Главная Преподавание регионоведения Учебные программы Мир Великобритании

Мир Великобритании

Программа опубликована в сборнике Учебные программы. Специальность Регионоведение (350300) Часть 2. М.,2007
© Факультет иностранных языков и регионоведения


Обу­кау­скай­те Д.С.


Курс пред­по­ла­га­ет ов­ла­де­ние спе­циа­ли­ста­ми-ре­гио­но­ве­да­ми фак­ти­че­ским и язы­ко­вым ма­те­риа­лом в рам­ках ос­нов­ных тем, свя­зан­ных с ис­то­ри­ей и по­все­днев­ной жиз­нью бри­тан­цев, и не­об­хо­ди­мым для уче­та осо­бен­но­стей бри­тан­ской куль­ту­ры в раз­лич­ных си­туа­ци­ях де­ло­во­го и по­все­днев­но­го об­ще­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми дан­ной куль­ту­ры и пре­дот­вра­ще­ния воз­мож­ных кон­флик­тов куль­тур. Ко­неч­ной це­лью кур­са стра­но­ве­де­ния яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние у уча­щих­ся спо­соб­но­сти по­ни­мать и объ­яс­нять реа­лии ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия Бри­та­нии и по­все­днев­ной жиз­ни ее жи­те­лей с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­от­вет­ст­вую­ще­го учеб­но­го ма­те­риа­ла.

В хо­де кур­са стра­но­ве­де­ния ста­вят­ся за­да­чи под­го­тов­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов, умею­щих при­ме­нять по­лу­чен­ные зна­ния об од­ной из стран изу­чае­мо­го язы­ка в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ния, в том чис­ле со­ци­аль­но-куль­тур­ных, со­ци­аль­но-бы­то­вых и де­ло­вых. В ре­зуль­та­те ос­вое­ния со­дер­жа­ния кур­са стра­но­ве­де­ния спе­циа­лист – ре­гио­но­вед дол­жен

знать фак­ти­че­ский и лек­си­че­ский ма­те­ри­ал в рам­ках обо­зна­чен­ных клю­че­вых тем по ис­то­рии и со­вре­мен­но­сти

по­ни­мать и объ­яс­нять осо­бен­но­сти, в том чис­ле реа­лии, бри­тан­ской ис­то­рии и куль­ту­ры, а так­же со­пос­тав­лять их с осо­бен­но­стя­ми род­ной куль­ту­ры

иметь дос­та­точ­но пол­ное пред­став­ле­ние о стра­не изу­чае­мо­го язы­ка, ее ис­то­рии, раз­лич­ных ас­пек­тах со­вре­мен­ной жиз­ни бри­тан­цев и о влия­ни­ях осо­бен­но­стей бри­тан­ской куль­ту­ры на ха­рак­тер ее пред­ста­ви­те­лей.

Курс рас­счи­тан на 2 се­ме­ст­ра по 2 ча­са в не­де­лю, при этом пер­вый се­местр от­во­дит­ся на изу­че­ние ис­то­рии Ве­ли­ко­бри­та­нии, вто­рой – на зна­ком­ст­во с раз­лич­ны­ми ас­пек­та­ми со­вре­мен­ной жиз­ни в стра­не и куль­ту­рой на­ро­дов Бри­тан­ских ост­ро­вов.

За­ня­тия про­во­дят­ся пол­но­стью на анг­лий­ском язы­ке. Про­ме­жу­точ­ный кон­троль осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по за­вер­ше­нии ра­бо­ты над ка­ж­дым ис­то­ри­че­ским пе­рио­дом и над ка­ж­дой те­мой. Кон­троль осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в фор­ме тес­тов с ва­ри­ан­та­ми вы­бо­ра от­ве­тов и обя­за­тель­ным твор­че­ским во­про­сом, про­ве­роч­ных ра­бот в ви­де раз­вер­ну­тых от­ве­тов на во­про­сы, кросс­вор­дов на клю­че­вые по­ня­тия и реа­лии, а так­же пись­мен­ных ра­бот (из­ло­же­ние фак­ти­че­ско­го ма­те­риа­ла или эс­се) на ос­но­ве про­смот­рен­ных до­ку­мен­таль­ных ви­део­филь­мов. По­сле пер­во­го се­ме­ст­ра про­во­дит­ся за­чет в фор­ме тес­та, по­сле вто­ро­го – эк­за­мен, со­стоя­щих из пись­мен­ной (тест на ис­то­ри­че­ский ма­те­ри­ал) и уст­ной (во­прос о со­вре­мен­ной жиз­ни в стра­не) час­тей.

