Главная Преподавание регионоведения Учебные программы Регионоведение (по регионам)

Регионоведение (по регионам)

Программа опубликована в сборнике Учебные программы. Специальность Регионоведение (350300) Часть 2. М.,2007
© Факультет иностранных языков и регионоведения


Пав­лов­ская А.В.

(Для ре­гио­нов: Рос­сия, Се­вер­ная Аме­ри­ка, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия, Фран­ция)

Дан­ный курс чи­та­ет­ся в рам­ках спе­циа­ли­за­ции по про­грам­ме «Ре­гио­но­ве­де­ние». Пер­вая часть – «Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы ре­гио­но­ве­де­ния» – чи­та­ет­ся всем сту­ден­там от­де­ле­ния Ре­гио­наль­ных ис­сле­до­ва­ний и ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний, не за­ви­си­мо от их спе­циа­ли­за­ции. По­сле­дую­щие раз­де­лы чи­та­ют­ся по ре­гио­нам: от­дель­но для Рос­сии, Се­вер­ной Аме­ри­ки, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ита­лии, Фран­ции. Для ка­ж­до­го ре­гио­на до­пус­ти­мо (и пред­по­ла­га­ет­ся) из­ме­не­ние со­от­но­ше­ния от­дель­ных час­тей дан­ной про­грам­мы в за­ви­си­мо­сти от зна­чи­мо­сти той или иной про­бле­ма­ти­ки для дан­но­го ре­гио­на. Про­грам­ма пуб­ли­ку­ет­ся впер­вые. Ос­нов­ные по­ло­же­ния дан­ной про­грам­мы ле­жат в ос­но­ве го­су­дар­ст­вен­но­го эк­за­ме­на по спе­ци­аль­но­сти, про­во­ди­мо­го на 5 кур­се.

Часть 1. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы ре­гио­но­ве­де­ния

1. Пред­мет и за­да­чи ре­гио­но­ве­де­ния

2 ча­са

Ос­нов­ные тер­ми­ны и по­ня­тия кур­са. По­ня­тие ре­гио­на. Пред­мет и цель ре­гио­но­ве­де­ния. Ме­сто ре­гио­но­ве­де­ния в сис­те­ме на­уч­ных дис­ци­п­лин. Ре­гио­но­ве­де­ние как на­уч­ное на­прав­ле­ние. Ре­гио­но­ве­де­ние как учеб­ная дис­ци­п­ли­на. Ре­гио­но­ве­де­ние в сис­те­ме ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний. Раз­гра­ни­че­ние по­ня­тий: ре­гио­но­ве­де­ние, стра­но­ве­де­ние, крае­ве­де­ние. Пу­ти и ме­то­ды ве­де­ния ре­гио­наль­ных ис­сле­до­ва­ний. При­клад­ной ха­рак­тер ре­гио­но­ве­де­ния. Ме­сто и роль со­пос­та­ви­тель­но­го ана­ли­за в ре­гио­наль­ных ис­сле­до­ва­ни­ях. Тре­бо­ва­ния к про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ке ре­гио­но­ве­да. Ре­гио­ны со­вре­мен­но­го ми­ра: об­щая ха­рак­те­ри­сти­ка

2. Гло­ба­ли­за­ция со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва и ре­гио­на­лизм

2 ча­са

Гло­ба­ли­за­ция об­ще­ст­ва и ре­гио­на­лизм. Еди­ная Ев­ро­па. Ме­сто и роль Рос­сии в ми­ро­вом со­об­ще­ст­ве. Ме­сто и роль США в со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве. Ре­гио­наль­ные кон­флик­ты в со­вре­мен­ном ми­ре

3. Про­бле­мы ре­гио­наль­ной, на­цио­наль­ной, тер­ри­то­ри­аль­ной иден­тич­но­сти.

2 ча­са

По­ня­тие на­ции, эт­но­са. На­цио­на­лизм как яв­ле­ние. На­цио­наль­ные ха­рак­те­ры – клю­че­вой во­прос ре­гио­наль­но­го свое­об­ра­зия. Ос­нов­ные тео­рии и кон­цеп­ции изу­че­ния нац. Ха­рак­те­ров. Осо­бен­но­сти на­цио­наль­но­го по­ве­де­ния. Ре­гио­наль­ная са­мо­иден­тич­ность. Ре­гио­на­ли­за­ция мас­со­во­го соз­на­ния (крае­ве­де­ние, ре­гио­наль­ные сми)

