­ля­ет­ся на:

1) фи­зи­че­скую ан­тро­по­ло­гию, изу­чаю­щую био­ло­ги­че­ское про­ис­хо­ж­де­ние и эво­лю­цию фи­зи­че­ской ор­га­ни­за­ции че­ло­ве­ка, пред­став­лен­но­го раз­лич­ны­ми ра­са­ми.

2) куль­тур­ную ан­тро­по­ло­гию, изу­чаю­щую фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры.

Ос­нов­ная цель куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии, как чрез­вы­чай­но ши­ро­кой фун­да­мен­таль­ной нау­ки, вби­раю­щей в се­бя зна­ния дру­гих гу­ма­ни­тар­ных на­ук, – все­сто­рон­не изу­чить про­цес­сы фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры, об­щие про­бле­мы куль­тур­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва.

За­да­чи кур­са:

- разъ­яс­нить сту­ден­там ту ог­ром­ную роль, ко­то­рую куль­ту­ра иг­ра­ет в жиз­ни че­ло­ве­ка, в его об­ще­нии с дру­ги­ми людь­ми и с дру­ги­ми куль­ту­ра­ми;

- оз­на­ко­мить их с идея­ми и ме­то­да­ми куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии;

- оп­ре­де­лить пу­ти, по ко­то­рым идет раз­ви­тие куль­тур, их из­ме­не­ние, столк­но­ве­ние и взаи­мо­дей­ст­вие;

- рас­крыть взаи­мо­связь, взаи­мо­влия­ние и взаи­мо­дей­ст­вие язы­ка и куль­ту­ры;

- по­ка­зать, как куль­ту­ра воз­дей­ст­ву­ет на по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, его ми­ро­вос­прия­тие, ми­ро­вую сис­те­му, лич­ную жизнь, фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти и т. п.

Тре­бо­ва­ния к уров­ню ус­вое­ния со­дер­жа­ния кур­са

Сту­ден­ты, про­слу­шав­шие кур­са куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии, долж­ны:

1. По­ни­мать куль­ту­ру как ба­зо­вое по­ня­тие и пред­мет изу­че­ния куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии, что пред­по­ла­га­ет зна­ние со­во­куп­но­сти всех фак­то­ров, со­став­ляю­щих и обу­слав­ли­ваю­щих об­раз жиз­ни оп­ре­де­лен­ной нау­ки, клас­са, груп­пы лю­дей в оп­ре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни в оп­ре­де­лен­ном мес­те. Эти фак­то­ры вклю­ча­ют идеи, ве­ро­ва­ния, обы­чаи, тра­ди­ции, соз­дан­ные че­ло­ве­ком со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты от се­мьи до го­су­дар­ст­ва, ре­зуль­та­ты ду­хов­ной, об­ще­ст­вен­ной и про­из­вод­ст­вен­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

2. Иметь пред­став­ле­ние о раз­ви­тии куль­ту­ры во всех ее ас­пек­тах: об­раз жиз­ни, ми­ро­воз­зре­ние, мен­та­ли­тет, на­цио­наль­ный ха­рак­тер, со­ци­аль­ная и ду­хов­ная цен­ность ма­те­ри­аль­ных ат­ри­бу­тов куль­ту­ры.

3. Осоз­нать взаи­мо­от­но­ше­ния язы­ка и куль­ту­ры, их не­раз­рыв­ную связь, взаи­мо­дей­ст­вие и взаи­мо­за­ви­си­мость.

4. По­ни­мать влия­ние куль­ту­ры на раз­лич­ные ас­пек­ты об­ще­ст­вен­ной жиз­ни че­ло­ве­ка: ра­со­вые, эт­ни­че­ские, клас­со­вые, эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния, от­но­ше­ния по­лов (или ген­дер­ные от­но­ше­ния), об­ра­зо­ва­ние, здра­во­охра­не­ние, спорт и т.п.

5. Уметь пред­ви­деть и пре­дот­вра­щать воз­мож­ные кон­флик­ты куль­тур.

6. Нау­чить­ся вы­де­лять от­ли­чи­тель­ные чер­ты и ком­по­нен­ты раз­ных куль­тур.

7. Вы­ра­бо­тать чув­ст­во ува­же­ния или, по край­ней ме­ре, тер­пи­мо­сти к дру­гим куль­ту­рам.