В ка­че­ст­ве ос­нов­но­го ма­те­риа­ла по кур­су "Мир Ве­ли­ко­бри­та­нии" ис­поль­зу­ют­ся учеб­ни­ки:

An illustrated history of Britain. David McDowall, Longman, 1999

Britain: the country and its people: an introduction to learners of English by James O'Driscoll. Longman, 2000.

До­пол­ни­тель­ные спра­воч­ни­ки и по­со­бия:

Yu.F.Guryeva, "Deep are the roots…": a concise history of Britain. Об­нинск, 2000

J.Crowther, Oxford guide to British and American culture. Oxford, 1999

The Oxford Illustrated History of Britain. Edited by Kenneth O.Morgan. Oxford University Press, 1996.

Ин­тер­нет-сай­ты:

http://www.british-history.com/

http://www.britannia.com/

http://www.britishcouncil.org/

http://www.enchantedlearning.com/

Кро­ме то­го, на за­ня­ти­ях час­тич­но ис­поль­зу­ют­ся ви­део­филь­мы: "Stonehenge", "Henry VIII and his six wives", "Fire and fever in London", "Elisabeth II" и др. В ка­че­ст­ве на­гляд­ных по­со­бий ис­поль­зу­ют­ся от­крыт­ки и ил­лю­ст­ра­ции с изо­бра­же­ни­ем сим­во­ли­ки, фла­гов стран Со­еди­нен­но­го Ко­ро­лев­ст­ва, порт­ре­ты из­вест­ных ис­то­ри­че­ских лич­но­стей, фо­то­гра­фии чле­нов Ко­ро­лев­ской се­мьи, кар­ты Бри­тан­ских ост­ро­вов и круп­ных го­ро­дов Анг­лии и мно­гое дру­гое.

Се­ми­на­ры про­хо­дят в фор­ме об­су­ж­де­ний кон­крет­но­го ма­те­риа­ла по те­ме, иг­ро­вых за­да­ний (кросс­вор­ды, на­столь­ные иг­ры, дро­ти­ки), дис­кус­сий (по про­блем­ным во­про­сам ис­то­рии и со­вре­мен­но­сти). На за­ня­ти­ях ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся ме­тод ра­бо­ты в груп­пах и па­рах.


Со­дер­жа­ние кур­са

Вве­де­ние в курс стра­но­ве­де­ния

Те­ма 1.

Об­щие гео­гра­фи­че­ские, по­ли­ти­че­ские и куль­тур­ные све­де­ния о стра­нах Со­еди­нен­но­го Ко­ро­лев­ст­ва, в т.ч. их на­зва­ния, ме­сто­по­ло­же­ние, офи­ци­аль­ная и не­офи­ци­аль­ная сим­во­ли­ка, фла­ги, свя­тые по­кро­ви­те­ли, ме­ст­ные язы­ки и т.д.

Ис­то­рия Ве­ли­ко­бри­та­нии

Те­ма 2. Ран­ний пе­ри­од бри­тан­ской ис­то­рии: за­вое­ва­ния до 1066 го­да. Сто­ун­хендж как па­мят­ник куль­ту­ры и ис­то­рии (ви­део­фильм).

Те­ма 3. Сред­не­ве­ко­вье: нор­манд­ский пе­ри­од (1066 -1485).

Те­ма 4. Прав­ле­ние Тю­до­ров. Ген­рих VIII как цен­траль­ная фи­гу­ра эпо­хи (ви­део­фильм)

Те­ма 5. Сем­на­дца­тый век: рес­пуб­ли­ка.

Те­ма 6. Бри­тан­ская им­пе­рия в XVIII-XIX ве­ках.

Те­ма 7. Бри­та­ния в XX ве­ке.