4. Об­раз ре­гио­на в ми­ре и ми­ра в ре­гио­не: реа­лии, сте­рео­ти­пы, пред­рас­суд­ки

4 ча­са

Ос­нов­ные тер­ми­ны и по­ня­тия, ис­то­рия их изу­че­ния (сте­рео­тип, об­раз, пред­рас­су­док). Про­бле­мы ме­ж­ду­на­род­но­го об­ще­ния, по­ни­ма­ния, вос­при­ятия. Фак­то­ры, влияю­щие на ме­ж­ду­на­род­ное об­ще­ние. Кон­флик­ты и кон­так­ты куль­тур в со­вре­мен­ном ми­ре. Роль ре­гио­но­ве­де­ния в со­вре­мен­ной ме­ж­ду­на­род­ной и меж­куль­тур­ной ком­му­ни­ка­ции. Ос­нов­ные сте­рео­ти­пы вос­при­ятия ре­гио­на в ми­ре

5. Ис­точ­ни­ки по изу­че­нию ре­гио­на

2 ча­са

Об­щий круг и ха­рак­те­ри­сти­ка ис­точ­ни­ков (ис­то­ри­че­ские и го­су­дар­ст­вен­ные до­ку­мен­ты, ли­те­ра­ту­ра, фольк­лор, фи­ло­соф­ская мысль, СМИ, ки­но, со­цио­ло­ги­че­ские и эт­но­гра­фи­че­ские дан­ные, ис­точ­ни­ки ино­стран­но­го про­ис­хо­ж­де­ния и др.). Ре­ги­он в зер­ка­ле со­вре­мен­ных СМИ: внут­рен­них и внеш­них. Ре­ги­он в зер­ка­ле ки­не­ма­то­гра­фа: сво­его и за­ру­беж­но­го

6. Фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие раз­ви­тие и фор­ми­ро­ва­ние ре­гио­наль­ных осо­бен­но­стей

2 ча­са

Фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие раз­ви­тие и фор­ми­ро­ва­ние ре­гио­наль­ных осо­бен­но­стей:

гео­гра­фия, при­ро­да и кли­мат

ис­то­ри­че­ское раз­ви­тие

по­ли­ти­че­ская сис­те­ма

по­ло­же­ние в ми­ро­вой сис­те­ме

об­ще­ст­вен­ное уст­рой­ст­во

дру­гие

Ме­сто и роль со­став­ляю­щих ре­гио­на в про­цес­се его изу­че­ния и по­зна­ния. (об­ра­зо­ва­ние, раз­ви­тие куль­ту­ры, ор­га­ни­за­ция бы­та, СМИ, об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции, ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния, эко­но­ми­ка, пра­во­вая ос­но­ва и т.д.). Взаи­мо­связь и взаи­мо­за­ви­си­мость па­ра­мет­ров ре­гио­на. По­ня­тие «ма­гия зем­ли»


Часть 2. Со­вре­мен­ное со­стоя­ние ре­гио­на.

Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский и гео­гра­фи­че­ский фак­тор

7. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния ре­гио­наль­ной по­ли­ти­ки в ре­гио­не

4 ча­са

Ис­то­ри­че­ские эта­пы скла­ды­ва­ния со­вре­мен­ной кар­ты ре­гио­на. Прин­ци­пы тер­ри­то­ри­аль­ной ор­га­ни­за­ции ре­гио­на. Про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду се­ве­ром и югом, за­па­дом и вос­то­ком. Про­бле­мы цен­тра­ли­за­ции и де­цен­тра­ли­за­ции.

Сис­те­ма ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го де­ле­ния в ре­гио­не. Ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние в ре­гио­не. Ос­нов­ные це­ли со­вре­мен­ной ре­гио­наль­ной по­ли­ти­ки. Ре­гио­наль­ная и на­цио­наль­ная безо­пас­ность

8. Меж­ре­гио­наль­ные и ме­ж­ду­на­род­ные свя­зи ре­гио­на

2 ча­са

Ре­ги­он в сис­те­ме ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. Вой­ны и их роль в раз­ви­тии ре­гио­на. Про­бле­мы ми­гра­ции, эмиг­ра­ции, им­ми­гра­ции. Ре­ги­он и мир

