Главная Преподавание регионоведения Учебные программы Русско-итальянские культурные связи

Русско-итальянские культурные связи

Интересная статья? Поделись ей

Программа опубликована в сборнике Учебные программы. Специальность Регионоведение (350300) Часть 2. М.,2007
© Факультет иностранных языков и регионоведения

Лек­ции

 

Иван­ни­ко­ва Н.В.

 

Спец­курс по­свя­щен ак­ту­аль­ной про­бле­ме взаи­мо­дей­ст­вия куль­тур двух стран – Рос­сии и Ита­лии – на про­тя­же­нии не­сколь­ких ве­ков. Хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки изу­чае­мой те­мы ох­ва­ты­ва­ют пе­ри­од с XV по XX ве­ка. На на­чаль­ном эта­пе, XV-XVIII вв., мож­но го­во­рить лишь об од­но­сто­рон­нем, италь­ян­ском влия­нии, осо­бо про­яв­ляв­шем­ся в об­лас­ти ар­хи­тек­ту­ры и ис­кус­ст­ва (клю­че­вые мо­мен­ты – строи­тель­ст­во Мо­с­ков­ско­го крем­ля и Пе­тер­бур­га, италь­ян­ские опер­ные и те­ат­раль­ные тра­ди­ции). На­чи­ная с XIX ве­ка куль­тур­ное взаи­мо­дей­ст­вие двух стран пред­став­ля­ет­ся уже в ви­де свое­об­раз­но­го диа­ло­га, что вы­ра­жа­ет­ся, в пер­вую оче­редь, в ли­те­ра­ту­ре и пуб­ли­ци­сти­ке, а в XX ве­ке в об­ласть взаи­мо­дей­ст­вия двух куль­тур вклю­ча­ет­ся еще те­атр и ки­но. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ет куль­тур­но-про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность рус­ских в Ита­лии (пре­ж­де все­го, рус­ской эмиг­ра­ции), а так­же италь­ян­цев в Рос­сии. По­ми­мо пря­мых куль­тур­ных кон­так­тов, в спец­кур­се уде­ля­ет­ся боль­шое вни­ма­ния влия­ни­ям опо­сре­до­ван­ным, т.е чу­же­род­ная куль­ту­ра и ис­то­рия рас­смат­ри­ва­ет­ся как вдох­но­ви­тель­ни­ца твор­че­ст­ва дея­те­лей куль­ту­ры. В ка­че­ст­ве ил­лю­ст­ра­тив­но­го ма­те­риа­ла к спец­кур­су ис­поль­зу­ют­ся мно­го­чис­лен­ные аль­бо­мы по ис­кус­ст­ву, а так­же ви­део­филь­мы.

Курс ад­ре­со­ван сту­ден­там 3, 4 кур­са, про­слу­ши­ви­шим курс «Рус­ский мир» и «Рус­ский мир в кон­тек­сте ми­ро­вых ци­ви­ли­за­ций», вла­дею­щим ба­зо­вы­ми зна­ния­ми по ис­то­рии и куль­ту­ре Рос­сии, а так­же ос­но­ва­ми куль­ту­ро­ло­гии.

Курс рас­счи­тан на 26 не­дель (2 ч в нед).

Цель кур­са – оз­на­ко­мить сту­ден­тов с бо­га­той ис­то­ри­ей рус­ско-италь­ян­ских куль­тур­ных свя­зей, дать пред­став­ле­ние о ро­ли и мес­те Ита­лии в куль­ту­ре Рос­сии, уг­лу­бить зна­ние рус­ской и италь­ян­ской куль­ту­ры.

Лек­ция 1.

Вве­де­ние:

1. По­ста­нов­ка про­бле­мы, опи­са­ние объ­е­ма кур­са.

2. Ос­нов­ные во­про­сы кур­са:

Ка­кие пе­рио­ды в ис­то­рии от­но­ше­ний рус­ской и италь­ян­ской куль­тур мож­но счи­тать уз­ло­вы­ми?

Ка­ки­ми тем­па­ми и в ка­ких сло­ях рус­ско­го об­ще­ст­ва наи­бо­лее ус­пеш­но шел про­цесс ус­вое­ния италь­ян­ской куль­ту­ры?

Как транс­фор­ми­ро­ва­лись дос­ти­же­ния италь­ян­ской куль­ту­ры на рус­ской поч­ве?

