Главная Преподавание регионоведения Учебные программы Актуальные проблемы регионоведения Франции

Актуальные проблемы регионоведения Франции

Программа опубликована в сборнике Учебные программы. Специальность Регионоведение (350300) Часть 2. М.,2007
© Факультет иностранных языков и регионоведения

За­гряз­ки­на Т.Ю.

Спец­курс име­ет це­лью уг­луб­ле­ние зна­ний сту­ден­тов о взаи­мо­дей­ст­вии ми­ро­вых ци­ви­ли­за­ций и уточ­не­ние мес­та ре­гио­на Фран­ции в ми­ро­вом куль­тур­ном про­стран­ст­ве. Он рас­счи­тан на 2 се­ме­ст­ра (64 ча­са). Фор­ма от­чет­но­сти – за­чет. Со­от­вет­ст­вую­щий спец­се­ми­нар за­вер­ша­ет­ся за­че­том и на­пи­са­ни­ем кур­со­вой, а впо­след­ст­вии и ди­плом­ной ра­бо­ты.

Ф. Бро­дель пи­сал о том, что ис­то­рию Фран­ции нель­зя све­сти к «од­но­му спо­со­бу опи­са­ния, од­но­му оп­ре­де­ле­нию, од­ной фор­му­ле, од­но­му об­ра­зу, од­но­му ми­фу» [Бро­дель, т.1, с. 13]. Это ут­вер­жде­ние в той же сте­пе­ни от­но­сит­ся и к куль­ту­ре Фран­ции. Имен­но по­это­му курс по­стро­ен по од­но­му из воз­мож­ных «фор­мул», или спо­со­бов опи­са­ния, – по ас­со­циа­тив­но­му прин­ци­пу, учи­ты­ваю­ще­му кол­лек­тив­ные пред­став­ле­ния фран­цу­зов о се­бе (по тер­ми­но­ло­гии П. Но­ра, сим­во­лы, «мес­та па­мя­ти», «иден­ти­фи­ка­ции»), от­ра­жаю­щие ос­нов­ные цен­но­сти фран­цуз­ской ци­ви­ли­за­ции (ср. по­ня­тие «фран­цуз­ской ци­ви­ли­за­ции» у Ф. Бро­де­ля).

Про­грам­ма со­сто­ит из пя­ти час­тей. I часть «Во­про­сы тео­рии» по­свя­ще­на об­щим во­про­сам, не­об­хо­ди­мым для изу­че­ния ре­гио­на с раз­ных то­чек зре­ния, в том чис­ле с уче­том его из­ме­не­ния во вре­ме­ни (ис­то­ри­че­ская па­мять эт­но­са и его под­раз­де­ле­ний; се­мей­ная па­мять) и в про­стран­ст­ве (тер­ри­то­ри­аль­ная диф­фе­рен­циа­ция язы­ка и куль­ту­ры).

Эти ас­пек­ты по­зво­ля­ют по­ста­вить во­прос о по­сто­ян­ст­ве/из­мен­чи­во­сти ба­зо­вых ос­нов фран­цуз­ской куль­ту­ры и по­ка­зать Фран­цию с раз­ных то­чек зре­ния, как

квинт­эс­сен­цию (за­пад­но)ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции;

от­ветв­ле­ние (за­пад­но)ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции;

- осо­бый сплав «ци­ви­ли­за­ций» (кельт­ской, ок, ойль).

Во II час­ти кур­са ос­ве­ща­ют­ся не­ко­то­рые ас­пек­ты ис­то­ри­че­ской па­мя­ти фран­цу­зов. Эта часть стро­ит­ся во­круг 9 из 10 «мест па­мя­ти» – сим­во­лов Фран­ции, иден­ти­фи­ци­рую­щих на­цию в соз­на­нии ее пред­ста­ви­те­лей: «Галль­ский пе­тух», «Карл Ве­ли­кий», «Де­ва Ма­рия», «Жан­на д’Арк», «Де­карт», «Сво­бо­да, Ра­вен­ст­во, Брат­ст­во», «Ко­роль», «Го­су­дар­ст­во», «Па­риж» [Но­ра, с. 323]. Ес­ли пред­по­ло­жить, что кон­цепт куль­ту­ры име­ет дву­сто­рон­ний ха­рак­тер, то пла­ном его вы­ра­же­ния (будь то вы­ра­же­ние в язы­ко­вой или пред­мет­ной фор­ме) мож­но счи­тать «ме­сто па­мя­ти». Обо­зна­чаю­щим в этом слу­чае бу­дет сло­во, рас­сказ, вос­по­ми­на­ние, а так­же флаг, па­мят­ник, фо­то­гра­фия, эмб­ле­ма и т. д. Кол­лек­тив­ное пред­став­ле­ние, стоя­щее за тем или иным «ме­стом па­мя­ти» бу­дет, в та­ком слу­чае, пла­ном со­дер­жа­ния кон­цеп­та. Ма­те­ри­ал, пред­став­лен­ный в этой час­ти кур­са, рас­кры­ва­ет ос­нов­ное со­дер­жа­ние ря­да ба­зо­вых кон­цеп­тов на­цио­наль­ной куль­ту­ры.