Со­дер­жа­ние кур­са

Раз­дел I. Куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия: он­то­ло­гия и эв­ри­сти­ка.

Те­ма 1.

Куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия, ее це­ли и за­да­чи, пред­мет изу­че­ния, ее ме­сто сре­ди дру­гих на­ук. (Про­бле­мы раз­гра­ни­че­ния куль­ту­ро­ло­гии и куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии, куль­тур­ной и со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии).

Те­ма 2.

По­ня­тие куль­ту­ры. Роль куль­ту­ры в жиз­ни че­ло­ве­ка, в че­ло­ве­че­ском об­ще­нии. Че­ло­век как фе­но­мен куль­ту­ры. Ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки куль­тур­но­го че­ло­ве­ка: че­ло­век мыс­ля­щий, тво­ря­щий, иг­раю­щий и др. По­ня­тие нор­мы и его зна­че­ние для по­ня­тия куль­ту­ры.

Те­ма 3.

Прин­ци­пы и ме­то­ды куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии.

Те­ма 4.

Куль­ту­ра и эт­нос, куль­ту­ра и эт­но­гра­фия. Ло­каль­ность и спе­ци­фи­ка куль­тур как ос­нов­ные про­бле­мы куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии.

Те­ма 5.

Пу­ти раз­ви­тия, из­ме­не­ния, эво­лю­ции куль­тур, их взаи­мо­дей­ст­вие. Из­ме­не­ния в куль­ту­ре и про­бле­мы адап­та­ции

Те­ма 6.

Они и мы. Диа­лог куль­тур. Кон­фликт куль­тур. Про­бле­мы меж­куль­тур­но­го об­ще­ния – пря­мо­го и кос­вен­но­го.

Те­ма 7.

Взаи­мо­связь и взаи­мо­дей­ст­вие язы­ка и куль­ту­ры. Язык как зер­ка­ло ми­ра и куль­ту­ры. Язы­ко­вая кар­ти­на ми­ра: пер­вич­ная, вто­рич­ная и т.д. Би­лин­гвизм и би­куль­ту­ризм. Язык как хра­ни­тель куль­ту­ры: куль­тур­но-ис­то­ри­че­ские кор­ни со­вре­мен­но­го со­стоя­ния об­ще­ст­ва. Роль язы­ка в пе­ре­да­че куль­ту­ры.

Те­ма 8.

Язык как ору­дие куль­ту­ры. Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти по­сред­ст­вом язы­ка и куль­ту­ры. Роль лек­си­ки и грам­ма­ти­ки в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти.

Те­ма 9.

На­цио­наль­ный ха­рак­тер, на­цио­наль­ные сте­рео­ти­пы. Пу­ти фор­ми­ро­ва­ния на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра и сте­рео­ти­пов. Ис­точ­ни­ки, сви­де­тель­ст­вую­щие о чер­тах на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра. По­ло­жи­тель­ное и от­ри­ца­тель­ное воз­дей­ст­вие сте­рео­ти­пов на про­бле­мы меж­куль­тур­но­го об­ще­ния.

Раз­дел II. Куль­тур­ные кар­ти­ны и сис­те­мы ми­ра раз­ных куль­тур­ных общ­но­стей.

Те­ма 1.

Куль­ту­ра и про­стран­ст­во.

Те­ма 2.

Куль­ту­ра и вре­мя.

Те­ма 3.

Куль­ту­ра и эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие об­ще­ст­ва. Куль­ту­ра и про­мыш­лен­ность. Куль­ту­ра и сель­ское хо­зяй­ст­во. Куль­ту­ра и биз­нес. Куль­ту­ра и рек­ла­ма.

Те­ма 4.

Куль­ту­ра и ком­му­ни­ка­ция. Куль­ту­ра и об­ра­зо­ва­ние. Куль­ту­ра и взаи­мо­от­но­ше­ние по­лов. Род­ст­вен­ные от­но­ше­ния, брак, се­мья.

Те­ма 5.

Куль­ту­ра и эко­ло­гия. Куль­ту­ра и еда.

Те­ма 6.

Куль­ту­ра и идео­ло­гия.

Те­ма 7.

Куль­ту­ра и за­кон. Куль­ту­ра и вой­ны. Ве­ро­ва­ния, ме­ди­ци­на.

Те­ма 8.

Ма­те­ри­аль­ные ат­ри­бу­ты куль­тур, их со­ци­аль­ная и ду­хов­ная цен­ность.


