Главная Преподавание регионоведения Учебные программы Русский мир

Русский мир

Интересная статья? Поделись ей

Программа опубликована в сборнике Учебные программы. Специальность Регионоведение (350300) Часть 1. М.,2007
© Факультет иностранных языков и регионоведения

Лек­ции

 

Пав­лов­ская А.В.

Ау­ди­то­рия: сту­ден­ты 1 кур­са фа­куль­те­та ино­стран­ных язы­ков и ре­гио­но­ве­де­ния

Объ­ем: 68 ча­сов (го­до­вой курс)

Цель кур­са – дать сту­ден­там пред­став­ле­ние о рус­ской куль­ту­ре и рус­ской ци­ви­ли­за­ции в це­лом, рас­крыть свое­об­ра­зие Рос­сии как осо­бо­го не­по­вто­ри­мо­го ми­ра, и вме­сте с тем, как со­став­ной час­ти ми­ро­вой ци­ви­ли­за­ции; рас­смот­реть ос­нов­ные про­бле­мы рус­ской жиз­ни че­рез приз­му ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ры, язы­ка и ис­кус­ст­ва. Курс стро­ит­ся по про­блем­но­му прин­ци­пу, а ка­ж­дая про­бле­ма рас­смат­ри­ва­ет­ся в ис­то­ри­че­ском сре­зе. Важ­ное ме­сто в кур­се за­ни­ма­ет рас­смот­ре­ние ис­то­ри­че­ских кор­ней со­вре­мен­ных яв­ле­ний, ис­то­ри­че­ской пре­ем­ст­вен­но­сти тра­ди­ций и осо­бен­но­стей бы­та и об­раза жиз­ни. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся со­пос­тав­ле­нию раз­лич­ных яв­ле­ний рус­ской жиз­ни с тра­ди­ция­ми дру­гих стран. Ис­точ­ни­ко­вой ба­зой кур­са яв­ля­ют­ся раз­лич­ные ис­то­ри­че­ские ма­те­риа­лы как рус­ские, так и за­ру­беж­ные, ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра, фольк­лор, за­пис­ки ино­стран­цев о Рос­сии, ма­те­риа­лы эт­но­гра­фи­че­ских ис­сле­до­ва­ний, со­вре­мен­ная оте­че­ст­вен­ная и за­пад­ная прес­са и пуб­ли­ци­сти­ка, ма­те­риа­лы те­ле­ви­де­ния и ки­но.

 

I се­местр

Лек­ция 1. Вве­де­ние.

Важ­ность изу­че­ния куль­ту­ры при изу­че­нии ино­стран­ных язы­ков. На­зва­ние кур­са, по­ня­тие “мир”. Ме­сто и роль кур­са в про­грам­ме фа­куль­те­та ино­стран­ных язы­ков МГУ. За­да­чи и струк­ту­ра кур­са. Пу­ти и ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния. Ис­точ­ни­ко­вая кур­са ба­за. Крат­кая ха­рак­те­ри­сти­ка ис­точ­ни­ков по рус­ско­му ми­ру. Осо­бен­но­сти за­пад­ных ис­точ­ни­ков по ис­то­рии рус­ско­го ми­ра. Ос­нов­ные по­ня­тия и тер­ми­ны – куль­ту­ра, ци­ви­ли­за­ция, эт­нос, сте­рео­тип.

Лек­ция 2-3. Про­бле­ма на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра в со­вре­мен­ном ми­ре.

Про­бле­ма на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра, ис­то­рия изу­че­ния и ос­нов­ные оп­ре­де­ле­ния.

Лек­ция 4. Роль рус­ских ска­зок в рас­кры­тии про­бле­мы на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра.

Роль рус­ских на­род­ных ска­зок в рас­кры­тии про­бле­мы на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра. Двой­ст­вен­ная роль ска­зок: с од­ной сто­ро­ны – древ­ней­ший ис­точ­ник, от­ра­жаю­щий идеа­лы, сис­те­му цен­но­стей то­го или ино­го на­ро­да, с дру­гой – важ­ный фак­тор фор­ми­ро­ва­ния на­цио­наль­ных ха­рак­те­ров. Ге­рои и ге­рои­ни рус­ских на­род­ных ска­зок. Борь­ба со злом. Идеи и идеа­лы. От­ра­же­ние осо­бен­но­стей бы­та и об­раза жиз­ни рус­ско­го на­ро­да в сказ­ках.

Лек­ция 5 – 8. Осо­бен­но­сти рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти.