Что ис­ка­ли в Ита­лии дея­те­ли рус­ской куль­ту­ры?

С ка­ких пор и как вос­при­ни­ма­ет­ся рус­ская куль­ту­ра в Ита­лии?

Ка­ко­во ме­сто рус­ско-италь­ян­ско­го куль­тур­но­го диа­ло­га в об­ще­ев­ро­пей­ском по­ли­ло­ге куль­тур?

Лек­ция 2

Ду­хов­ный ха­рак­тер ис­то­рии рус­ско-италь­ян­ских куль­тур­ных свя­зей.

Глу­бин­ное «чув­ст­во Ита­лии» (Н.Бер­дя­ев) в рус­ском соз­на­нии.

При­ня­тие Ру­сью хри­сти­ан­ст­ва как шаг к ос­вое­нию в том чис­ле и рим­ско­го ан­тич­но­го на­сле­дия.

Лек­ция 3.

Све­де­ния о пер­вых ди­пло­ма­ти­че­ско-тор­го­вых кон­так­тов Ру­си с Ита­ли­ей.

Ита­лия в рус­ских ле­то­пи­сях XIV-XV вв. (Рад­зи­ви­лов­ская ле­то­пись, По­весть вре­мен­ных лет)

Сер­гий Ра­до­неж­ский и Фран­цизск Ас­сиз­ский: об­щее и раз­лич­ное.

Фран­цизск Ас­сиз­ский в рус­ской куль­ту­ре

Лек­ция 4.

Про­бле­ма Ре­нес­сан­са в Рос­сии. (раз­лич­ное тол­ко­ва­ние тер­ми­на «Ре­нес­санс»; точ­ки зре­ния на эту про­бле­му Д.С.Ли­ха­че­ва и М.Н.Со­ко­ло­ва)

Мак­сим Грек как но­си­тель ре­нес­санс­но­го соз­на­ния на Ру­си. «Сло­во» Мак­си­ма Гре­ка и «Бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия» Дан­те Алигь­е­ри: смы­сло­вые и ху­до­же­ст­вен­ные па­рал­ле­ли.

Том­ма­зо Кам­па­нел­ла о Мо­с­ков­ском Го­су­дар­ст­ве.

Лек­ция 5.

Пер­вая гло­баль­ная встре­ча двух куль­тур в XV ве­ке.

Роль по­ли­ти­ки Ива­на III в де­ле ос­вое­ния дос­ти­же­ний за­пад­но­ев­ро­пей­ской куль­ту­ры.

Лек­ция 6.

Строи­тель­ст­во Мо­с­ков­ско­го Крем­ля италь­ян­ски­ми ар­хи­тек­то­ра­ми. (Ари­сто­тель Фио­ра­ван­ти, Але­виз Ста­рый и Но­вый, Мар­ко Руф­фо, Бон Фря­зин, Пет­рок Ма­лый и др.)

Италь­ян­ские тра­ди­ции в ар­хи­тек­ту­ре Мо­ск­вы и дру­гих рос­сий­ских го­ро­дов.

Лек­ция 7

Идея «Ри­ма» в рус­ском на­цио­наль­ном соз­на­нии XV-XVI вв.

Ре­нес­санс­ное по­ни­ма­ние по­ли­ти­ки у Ива­на Пе­ре­све­то­ва: про­бле­ма иде­аль­но­го го­су­да­ря.

Лек­ция 8.

Куль­тур­ные свя­зи с Ита­ли­ей в пет­ров­ской Рос­сии. Роль италь­ян­ских зод­чих в строи­тель­ст­ве Пе­тер­бур­га: Д.Тре­зи­ни, его роль в фор­ми­ро­ва­нии пер­во­на­чаль­но­го об­ли­ка го­ро­да, от­но­ше­ния с Пет­ром.

Лек­ция 9.

К.- Б Рас­трел­лии и тра­ди­ция скульп­ту­ры в Рос­сии.

Рос­сий­ское ба­рок­ко. Ф. Рас­трел­ли его роль в строи­тель­ст­ве Пе­тер­бур­га.

Лек­ция 10

Клас­си­цизм в Рос­сии. К.Рос­си, Дж.Ква­рен­ги.

Но­вый, ур­ба­ни­сти­че­ский под­ход к ар­хи­тек­ту­ре.