9. Осо­бен­но­сти гео­гра­фии и эко­но­ми­ки ре­гио­на

4 ча­са

При­ро­да и гео­гра­фия и их влия­ние на раз­ви­тие ре­гио­на. Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие ре­гио­на, за­ня­тость на­се­ле­ния, ос­нов­ные от­рас­ли эко­но­ми­ки в ре­гио­не. Ме­сто ре­гио­на в ме­ж­ду­на­род­ной эко­но­ми­че­ской сис­те­ме; ре­гио­наль­ные брен­ды и их по­зи­цио­ни­ро­ва­ние на ме­ж­ду­на­род­ном рын­ке. Ре­сурс­ный по­тен­ци­ал ре­гио­на. Транс­порт­ная сис­те­ма в ре­гио­не

10. Ис­то­ри­че­ская иден­тич­ность ре­гио­на

2 ча­са

Струк­ту­ра и ха­рак­тер вла­сти: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. Ви­ды го­су­дар­ст­вен­но­го уст­рой­ст­ва ре­гио­на (мо­нар­хия – рес­пуб­ли­ка / уни­тар­ное – фе­де­раль­ное). Кон­цеп­ция «ис­то­ри­че­ско­го пу­ти» ре­гио­на.

Эт­ни­че­ский со­став ре­гио­на, взаи­мо­дей­ст­вие раз­лич­ных на­ро­дов и эт­но­сов в ре­гио­не

Об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ские дви­же­ния и по­ли­ти­че­ские пар­тии ре­гио­на

11. Со­ци­аль­но-тер­ри­то­ри­аль­ная струк­ту­ра ре­гио­на

4 ча­са

Ос­нов­ные со­ци­аль­ные груп­пы ре­гио­на и их взаи­мо­дей­ст­вие. Взаи­мо­дей­ст­вие го­ро­да и де­рев­ни в ре­гио­не. Связь – сто­ли­ца и про­вин­ция в ре­гио­не. Рас­се­ле­ние лю­дей и ор­га­ни­за­ция их сре­ды оби­та­ния. Спе­ци­фи­ка ур­ба­ни­за­ци­он­ных про­цес­сов в ре­гио­не. Про­бле­мы тер­ри­то­ри­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва.


Часть 3. Со­вре­мен­ное со­стоя­ние ре­гио­на.

Ду­хов­ная, куль­тур­ная и по­все­днев­ная жизнь

12. Язык и ре­ги­он

2 ча­са

Со­вре­мен­ная язы­ко­вая си­туа­ция в ре­гио­не. Язык как важ­ный фак­тор ре­гио­наль­ной иден­тич­но­сти. Осо­бен­но­сти ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия язы­ка в ре­гио­не

13. Ду­хов­ная жизнь и куль­тур­ное раз­ви­тие ре­гио­на

6 ча­сов

Ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. Ме­сто и роль куль­ту­ры и ли­те­ра­ту­ры в ду­хов­ной жиз­ни об­ще­ст­ва. Ху­до­же­ст­вен­ная и тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра как эле­мент са­мо­пре­зен­та­ции ре­гио­на в ми­ре (что зна­ют в ми­ре о на­шей куль­ту­ре и как это влия­ет на фор­ми­ро­ва­ние имид­жа стра­ны).

Со­вре­мен­ная мас­со­вая куль­ту­ра: гло­баль­ное и ре­гио­наль­ное. Со­вре­мен­ные суб- и контр­куль­ту­ры в ре­гио­не (мо­ло­деж­ные, про­фес­сио­наль­ные, от­дель­ных со­ци­аль­ных групп). Фольк­лор ре­гио­на (со­вре­мен­ный). На­род­ные про­мыс­лы

Тра­ди­ции са­до­во-пар­ко­во­го ис­кус­ст­ва.

Раз­ви­тие фи­ло­соф­ских идей и кон­цеп­ций

14. Тра­ди­ции и свое­об­ра­зие бы­та ре­гио­на

6 ча­са

По­все­днев­ная жизнь ре­гио­на.

По­ве­ден­че­ские мо­де­ли в об­ще­ст­ве.

Кон­цеп­ция до­ма и се­мьи.