Осо­бен­но­сти рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. Ле­ген­да о при­зва­нии ва­ря­гов и ее роль в рас­кры­тии осо­бен­но­стей рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. Са­мо­дер­жа­вие в Рос­сии: осо­бен­но­сти и влия­ние на рус­скую жизнь. «Хо­зя­ин зем­ли рус­ской». Про­бле­ма “царь и на­род”. Са­мо­зван­цы на Ру­си, про­бле­ма за­кон­но­сти го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти. Ре­ли­ги­оз­ный ас­пект го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти. Про­бле­ма силь­ной вла­сти в Рос­сии. Бю­ро­кра­тия в Рос­сии. Ре­фор­мы и ре­фор­ма­то­ры. Рус­ская ин­тел­ли­ген­ция. Ре­гио­ны Рос­сии: един­ст­во в мно­го­об­ра­зии

Лек­ция 9-11. Об­щин­ный ха­рак­тер рус­ско­го са­мо­соз­на­ния.

Рус­ская де­рев­ня. Об­щин­ный ха­рак­тер рус­ско­го са­мо­соз­на­ния – миф или ре­аль­ность. От­ли­чи­тель­ные чер­ты рус­ской кре­сть­ян­ской об­щи­ны. Кре­сть­ян­ская об­щи­на и ее влия­ние на ха­рак­тер рус­ско­го на­ро­да. От­ли­чи­тель­ные чер­ты рус­ско­го ха­рак­те­ра (день­ги и бо­гат­ст­во, за­кон, вре­мя, сво­бо­да, уст­ное и пись­мен­ное сло­во, пат­рио­тизм и са­мо­кри­ти­ка, жа­лость и тер­пе­ние, по­доз­ри­тель­ность и до­вер­чи­вость, сми­ре­ние и удаль – раз­гул и др.)

Лек­ция 12-13. Рос­сия и мир.

Спо­ры о пу­тях раз­ви­тия Рос­сии. Рос­сия в кру­гу за­пад­ных дер­жав: Рос­сия и Анг­лия; Рос­сия и Гер­ма­ния; Рос­сия и Фран­ция; Рос­сия и Ита­лия; Рос­сия и Скан­ди­на­вия; Рос­сия и Аме­ри­ка. Ино­стран­цы в Рос­сии. Рус­ские за­гра­ни­цей

Лек­ция 14-16. Се­мей­ный во­прос в Рос­сии.

Зна­че­ние се­мьи в рус­ской жиз­ни. Струк­ту­ра рус­ской се­мьи, от­но­ше­ния ме­ж­ду ее чле­на­ми. “До­мо­строй” как ис­точ­ник по ис­то­рии се­мей­ных от­но­ше­ний в Рос­сии. Лю­бовь, брак, раз­вод. Ре­ли­ги­оз­ный ас­пект се­мей­ных от­но­ше­ний. Ос­нов­ные тра­ди­ции, свя­зан­ные с се­мей­ной жиз­нью. Со­вре­мен­ная си­туа­ция. Вос­пи­та­ние де­тей в дво­рян­ской и кре­сть­ян­ской семь­ях. Ос­нов­ные прин­ци­пы вос­пи­та­ния де­тей в со­вре­мен­ной се­мье.

Лек­ция 17. По­ло­же­ние жен­щи­ны в Рос­сии.

По­ло­же­ние жен­щи­ны в Рос­сии – сте­рео­ти­пы и ре­аль­ность. Иде­ал жен­щи­ны и жен­ский иде­ал в рус­ской ис­то­рии и куль­ту­ре. По­ло­же­ние жен­щи­ны в дво­рян­ской сре­де. По­ло­же­ние жен­щи­ны в кре­сть­ян­ской сре­де. “Жен­ский во­прос” се­го­дня – воз­мо­жен ли фе­ми­низм в Рос­сии.

 

II се­местр

 

Лек­ция 1-4. Об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии.

Об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии: уни­вер­саль­ное и спе­ци­фи­че­ское. Об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии – ос­нов­ные эта­пы раз­ви­тия. Об­ра­зо­ва­ние в кре­сть­ян­ской сре­де. Круг зна­ний рус­ско­го кре­сть­я­ни­на. Об­ра­зо­ва­ние в дво­рян­ской сре­де. Осо­бен­но­сти жен­ско­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии. Зна­че­ние об­ра­зо­ва­ния в рус­ской жиз­ни. Кни­га и чте­ние. Ино­стран­ные язы­ки в Рос­сии. Ос­нов­ные прин­ци­пы и тра­ди­ции рос­сий­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Ос­нов­ные прин­ци­пы уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии. МГУ – ис­то­рия, тра­ди­ции, но­ва­тор­ст­во.