Лек­ция 11

Италь­ян­ские де­ко­ра­то­ры, гра­ве­ры, ху­дож­ни­ки при рос­сий­ском пре­сто­ле XVIII-XIX вв.

Италь­ян­ский те­атр при дво­ре Ан­ны Ио­ан­нов­ны.

Лек­ция 12

Ос­вое­ние за­пад­ной жи­во­пис­ной тра­ди­ции в Рос­сии. Ос­но­ва­ние Ака­де­мии Ху­до­жеств.

Пер­вые рус­ские ар­хи­тек­то­ры и ху­дож­ни­ки-пен­сио­не­ры в Ита­лии.

Лек­ция 13

Об­раз­цы италь­ян­ско­го клас­си­че­ско­го ис­кус­ст­ва как ос­но­ва ака­де­ми­че­ской тра­ди­ции для рус­ской шко­лы жи­во­пи­си. Рус­ские ху­дож­ни­ки XIX ве­ка в Ита­лии: С. Щед­рин, О. Ки­прен­ский, К. Брюл­лов, А. Ива­нов и др. При­ро­да и ис­то­рия Ита­лии как ис­точ­ник вдох­но­ве­ния в их твор­че­ст­ве.

Лек­ция 14.

Италь­ян­ские мо­ти­вы в твор­че­ст­ве «ми­ри­скусс­ни­ков»: под­ра­жа­ние и сти­ли­за­ция.

Влия­ние жи­во­пи­си италь­ян­ско­го фу­ту­риз­ма на рус­ское аван­гард­ное ис­кус­ст­во XX ве­ка. Вос­при­ятие рус­ско­го мо­дер­низ­ма в Ита­лии.

Лек­ция 15

Италь­ян­ская му­зы­ка и опе­ра в Рос­сии XVIII-XIX ве­ка. «Упои­тель­ный Рос­си­ни» как вер­ши­на италь­ян­ской клас­си­че­ской му­зы­ки в пуш­кин­ском Пе­тер­бур­ге.

Рус­ские ком­по­зи­то­ры в Ита­лии. Италь­ян­ские мо­ти­вы в твор­че­ст­ве М.Глин­ки и П. Чай­ков­ско­го.

Лек­ция 16

Италь­ян­ская му­зы­ка как не­пре­ре­кае­мый об­ра­зец клас­си­че­ско­го bel canto. Ис­пол­не­ние опер италь­ян­ских ком­по­зи­то­ров на рус­ской сце­не.

Роль италь­ян­ско­го ба­ле­та в соз­да­нии рус­ской шко­лы ба­лет­но­го тан­ца.

Рус­ский ба­лет в Ита­лии.

Лек­ция 17

Рус­ская ли­те­ра­ту­ра как сре­до­то­че­ние ду­хов­ных по­ис­ков в де­ле на­цио­наль­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния сквозь приз­му италь­ян­ской куль­ту­ры. Ита­лия как во­пло­ще­ние «веч­но­го цар­ст­ва ис­кус­ст­ва» для рус­ских мыс­ли­те­лей XIX-XX вв.

Лек­ция 18

Дан­те и Пет­рар­ка в рус­ской ли­те­ра­ту­ре XIX-XX вв. Ми­фо­ло­ге­мы дан­тов­ских и пет­рар­ков­ских об­ра­зов в рус­ской ли­те­ра­ту­ре (ме­та­фо­ра Пу­ти, об­раз дан­тов­ско­го Ада, об­ра­зец Пре­крас­ной да­мы и.т.п.)

Тор­ква­то Тас­со в твор­че­ст­ве К.Ба­тюш­ко­ва

Лек­ция 19

«Че­ты­ре пе­рио­да ду­хов­но­го об­ще­ния Рос­сии и Ита­лии» по П.П. Му­ра­то­ву.

«Ита­лия зла­тая» «зо­ло­то­го ве­ка» рус­ской ли­те­ра­ту­ры: Пуш­кин, Ба­ра­тын­ский, Ба­тюш­ков, Язы­ков.

Рим в жиз­ни и твор­че­ст­ве Н.В. Го­го­ля.

Ита­лия в твор­че­ст­ве Тют­че­ва, Тур­ге­не­ва, Дос­то­ев­ско­го. Вос­при­ятие Дос­то­ев­ско­го и Л. Тол­сто­го в Ита­лии.