Со­вре­мен­ная Ве­ли­ко­бри­та­ния

Те­ма 1. Со­вре­мен­ная по­ли­ти­че­ская жизнь Бри­та­нии: пра­ви­тель­ст­во и пар­ла­мент.

Те­ма 2. Бри­тан­ская мо­нар­хия се­го­дня: жизнь ко­ро­лев­ской се­мьи.

По­сле­дую­щие те­мы.

Вы­бор уча­щих­ся.

В то вре­мя как те­мы 1 и 2 яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми со­став­ляю­щи­ми кур­са раз­де­ла "Со­вре­мен­ная Ве­ли­ко­бри­та­ния", вы­бор ос­таль­ных тем оп­ре­де­ля­ет­ся ин­те­ре­са­ми и пред­поч­те­ния­ми ка­ж­дой кон­крет­ной груп­пы, так что в ка­че­ст­ве воз­мож­ных тем изу­ча­ют­ся:

Осо­бен­но­сти анг­лий­ско­го на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра (Identity and attitudes)

За­ко­но­да­тель­ная сис­те­ма Ве­ли­ко­бри­та­нии

Ме­ж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния

Ре­ли­гия

Об­ра­зо­ва­ние

Эко­но­ми­ка

СМИ

Спорт

Тра­ди­ции пи­та­ния

Ис­кус­ст­во

Празд­ни­ки

Анг­лий­ская ли­те­ра­ту­ра (из-за об­шир­но­сти те­мы зна­ком­ст­во с ней, как пра­ви­ло, за­клю­ча­ет­ся в ана­ли­зе уча­щи­ми­ся про­из­ве­де­ний лю­би­мых анг­лий­ских ав­то­ров и дек­ла­ма­ции сти­хо­твор­ных про­из­ве­де­ний)

те­мы, пред­ло­жен­ные в ос­нов­ном учеб­ни­ке кур­са, и лю­бые дру­гие те­мы, ин­те­ре­сую­щие кон­крет­ную груп­пу (на­при­мер, "Груп­па Beatles и ее влия­ние на рос­сий­скую куль­ту­ру")

На пер­вом за­ня­тии пер­во­го или вто­ро­го се­ме­ст­ра сре­ди уча­щих­ся про­во­дит­ся оп­рос для оп­ре­де­ле­ния наи­бо­лее ак­ту­аль­ных тем для дан­ной груп­пы. Ва­ри­ант та­ко­го оп­ро­са при­во­дит­ся ни­же:

British Studies

Tick 10 topics which you consider most relevant to the course (bear in mind your special interests, social life, career plans and your general use of the English language)

Literature

Identity & Attitudes

The law

International relations

Religion

Education

The economy

The media

Transport

Welfare

Housing

Food & drink

Sport

The arts

Holidays & special occasions

Other ………………

Важ­но от­ме­тить, что аль­тер­на­тив­ные те­мы раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся и изу­ча­ют­ся груп­пой со­вме­ст­но, так как опыт уст­ных пре­зен­та­ций сту­ден­тов по раз­ным те­мам до­ка­зал свою цен­ность толь­ко для то­го уча­ще­го­ся, ко­то­рый вы­сту­па­ет по те­ме.

Да­лее при­во­дят­ся ва­ри­ан­ты наи­бо­лее ин­те­рес­ных за­да­ний по раз­ным те­мам. Текст и объ­ем са­мих за­да­ний со­кра­щен.

За­да­ние для пер­во­го за­ня­тия: Have you ever wondered about the origin of popular symbols used by UK countries? Decide in groups or pairs how to complete the legends and explanations below:

Scotland – the thistle

Ancient legend takes us back to the days of the Picts, when a party of invading Danes (Vikings) attempted to invade Scotland and decide to attack at night…

Wales – The leek

One popular legend states that St David advised the Britons on the eve of a battle with the Saxons, to wear leeks in their caps to ….….. This helped secure a great victory.

The daffodil

One of the reasons why the daffodil is used as an emblem of Wales is that the word for daffodil.. This confusion means that both have been adopted as national emblems.

Ireland – the shamrock

The shamrock is one of the most popular symbols associated with St Patrick's Day. Legend has it that St Patrick used the shamrock in Ireland to illustrate…


 
Нравится Нравится