Лек­ция 5-7. Пра­во­сла­вие.

Кре­ще­ние Ру­си: ис­то­ри­ко-куль­тур­ные осо­бен­но­сти. Рус­ские мо­на­сты­ри и осо­бен­но­сти мо­на­стыр­ской жиз­ни. Осо­бен­но­сти рус­ской ду­хов­ной жиз­ни. (Язы­че­ст­во и пра­во­сла­вие. Стар­че­ст­во и стар­цы. Юро­ди­вые на Ру­си. Ста­ро­об­ряд­че­ст­во. Стран­ни­ки. Суе­ве­рия). От­но­ше­ние к ре­ли­гии в Рос­сии. Влия­ние пра­во­сла­вия на рус­ский на­цио­наль­ный ха­рак­тер. Роль ре­ли­гии в рус­ской жиз­ни. Пра­во­слав­ная цер­ковь се­го­дня.

Лек­ция 8-9. Пред­при­ни­ма­тель­ст­во в Рос­сии.

Пред­при­ни­ма­тель­ст­во в Рос­сии: вче­ра и се­го­дня. Тра­ди­ции рус­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Осо­бен­но­сти пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в Рос­сии. Ме­це­нат­ст­во и бла­го­тво­ри­тель­ность. Быт и нра­вы рус­ско­го ку­пе­че­ст­ва. Яр­мар­ка, ба­зар, ры­нок.

Лек­ция 10 – 11. Быт и нра­вы го­ро­да Мо­ск­вы.

Ос­нов­ные ве­хи в ис­то­рии Мо­ск­вы. Мо­ск­ва и Пе­тер­бург – две сто­ли­цы. Про­бле­ма “го­род – де­рев­ня”, “сто­ли­ца – про­вин­ция” в рус­ском ми­ре.

Лек­ция 12. Тра­ди­ции и свое­об­ра­зие рус­ско­го бы­та.

Зна­че­ние от­че­го до­ма в рус­ской куль­ту­ре. Тра­ди­ции рус­ско­го до­мо­строи­тель­ст­ва. Внут­рен­нее уб­ран­ст­во. Ба­ня. Ги­гие­на. Тра­ди­ци­он­ная рус­ская оде­ж­да. От­но­ше­ние к мо­де. По­все­днев­ная жизнь. Осо­бен­но­сти и свое­об­ра­зие бы­та. До­ро­ги. Пес­ни. Зи­ма и зим­ние ра­до­сти. Празд­ни­ки – ста­рые и но­вые.

Лек­ция 13-14. Тра­ди­ции рус­ско­го гос­те­при­им­ст­ва. Рус­ская кух­ня.

Зна­че­ние еды в оп­ре­де­ле­нии на­цио­наль­ных осо­бен­но­стей. Еда и про­бле­мы кон­флик­та куль­тур. Тра­ди­ции рус­ско­го гос­те­при­им­ст­ва. Ре­жим пи­та­ния рус­ско­го кре­сть­ян­ст­ва. По­сты. Тра­ди­ции рус­ско­го за­сто­лья. Что и ко­гда едят в Рос­сии. Хлеб. На­цио­наль­ные блю­да и осо­бен­но­сти рус­ской кух­ни. Ал­ко­голь­ные на­пит­ки и их ме­сто в рус­ской тра­ди­ции. Дру­гие на­пит­ки. Чай и чае­пи­тие.

Лек­ция 15. Рус­ская усадь­ба (са­ды и пар­ки Рос­сии)

От­но­ше­ние к при­ро­де. Рус­ские усадь­бы: про­шлое, на­стоя­щее, бу­ду­щее. Са­ды и пар­ки в Рос­сии: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. Да­чи и ого­ро­ды. Со­вре­мен­ные усадь­бы.

 

Ли­те­ра­ту­ра к кур­су

Роль рус­ских на­род­ных ска­зок в рас­кры­тии про­бле­мы на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра:

На­род­ные рус­ские сказ­ки А.Н. Афа­нась­е­ва. В трех то­мах. Се­рия “Ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки”, М., Нау­ка, 1984. Том 1: Пре­ди­сло­вие (с. 5-11), По­сле­сло­вие (“А.Н. Афа­нась­ев и его со­б­ра­ние на­род­ных ска­зок”, с.377-427), Сказ­ки по вы­бо­ру.

А. Афа­нась­ев. По­эти­че­ские воз­зре­ния сла­вян на при­ро­ду. В трех то­мах. М., 1994. Гла­вы по вы­бо­ру.