«Чув­ст­во Ита­лии» в Се­реб­ря­ном ве­ке рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Ита­лия как об­ра­зец един­ст­вен­ной «от­кры­той куль­ту­ры» сре­ди всех за­пад­но­ев­ро­пей­ских куль­тур.

Крат­кая ха­рак­те­ри­сти­ка ка­ж­до­го из пе­рио­дов.

Лек­ция 20

Н. Бер­дя­ев о «рус­ском Ре­нес­сан­се» ру­бе­жа XIX-XX вв. Се­реб­ря­ный век как от­да­лен­ная риф­ма италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. Ин­те­рес к воз­ро­ж­ден­че­ской Ита­лии у А.Во­лын­ско­го, Д.С. Ме­реж­ков­ско­го, А. Бло­ка, Вяч. Ива­но­ва, их раз­мыш­ле­ния о ро­ли италь­ян­ско­го ис­кус­ст­ва в оп­ре­де­ле­нии при­ро­ды твор­че­ст­ва и твор­ца. Ан­тич­ный Рим в твор­че­ст­ве М. Во­ло­ши­на.

Лек­ция 21

Те­ат­раль­ная Ве­не­ция XVIII в. в твор­че­ст­ве М. Куз­ми­на. Ита­лия Г. Д’Аннунцио для Н.Гу­ми­ле­ва и Ита­лия Дан­те и А. Мо­диль­я­ни для А.Ах­ма­то­вой. Па­ра­док­сы «Италь­ян­ских впе­чат­ле­ний» В.В.Ро­за­но­ва. За­ве­ты италь­ян­ско­го фу­ту­риз­ма на рус­ской поч­ве.

Лек­ция 22

Рус­ская эмиг­ра­ция в Ита­лии XX в. Ее вос­при­ятие в Ита­лии и влия­ние на рус­скую со­вет­скую куль­ту­ру.

М. Горь­кий и «ка­прий­ский кру­жок».

Лек­ция 23

Ита­ло­филь­ст­во П. Му­ра­то­ва, Б.Зай­це­ва и М. Осор­ги­на; их роль в по­пу­ля­ри­за­ции италь­ян­ской куль­ту­ры в Рос­сии.

Ита­лия в жиз­ни и твор­че­ст­ве И. Брод­ско­го.

Лек­ция 24

Роль италь­ян­ской жи­во­пи­си (в пер­вую оче­редь, эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния) в рус­ской ли­те­ра­ту­ре XIX-XX вв: фе­но­мен «Сик­стин­ской ма­дон­ны» в рус­ской куль­ту­ре, культ Ра­фа­эля и тя­го­те­ние к ис­кус­ст­ву Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния в рус­ской ли­те­ра­ту­ре XIX в. От­кры­тие Ран­не­го Ренс­сан­са рус­ской ли­те­ра­ту­рой Се­реб­ря­но­го ве­ка; Фра Беа­то Анд­же­ли­ко как об­ра­зец в выс­шей сте­пе­ни эти­че­ско­го ис­кус­ст­ва.

Лек­ция 25

Рус­ские по­эты – пе­ре­во­дчи­ки италь­ян­ской ли­те­ра­ту­ры.

Рус­ское пра­во­слав­ное ду­хо­вен­ст­во в Ита­лии.

Лек­ция 26.

Рус­ско-италь­ян­ский диа­лог в ки­не­ма­то­гра­фе: Ан­д­рей Тар­ков­ский, Н.Ми­хал­ков, То­ни­но Гу­эр­ра и др.

За­клю­че­ние

Взаи­мо­тя­го­те­ние рус­ской и италь­ян­ской куль­тур на ру­бе­же XX-XXI вв. Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия рус­ско-италь­ян­ско­го диа­ло­га куль­тур.

Ли­те­ра­ту­ра к кур­су.

1.Бер­дя­ев Н.А. Чув­ст­во/// Фи­ло­со­фия твор­че­ст­ва, куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва. ТТ.1-2. М.,1994, Т.1.

2. I primi contatti con L’Italia.// I Russi e L’Italia. A cura di Vittorio Strada. Libri Scheiwiller, Milano, 1995.

3. La dimensionе religiosa.// I Russi e L’Italia.

4. О.В. Зо­но­ва. Пер­вая встре­ча двух куль­тур.// Рос­сия и Ита­лия. Вып.4. Встре­ча куль­тур. М., 2000.