Ре­ко­мен­дуе­мая ли­те­ра­ту­ра

а) ос­нов­ная ли­те­ра­ту­ра:

Ару­тю­но­ва Н.Д. Язык и мир че­ло­ве­ка. «Язы­ки рус­ской куль­ту­ры», М., 1999.

Бе­лик А.А. Куль­ту­ро­ло­гия. Ан­тро­по­ло­ги­че­ские тео­рии куль­тур. М., 1998.

Бром­лей Ю.В. Эт­нос и эт­но­гра­фия. «Нау­ка», М., 1973.

Веж­биц­ка Ан­на. Се­ман­ти­че­ские уни­вер­са­лии и опи­са­ние язы­ков. «Язы­ки рус­ской куль­ту­ры». М. 1999.

Во­рон­ко­ва Л.П. Куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия как нау­ка. «Диа­лог – МГУ», М., 1997.

Емель­я­нов Ю.Н. Вве­де­ние в куль­ту­ран­тро­по­ло­гию. Учеб. по­со­бие. СПб., 1992.

Ле­ви-Строс К. Струк­тур­ная ан­тро­по­ло­гия: Пер. с фран. М., 1985.

Ма­ли­нов­ский Бро­ни­слав. На­уч­ная тео­рия куль­ту­ры. ОГИ, М., 2000.

Ни­ки­шен­ков А.А. Из ис­то­рии анг­лий­ской эт­но­гра­фии (Кри­ти­ка функ­цио­на­лиз­ма). М., 1986.

Ор­ло­ва Э.А. Ру­ко­во­дство по ме­то­до­ло­гии куль­тур­но-ан­тро­по­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний. – М., 1991.

Пав­лов­ская А.В. Рос­сия и Аме­ри­ка. Про­бле­мы об­ще­ния куль­тур. Изд-во МГУ. М., 1998.

Се­пир Э. Из­бран­ные тру­ды по язы­ко­зна­нию и куль­ту­ро­ло­гии. М., 1993.

Тей­яр де Шар­ден. Фе­но­мен че­ло­ве­ка: Пер. с фр. М., 1987.

Тер-Ми­на­со­ва С.Г. Язык и меж­куль­тур­ная ком­му­ни­ка­ция. «Сло­во», М., 2000.

Уайт Лес­ли А. Эт­но­ло­ги­че­ские эс­се: Пер. с англ., ре­фе­рат. М., 1990.

Че­ло­ве­че­ский фак­тор в язы­ке. «Нау­ка», М., 1991.

Эт­но­гра­фия, ан­тро­по­ло­гия и смеж­ные дис­ци­п­ли­ны: со­от­но­ше­ние пред­ме­та и ме­то­дов: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т эт­но­гра­фии. – М., 1989.

Эт­но­ло­гия/Под ред. Мар­ко­ва Г.Е., Пи­ме­но­ва В.В. М., 1994.

б) ос­нов­ная ли­те­ра­ту­ра (на иностр. язы­ке):

A Handbook of Methods in Cultural Anthropology/ Ed. by Naroll, R. and Cohen, R.N.Y., 1973.

An Introduction to Anthropology. Beals, Ralph Leon. -5th ed.- New York: Macmillan, London cop. 1977.

Anthropology: The exploration of human diversity. Kottak Conrad Phillip, 5 ed. N.Y etc: McGraw-Hll, cop. 1991.

Applying Cultural Anthropology. Selected by Aaron Podolefsky, Peter J. Brown. Mayfield Publishing Company. Mountain View, California. London. Toronto. 1991.

Conformity and Conflict. Readings in Cultural Anthropology. 9th Edition.

Cultural Anthropology: a Contemporary Perspective. Kelsing Roger M. NewYork. cop.1981.

Haviland, William. A. Cultural Anthropology. 5 ed. N.Y. etc., 1987.

Spradley, James P. McCurdy, David W. (editors) Longman. 1997.

Keesing, Roger M. Cultural Anthropology: A Contemporary Perspectives. 2 ed., N.Y. etc., 1981.

Modern Cultural Anthropology: An Introduction. Bock Philip K.– second ed. New York: Knopf, cop. 1974.

Nanda, Serena. Cultural Anthropology. 2 ed. Belmont (Calif.), 1984.

Naroll, R., Naroll, F. Main Currents in Cultural Anthropology. N.Y., 1973.