Осо­бен­но­сти рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти.

Рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ст­во X -XX ве­ков. М., 1984-1986. Вве­де­ние к то­мам 1,2,4.

Рос­сий­ские са­мо­держ­цы. 1801 – 1917. М., 1993. Гла­вы по вы­бо­ру.

Ка­рам­зин Н.М. За­пис­ка о древ­ней и но­вой Рос­сии.

Скрын­ни­ков Р.Г. Са­мо­зван­цы в Рос­сии в на­ча­ле 18 ве­ка. Но­во­си­бирск, 1990. Гла­вы 1, 2, 6,

По­весть вре­мен­ных лет (лю­бое из­да­ние). Из­вес­тие за 862 г.

Об­щин­ный ха­рак­тер рус­ско­го са­мо­соз­на­ния.

М.М. Гро­мы­ко Мир рус­ской де­рев­ни. М., 1991. Гла­вы “Взаи­мо­по­мощь” (с.73-86), “Бу­ду­чи на мир­ской сход­ке, при­го­во­ри­ли” (с.155-169)

Быт ве­ли­ко­рус­ских кре­сть­ян-зем­ле­паш­цев. Опи­са­ние ма­те­риа­лов эт­но­гра­фи­че­ско­го бю­ро кня­зя В.Н. Те­ни­ше­ва. Спб, 1993. Раз­дел Д, вопр.8-90 (с.45-69).

Пав­лов­ская А.В Как иметь де­ло с рус­ски­ми. М., 2003

Се­мья в Рос­сии. По­ло­же­ние жен­щи­ны. Вос­пи­та­ние де­тей.

М.М. Гро­мы­ко. Указ. соч. Гла­ва “Боль­шак и дру­гие” (с.169-177).

Быт ве­ли­ко­рус­ских кре­сть­ян... Раз­дел З, вопр.302-349 (с.178-194); Раз­де­лы И, I (с.236-268)

Ю.М. Лот­ман Бе­се­ды о рус­ской куль­ту­ре. Быт и тра­ди­ции рус­ско­го дво­рян­ст­ва. Спб, 1994. Гла­вы “Жен­ский мир”(с.18-46), “Сва­тов­ст­во. Брак. Раз­вод” (с.103-123).

До­мо­строй. Лю­бое из­да­ние. Гла­вы по вы­бо­ру.

Об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии.

М.М. Гро­мы­ко. Указ. соч. Гла­ва “Гра­мо­теи и книж­ни­ки” (с. 273-318)

Быт ве­ли­ко­рус­ских кре­сть­ян... Раз­дел Ж (с.162-175), раз­дел I (с. 267-268)

Ю.М. Лот­ман Бе­се­ды о рус­ской куль­ту­ре. Гл. “Жен­ское об­ра­зо­ва­ние в XVIII – нач. XIX в.” (с. 75-90)

Пав­лов­ская А.В Об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии: ис­то­рия и тра­ди­ции. М., 2003

Пав­лов­ская А.В О Мо­с­ков­ском уни­вер­си­те­те с лю­бо­вью. М., 2005

Пра­во­сла­вие в Рос­сии

М.М. Гро­мы­ко. Указ. соч. Гл. “Ве­ра” (с. 111-126)

Быт ве­ли­ко­рус­ских кре­сть­ян... Разд. Ж (с. 147-152)

По­весть вре­мен­ных лет (лю­бое из­да­ние). Из­вес­тие за 986 год

Кни­га об ис­то­рии од­но­го из рус­ских пра­во­слав­ных мо­на­сты­рей (по вы­бо­ру)

Пред­при­ни­ма­тель­ст­во в Рос­сии

Бу­рыш­кин П.А. Мо­ск­ва ку­пе­че­ская. М., “Сто­ли­ца”, 1990. Гл. 1 (с.1-106)

Ду­мо­ва Н. Мо­с­ков­ские ме­це­на­ты. М., “Мо­ло­дая гвар­дия”, 1992. Гла­ва по вы­бо­ру

Быт го­ро­да Мо­ск­вы

За­бе­лин И. Ис­то­рия го­ро­да Мо­ск­вы. Гла­вы по вы­бо­ру (лю­бое из­да­ние)

Мо­с­ков­ская ста­ри­на. Вос­по­ми­на­ния мо­ск­ви­чей про­шло­го сто­ле­тия. М., Изд-во “Прав­да”, 1989.