5. Цы­га­но­ва Л.А. Италь­ян­ские ар­хи­тек­то­ры в Рос­сии. (ко­нец XV- нач.XVI вв.)

Си­ни­цы­на Н.В. Об­раз «Ри­ма» и идея «Ри­ма» в рус­ском на­цио­наль­ном соз­на­нии XV-XVI вв..

Подъ­ям­поль­ский С.С. Италь­ян­ские мас­те­ра в Рос­сии XV-XVI вв..

Юсим М.А. «Муд­рость ца­ре­ва» у Ива­на Пе­ре­све­то­ва и ре­нес­санс­ная доб­лесть го­су­да­ря. Иде­аль­ный го­су­дарь и чу­жая ве­ра. Рос­сия и Ита­лия. Вып.4. М.,2000.

9. Д.В.Са­рабь­я­нов. Ро­сия и За­пад. Ис­то­ри­ко-ху­до­же­ст­вен­ные свя­зи. XVIII- на­ча­ло XX. М.,2003.

10. Гра­щен­ков В.Н. Джа­ко­мо Ква­рен­ги и ар­хи­тек­ту­ра ев­ро­пей­ско­го не­оклас­си­циз­ма.// Рос­сия и Ита­лия. Вып.4. М.,2000.

11. Ми­хай­ло­ва М.Б. Рус­ские ар­хи­тек­то­ры-пен­сио­не­ры в Ита­лии (вто­рая по­ло­ви­на XVIII- пер­вая треть XIX в.)// Рос­сия и Ита­лия. Вып.;. М. 2000.

12. До­до­лев М.А. Италь­ян­ская опе­ра в Рос­сии в два­дца­тые го­ды XIX ве­ка.// Рос­сия и Ита­лия. Вып.4., М.2000.

13. Са­мой­ло­ва Н.А. Меч­та Па­га­ни­ни о Рос­сии.// Ита­лия и рус­ская куль­ту­ра. М.,2000.

Во­ло­дар­ский В.М. Рус­ские ху­дож­ни­ки в Ита­лии (1880-е го­ды)// Рос­сия и Ита­лия Вып.1. М., 1993.

15. Не­клю­до­ва М.Г. Тра­ди­ции и но­ва­тор­ст­во в рус­ском ис­кус­ст­ве кон. XIX- нач. XX вв. М.,1991.

16. Olga Strada. Djagilev in Italia.// I Russi e L’Italia.

17. Michele Porzio. La musica futuristica in Russia.//I Russi e L’Italia.

18. Marinella Guatterini. Nicolaj Benois e il Balletto della Scala.// I Russi e L’Italia.

19. E. Lo Gatto. Gli architetti, pittori italiani a S. Pietroburgo

20. M.Simcik Arese. Vasilij Kandinskij e ik suo traduttore italiano.// I Russi e L’Italia.

21. Му­ра­тов П.П. Об­ра­зы Ита­лии. М.,1991.

22. Хло­дов­ский Р.И. Пуш­кин и «Ита­лия зла­тая».//Рос­сия и Ита­лия. Вып.1. М.,1993.

23. Он же. Amore, Roma, e morte. Тют­чев, Пуш­кин, Дан­те.// Рос­сия и Ита­лия. Вып.4., М.,2000.

24. Он же. А.Блок и Дан­те. К про­бле­ме ли­те­ра­тур­ных свя­зей.//Дан­те и все­мир­ная ли­те­ра­ту­ра. М.,1967.

25. Он же. Aleksandr Veselovskij in Italia.// I Russi e L’Italia.

26. Пиль­щи­ков И.А. Ба­тюш­ков и ли­те­ра­ту­ра Ита­лии Фи­ло­ло­ги­че­ские ра­зы­се­ка­ния. М.,2003

27. Бо­ча­ров И.Н., Глу­ша­ко­ва Ю.П. Са­лон З.Вол­кон­ской как ок­но в Ев­ро­пу для Пуш­ки­на и его дру­зей.// Рос­сия и Ита­лия. Вып.4. М.,2000.

28. Ко­валь­ская М.И. Ита­лия эпо­хи Ри­сорд­жи­мен­то в твор­че­ст­ве Тют­че­ва и Дос­то­ев­ско­го.// Рос­сия и Ита­лия. Вып.1. М.,1993.