Тра­ди­ции гос­те­при­им­ст­ва, по­ря­док пи­та­ния и осо­бен­но­сти ре­гио­наль­ной кух­ни

Про­бле­мы взаи­мо­дей­ст­вия че­ло­ве­ка и при­ро­ды. Со­вре­мен­ная эко­ло­ги­че­ская си­туа­ция в ре­гио­не

15. Осо­бен­но­сти сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния в ре­гио­не

4 ча­са

Пе­да­го­ги­че­ские тра­ди­ции ре­гио­на. Ме­сто и роль об­ра­зо­ва­ния в сис­те­ме ре­гио­наль­ных цен­но­стей. Сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния в ре­гио­не: ис­то­ри­че­ские тра­ди­ции и со­вре­мен­ность. Осо­бен­но­сти уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния в ре­гио­не. Взаи­мо­дей­ст­вие: учи­тель – уче­ник

16. Ре­ли­гия как важ­ный фак­тор раз­ви­тия ре­гио­на

4 ча­са

Осо­бен­но­сти ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни ре­гио­на. Со­вре­мен­ная си­туа­ция и ее связь с ис­то­ри­ко-куль­тур­ной тра­ди­ци­ей раз­ви­тия ре­гио­на. Ис­то­рия фор­ми­ро­ва­ния ре­ли­ги­оз­ных ин­сти­ту­тов и их влия­ние на со­ци­аль­ные и по­ли­ти­че­ские про­цес­сы в ре­гио­не. Ми­фо­ло­гия, куль­ты, ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские сис­те­мы. От­но­ше­ние ре­ли­гий ре­гио­на и ми­ро­вых ре­ли­гий. Связь со­вре­мен­ных ре­ли­ги­оз­ных, куль­тур­ных и по­ли­ти­че­ских про­цес­сов в ре­гио­не


Часть 4. При­клад­ное ре­гио­но­ве­де­ние

17. Ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти де­ло­вой куль­ту­ры: тра­ди­ция и со­вре­мен­ность

2 ча­са

Ис­то­ри­ко-куль­тур­ные тра­ди­ции ве­де­ния биз­не­са в ре­гио­не. Со­вре­мен­ные ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти де­ло­вой куль­ту­ры. Го­су­дар­ст­вен­ная по­ли­ти­ка ре­гио­на и де­ло­вая куль­ту­ра. Об­раз де­ло­во­го че­ло­ве­ка в ре­гио­не. Ме­сто и роль жен­щи­ны в де­ло­вой куль­ту­ре ре­гио­на. Ме­це­нат­ст­во и бла­го­тво­ри­тель­ность как часть де­ло­вой куль­ту­ры

18. Ту­ризм как важ­ный фак­тор со­вре­мен­но­го раз­ви­тия ре­гио­на

4 ча­са

Ис­то­ри­ко-куль­тур­ные тра­ди­ции ту­риз­ма в ре­гио­не. Внут­рен­ний и внеш­ний ту­ризм. Ком­мер­че­ский, об­ра­зо­ва­тель­ный, про­све­ти­тель­ный ту­ризм. Ме­сто и роль ту­риз­ма в куль­тур­ной, эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной жиз­ни ре­гио­на. Осо­бен­но­сти раз­ви­тия ту­риз­ма в ре­гио­не. Про­бле­мы со­хра­не­ния ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го на­сле­дия. Рес­тав­ра­ция и со­хра­не­ние па­мят­ни­ков. Го­су­дар­ст­вен­ная по­ли­ти­ка в об­лас­ти му­зей­но­го де­ла и ту­риз­ма. Му­зеи и му­зее­ве­де­ние. По­тен­ци­ал раз­ви­тия ту­риз­ма в ре­гио­не. Пер­спек­ти­вы и на­прав­ле­ния раз­ви­тия ту­риз­ма в ре­гио­не

19. Соз­да­ние по­зи­тив­но­го имид­жа ре­гио­на – пу­ти и ме­то­ды

4 ча­са

Соз­да­ние по­зи­тив­но­го имид­жа ре­гио­на в ми­ре – важ­ней­шая со­став­ляю­щая со­вре­мен­ной ми­ро­вой по­ли­ти­ки. Опыт раз­лич­ных го­су­дарств по соз­да­нию по­зи­тив­но­го об­раза и его ито­ги (На­при­мер, Бри­тан­ский со­вет, аме­ри­кан­ские куль­тур­ные и на­уч­ные фон­ды и т.д.). Пу­ти и ме­то­ды соз­да­ния по­зи­тив­но­го об­раза ре­гио­на в ми­ре, с уче­том ре­гио­наль­ных осо­бен­но­стей. Соз­да­ние по­зи­тив­но­го об­раза как спо­соб пре­одо­ле­ния ме­ж­ду­на­род­ных кон­флик­тов

20. Воз­мож­но­сти про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия ре­гио­на

2 ча­са

Осо­бен­но­сти со­вре­мен­но­го раз­ви­тия ре­гио­на и его пер­спек­ти­вы. Воз­мож­ные пу­ти и ме­то­ды со­став­ле­ния про­грам­мы пер­спек­тив­но­го раз­ви­тия ре­гио­на. Воз­мож­но­сти про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия: труд­но­сти и дос­ти­же­ния


Кол­ло­к­виу­мы

Кол­ло­к­ви­ум 1: Ев­ро­па – еди­ная Ев­ро­па: за и про­тив.