Кни­га по вы­бо­ру по ис­то­рии Мо­ск­вы

Тра­ди­ции рус­ско­го за­сто­лья

Ко­ва­лев В.М., Мо­гиль­ный Н.П. Рус­ская кух­ня: тра­ди­ции и обы­чаи. М., “Со­вет­ская Рос­сия”, 1992. Гл. “Тра­ди­ции рус­ской тра­пе­зы”

 

При­мер­ные во­про­сы к кур­су

 

  1. Ос­нов­ные оп­ре­де­ле­ния по­ня­тия “куль­ту­ра”
  2. От­ра­же­ние осо­бен­но­стей рус­ской жиз­ни и на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра в рус­ских на­род­ных сказ­ках.
  3. Роль рус­ских на­род­ных ска­зок в рас­кры­тии про­бле­мы на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра
  4. Осо­бен­но­сти рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти
  5. Про­бле­ма “царь и на­род”
  6. Са­мо­зван­цы на Ру­си. Про­бле­ма за­кон­но­сти го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти
  7. Ре­ли­ги­оз­ный ас­пект го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти
  8. Са­мо­дер­жа­вие в Рос­сии: осо­бен­но­сти и влия­ние на рус­ский мир
  9. Ле­ген­да о при­зва­нии ва­ря­гов и ее роль в рас­кры­тии осо­бен­но­стей рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти

10.От­ли­чи­тель­ные чер­ты рус­ской кре­сть­ян­ской об­щи­ны

11.Влия­ние кре­сть­ян­ской об­щи­ны на рус­ский на­цио­наль­ный ха­рак­тер

12.Об­щин­ный ха­рак­тер рус­ско­го са­мо­соз­на­ния – миф или ре­аль­ность

13.Се­мей­ный во­прос в Рос­сии

14.По­ло­же­ние жен­щи­ны в Рос­сии

15.Роль се­мьи в рус­ской жиз­ни

16.Ос­нов­ные прин­ци­пы вос­пи­та­ния де­тей в Рос­сии

17.“До­мо­строй” как ис­точ­ник по ис­то­рии се­мей­ных от­но­ше­ний в Рос­сии

18.Ос­нов­ные прин­ци­пы вос­пи­та­ния де­тей в рус­ской кре­сть­ян­ской се­мье

19.Об­ра­зо­ва­ние в кре­сть­ян­ской сре­де

20.Круг зна­ний рус­ско­го кре­сть­я­ни­на

21.Об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии – ос­нов­ные эта­пы раз­ви­тия

22.МГУ – ис­то­рия, тра­ди­ции, но­ва­тор­ст­во.

23.Ос­нов­ные прин­ци­пы уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии

24.Осо­бен­но­сти жен­ско­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии

25.Свое­об­ра­зие мо­на­стыр­ской жиз­ни в Рос­сии

26.Рус­ские мо­на­сты­ри и стар­че­ст­во

27.Юро­ди­вые на Ру­си

28.Влия­ние пра­во­сла­вия на рус­ский на­цио­наль­ный ха­рак­тер

29.От­но­ше­ние рус­ско­го на­ро­да к ре­ли­гии

30.Тра­ди­ции и осо­бен­но­сти рус­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва

31.Ме­це­нат­ст­во и бла­го­тво­ри­тель­ность в Рос­сии

32.Пред­при­ни­ма­тель­ст­во в Рос­сии: вче­ра и се­го­дня

33.Быт и нра­вы рус­ско­го ку­пе­че­ст­ва

34.Быт и нра­вы рус­ско­го дво­рян­ст­ва

35.Быт и нра­вы го­ро­да Мо­ск­вы

36.Ос­нов­ные ве­хи в ис­то­рии го­ро­да Мо­ск­вы

37.Мо­ск­ва – центр куль­ту­ры и нау­ки

38.Го­род, “от­верг­ну­тый Пет­ром”. Свое­об­ра­зие мо­с­ков­ско­го ми­ра в XVIII – XIX вв.

39.Мо­ск­ва ку­пе­че­ская. Тор­гов­ля. Яр­мар­ки. Ба­за­ры

40.Зна­че­ние от­че­го до­ма в рус­ском ми­ре

41.Тра­ди­ци­он­ное рус­ское жи­ли­ще

42.Рус­ская тра­ди­ци­он­ная оде­ж­да. От­но­ше­ние к мо­де

43.Тра­ди­ции рус­ско­го гос­те­при­им­ст­ва

44.Тра­ди­ции рус­ско­го за­сто­лья

45.Осо­бен­но­сти рус­ской кух­ни

46.За­пис­ки пу­те­ше­ст­вен­ни­ков по Рос­сии и их роль в изу­че­нии рус­ской куль­ту­ры


 

 
Нравится Нравится