29. Ко­мо­ло­ва Н.П. Ду­хов­ные свя­зи Рос­сии с Ита­ли­ей в нач.XX в.// Ита­лия и Ев­ро­па. Сб.ст. РАН. М.,1990.

30. Она же. «Ита­лия» Ах­ма­то­вой и Гу­ми­ле­ва.// Рос­сия и Ита­лия. Вып.1., М.,1993.

31. Она же. «Миф Ита­лии» Ге­те и его ре­ми­нис­цен­ции у М.Во­ло­ши­на.// Рос­сия и Ита­лия. Вып.4.,М.,2000.

32. А. Па­ск­ви­нел­ли. Италь­ян­ская те­ма в сти­хах Ми­хаи­ла Куз­ми­на.// Рос­сия и Ита­лия Вып.4., М.,2000.

33. Иван­ни­ко­ва Н.В. Идеи и об­ра­зы италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния в рус­ском Се­реб­ря­ном ве­ке. (А.Блок и Вяч. Ива­нов). Дис­сер­та­ция на со­ис­ка­ние уч. сте­пе­ни кан­ди­да­та куль­ту­ро­ло­гии. М., 2003.

34. E. Lo Gatto I Russi in Italia. Roma, 1971.

35. E Lo Gatto. Versi d’Italia di A. Blok.-Russia, Napoli, 1923.

36. Strada V. La questione russa. Identita` e destino. Venezia, 1991.

37. Ripellino R. Poesia di A.Blok. Torino,1960.

38. Risaliti R. Russi a Firenze e Toscana. Vol.1., Firenze, 1992.

39. J.Mann. Gogol e il suo “bisogno d’Italia”.// I Russi e L’Italia.

40. P.Vail. “Impressioni italiane” di Vasilij Rosanov.// I Russi e L’Italia.

41. O. Sedakova. L’Italia sul cammino di Blok.// I Russi e L’Italia.

42. A. Shishkin. Ivanov italiano.// I Russi e l’Italia.

43. E.Pasternak. Boris Pasternak.// I Russi e L’Italia.

44. L.Losev. La Venezia di Iosif Brodskij.// I Russi e L’Italia.

45. L. Kasis. Mandel’shtam e Dante.// I Russi e L’Italia.

46. Рос­сия и Ита­лия. сб.ста­тей. Вып.5., Рус­ская эмиг­ра­ция в Ита­лии в XX ве­ке. М., 2003

47. Ко­мо­ло­ва Н.П. Рус­ская эмиг­ра­ция в Ита­лии в на­ча­ле XX ве­ка (1904-1914).// Рос­сия и Ита­лия. Вып.3. XX век. М.,1998.

48. Стра­да В. Италь­ян­ские лек­ции Горь­ко­го о рус­ской ли­те­ра­ту­ре. // Рос­сия и Ита­лия. Вып.1., М.,1993.

49. Чо­ни П. М.Горь­кий в Ита­лии.//Рос­сия и Ита­лия. Вып.1. М.,1993.

50. Ре­вя­ки­на И.А. «Рус­ское Сор­рен­то»(1924-1933 гг.): ли­те­ра­тур­ные диа­ло­ги и про­ти­во­стоя­ния.// Ита­лия в рус­ской куль­ту­ре. М.,2000.

51. Venturi A. L’emigrazione rivoluzionaria russa in Italia (1906-1921).// I Russi e L’Italia.

52. Tullio Kezich. Il cinema sovietico e il cinema italiano.// I Russi e L’Italia.

53. То­ни­но. Семь тет­ра­дей жиз­ни. М.,2005

 

 
Нравится Нравится  

Школа юного регионоведа


Основная информация
Запись в школу:

Заполните форму по ссылке - запись
E-mail: regionoved2005@yandex.ru
https://vk.com/public149054681


Выпуски журнала "Россия и Запад: диалог культур"

№ 1, 2012 г.  
№ 2, 2013 г.  
№ 3, 2013 г.  
№ 4, 2013 г.  
№ 5, 2014 г.  
№ 6, 2014 г.  
№ 7, 2014 г.  
№ 8, 2015 г.  
№ 9, 2015 г.  
№ 10, 2016 г.  
№ 11, 2016 г.  
№ 12, 2016 г.  
№ 13, 2016 г.  
№ 14, 2017 г.