Рос­сия – про­бле­ма ре­гио­наль­но­го де­ле­ния в со­вре­мен­ной Рос­сии.

Сев. Аме­ри­ка – ре­гио­на­лизм со­вре­мен­ных США: про­бле­мы и пер­спек­ти­вы

Кол­ло­к­ви­ум 2: Воз­мож­но­сти про­гно­зи­ро­ва­ния ре­гио­наль­но­го раз­ви­тия, мо­де­ли раз­ви­тия ре­гио­нов

Про­ме­жу­точ­ная ра­бо­та (1 се­местр)

Ана­лиз и опи­са­ние ис­точ­ни­ков по ос­нов­ной вы­бран­ной те­ме

Ито­го­вая ра­бо­та (2 се­местр)

Пись­мен­ная ра­бо­та по од­ной из про­блем кур­са


те­мы

ча­сы

Часть 1. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы ре­гио­но­ве­де­ния 


1. Пред­мет и за­да­чи ре­гио­но­ве­де­ния

2

2. Гло­ба­ли­за­ция со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва и ре­гио­на­лизм

2

3. Про­бле­мы ре­гио­наль­ной, на­цио­наль­ной, тер­ри­то­ри­аль­ной иден­тич­но­сти

2

4. Сте­рео­ти­пы и пред­рас­суд­ки в со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве. Об­раз ре­гио­на в ми­ре и ми­ра в ре­гио­не

4

5. Ис­точ­ни­ки по изу­че­нию ре­гио­на

2

6. Фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие раз­ви­тие и фор­ми­ро­ва­ние ре­гио­наль­ных осо­бен­но­стей

2


14

Часть 2. Со­вре­мен­ное со­стоя­ние ре­гио­на. Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский и гео­гра­фи­че­ский фак­то­ры


7. Ос­нов­ные на­прав­ле­ния ре­гио­наль­ной по­ли­ти­ки в ре­гио­не

4

8. Меж­ре­гио­наль­ные и ме­ж­ду­на­род­ные свя­зи ре­гио­на

2

9. Осо­бен­но­сти гео­гра­фии и эко­но­ми­ки ре­гио­на

4

10. Ис­то­ри­че­ская иден­тич­ность ре­гио­на

2

11. Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ское раз­ви­тие ре­гио­на

4


16

Кол­ло­к­ви­ум 1

2

Часть 3. Со­вре­мен­ное со­стоя­ние ре­гио­на. Ду­хов­ная, куль­тур­ная и по­все­днев­ная жизнь


12. Язык и ре­ги­он

2

13. Ду­хов­ная жизнь и куль­тур­ное раз­ви­тие ре­гио­на

6

14. Тра­ди­ции и свое­об­ра­зие бы­та ре­гио­на

6

15. Осо­бен­но­сти сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния в ре­гио­не

4

16. Ре­ли­гия как важ­ный фак­тор раз­ви­тия ре­гио­на

4


22

Часть 4. При­клад­ное ре­гио­но­ве­де­ние


17. Ре­гио­наль­ные осо­бен­но­сти де­ло­вой куль­ту­ры

2

18. Ту­ризм как важ­ный фак­тор со­вре­мен­но­го раз­ви­тия ре­гио­на

4

19. Соз­да­ние по­зи­тив­но­го имид­жа ре­гио­на – пу­ти и ме­то­ды

4

20. Воз­мож­но­сти про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия ре­гио­на

2


12

Кол­ло­к­ви­ум 2

2




68





 
Нравится Нравится  

Школа юного регионоведа


Основная информация
Запись в школу:

Заполните форму по ссылке - запись
E-mail: regionoved2005@yandex.ru
https://vk.com/public149054681


Выпуски журнала "Россия и Запад: диалог культур"

№ 1, 2012 г.  
№ 2, 2013 г.  
№ 3, 2013 г.  
№ 4, 2013 г.  
№ 5, 2014 г.  
№ 6, 2014 г.  
№ 7, 2014 г.  
№ 8, 2015 г.  
№ 9, 2015 г.  
№ 10, 2016 г.  
№ 11, 2016 г.  
№ 12, 2016 г.  
№ 13, 2016 г.  
№ 14, 2017 г.