Radcliffe-Brown, A.R. Method in Social Anthropology. Bombay, 1960.


Пе­ре­чень при­мер­ных кон­троль­ных во­про­сов и за­да­ний

для са­мо­стоя­тель­ной ра­бо­ты


  1. Что изу­ча­ет куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия? Чем ан­тро­по­ло­гия от­ли­ча­ет­ся от дру­гих гу­ма­ни­тар­ных на­ук?
  2. В чем от­ли­чие куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии от со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии? Взаи­мо­от­но­ше­ния куль­ту­ро­ло­гии и куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии.
  3. Мой опыт жиз­ни за ру­бе­жом.
  4. Об­ще­ние с ино­стран­ца­ми: диа­ло­ги и кон­флик­ты куль­тур.
  5. Куль­тур­ные и язы­ко­вые барь­е­ры ме­ж­ду на­ро­да­ми: сход­ст­во и раз­ли­чие.
  6. Прин­ци­пы и ме­то­ды куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии.
  7. Фольк­лор как ис­точ­ник све­де­ний о на­цио­наль­ном ха­рак­те­ре.
  8. Ме­ж­ду­на­род­ные анек­до­ты как ис­точ­ник сте­рео­ти­пов на­цио­наль­ных ха­рак­те­ров.
  9. На­цио­наль­ная клас­си­че­ская ли­те­ра­ту­ра как ис­точ­ник све­де­ний о на­цио­наль­ном ха­рак­те­ре.
  10. Язык как сви­де­тель­ст­во на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра.
  11. Язык – это кри­вое зер­ка­ло куль­ту­ры?
  12. Куль­тур­ная кар­та Ев­ро­пы. На­цио­наль­ные сте­рео­ти­пы.


При­мер­ный пе­ре­чень во­про­сов к за­че­ту (эк­за­ме­ну) по все­му кур­су

  1. Куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия, ее ме­сто сре­ди дру­гих на­ук.
  2. По­ня­тие куль­ту­ры.
  3. Ак­ту­аль­ность про­блем куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях.
  4. Куль­тур­ная ан­тро­по­ло­гия и про­бле­ма меж­куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции.
  5. Роль со­пос­та­ви­тель­но­го изу­че­ния куль­тур для наи­бо­лее пол­но­го рас­кры­тия их сущ­но­сти.
  6. Рос­сия и За­пад: диа­лог куль­тур.
  7. Кон­фликт куль­тур.
  8. Оп­ре­де­ле­ние на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра. Ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции о нем.
  9. Они и мы: за­га­доч­ные ду­ши.
  10. Роль язы­ка в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти.
  11. Роль язы­ка в фор­ми­ро­ва­нии на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра.
  12. Язык и куль­ту­ра.
  13. Язы­ко­вые и куль­тур­ные кар­ти­ны ми­ра.
  14. Язык – зер­ка­ло куль­ту­ры.
  15. Язык – со­кро­вищ­ни­ца куль­ту­ры.
  16. Роль язы­ка в пе­ре­да­че куль­ту­ры от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию.
  17. Ино­стран­ное сло­во – пе­ре­кре­сток куль­тур.
  18. Со­цио­куль­тур­ный ком­мен­та­рий к ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре как спо­соб пре­одо­ле­ния кон­флик­тов куль­тур.
  19. Кон­фликт куль­тур: ди­а­хро­ни­че­ский и син­хро­ни­че­ский ас­пек­ты.
  20. Со­вре­мен­ная Рос­сия че­рез язык и куль­ту­ру.
  21. Улыб­ка как знак куль­ту­ры.
  22. Столк­но­ве­ние куль­тур при изу­че­нии ино­стран­но­го язы­ка.
  23. По­ли­ти­че­ская кор­рект­ность как яв­ле­ние за­пад­ной куль­ту­ры.
  24. Язы­ко­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ст­вен­но­го по­ве­де­ния.
  25. Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти по­сред­ст­вом ин­фор­ма­тив­но-ре­гу­ля­тор­ских тек­стов.
  26. Сис­те­ма ми­ра и раз­ных куль­тур­ных общ­но­стей.
  27. Куль­ту­ра и со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты.
  28. Куль­ту­ра и идео­ло­гия: со­пос­та­ви­тель­ный ана­лиз Рос­сии и За­па­да.



 
Нравится Нравится