III часть про­грам­мы по­свя­ще­на осо­бо­му (в клас­си­фи­ка­ции П. Но­ра – де­ся­то­му) сим­во­лу фран­цуз­ской на­ции, от­ра­жаю­ще­му versus фор­ми­рую­ще­му ее уни­каль­ную чер­ту – ис­клю­чи­тель­ное от­но­ше­ние фран­цу­зов к сво­ему язы­ку и куль­ту­ре. Этим сим­во­лом яв­ля­ет­ся «Дух фран­цуз­ско­го язы­ка» (Génie de la langue française), ко­то­рый рас­смат­ри­ва­ет­ся в кур­се под раз­ны­ми уг­ла­ми зре­ния, но из­би­ра­тель­но и да­ле­ко не ис­чер­пы­ваю­ще, что объ­яс­ня­ет­ся мно­го­гран­но­стью, или не­ис­чер­пае­мо­стью са­мо­го объ­ек­та. С уче­том об­щей на­прав­лен­но­сти кур­са пред­ла­га­ют­ся те­мы, свя­зан­ные с про­бле­мой на­цио­наль­ной и ре­гио­наль­ной иден­тич­но­сти. С од­ной сто­ро­ны, за­тра­ги­ва­ют­ся про­бле­мы фор­ми­ро­ва­ние ли­те­ра­тур­но­го язы­ка как язы­ка на­цио­наль­ной куль­ту­ры, вла­сти и ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го упо­ря­до­че­ния стра­ны, с дру­гой – под­чер­ки­ва­ет­ся цен­ность и жиз­нен­ная си­ла не­нор­ми­ро­ван­ных форм ре­чи – диа­лек­тов, го­во­ров, ре­гио­лек­тов как фак­то­ров, со­став­ляю­щих фран­цуз­скую ци­ви­ли­за­цию, а не про­ти­во­пос­тав­лен­ных ей (В. Гю­го). Рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы, свя­зан­ные с пре­по­да­ва­ни­ем фран­цуз­ско­го язы­ка, во­про­сы язы­ко­вой по­ли­ти­ки внут­ри стра­ны и за ее пре­де­ла­ми.

IV часть ка­са­ет­ся осо­бен­но­стей се­мей­ной па­мя­ти и свя­зан­ных с нем кон­цеп­тов «Се­мья», «Дом», « Пи­ща», «Об­раз жиз­ни» и др., по­зво­ляю­щих пред­ста­вить ти­по­ло­гию «куль­ту­ры по­все­днев­но­сти» (la culture du quotidien), то есть уви­деть за по­вто­ряю­щи­ми­ся, « ру­тин­ны­ми» дей­ст­вия­ми ба­зо­вые куль­тур­ные мо­де­ли, ха­рак­те­ри­зую­щие и фор­ми­рую­щие куль­тур­ный аре­ал. За­тра­ги­ва­ют­ся про­бле­мы пре­рыв­но­сти/не­пре­рыв­но­сти, ста­биль­но­сти/из­мен­чи­во­сти по­все­днев­ной куль­ту­ры. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся ре­гио­нам Фран­ции, ее на­род­ной куль­ту­ре и тра­ди­ци­ям в про­шлом и на­стоя­щем; куль­ту­ре со­вре­мен­но­го го­ро­да; зна­ко­во­му ха­рак­те­ру обыч­ной жиз­ни лю­дей: по­все­днев­ным ри­туа­лам и ор­га­ни­за­ции жиз­ни; ком­му­ни­ка­тив­но­му по­ве­де­нию фран­цу­зов, в том чис­ле в срав­не­нии с ком­му­ни­ка­тив­ным по­ве­де­ни­ем рус­ских.

В V час­ти про­грам­мы да­ет­ся спи­сок тем ито­го­вых ра­бот и спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры.


Часть I

Не­ко­то­рые во­про­сы тео­рии

Взаи­мо­дей­ст­вие по­ня­тий «миф», «кол­лек­тив­ные пред­став­ле­ния», «кон­цепт», «эт­но­текст», «тра­ди­ция», «мес­та па­мя­ти», «мес­та куль­ту­ры».

Ис­то­рия куль­ту­ры как че­ре­до­ва­ние пе­рио­дов де­ми­фо­ло­ги­за­ции и ре­ми­фо­ло­ги­за­ции (Е.М. Ме­ли­тин­ский). Ан­тро­по­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния во Фран­ции как пе­ре­кре­сток на­уч­ных школ. Э. Дюрк­гейм, Л. Ле­ви-Брюль, Ж. Дю­ме­зиль, К. Ле­ви-Строс, М. Элиа­дэ (кол­лек­тив­ные пред­став­ле­ния – миф – ми­фо­ло­ги­че­ская ма­те­рия). Р. Барт, Ж.-К. Бу­вье, Н. Пе­лен (гло­баль­ный текст – уст­ная ли­те­ра­ту­ра – эт­но­текст как речь кол­лек­ти­ва о се­бе са­мом). Шко­ла Ан­на­лов и изу­че­ние мен­таль­но­стей. М. Блок, Л. Февр, Ф. Бро­дель и про­бле­мы ис­то­ри­че­ской па­мя­ти эт­но­са.

Тра­ди­ция: пре­рыв­ность/не­пре­рыв­ность. Ис­то­ри­че­ская и се­мей­ная па­мять как пу­ти со­хра­не­ния тра­ди­ции. Уст­ная па­мять и ее по­рог (М. Гальб­вакс). «Мес­та па­мя­ти» (П. Но­ра). «Мес­та и не-мес­та куль­ту­ры» (М. Оже). Фольк­лор и на­род­ные тра­ди­ции, ри­туа­лы пе­ре­хо­да (А. ван Ген­неп).

Кон­цепт как фраг­мент кар­ти­ны ми­ра и как мо­дель опи­са­ния. Ста­биль­ность/из­мен­чи­вость кон­цеп­та. «Пу­чок» зна­че­ний, на­ли­чие цен­тра и пе­ри­фе­рии (Э. Бен­ве­нист, Ю. С. Сте­па­нов). Кон­цепт как за­мес­ти­тель (С.А. Ас­коль­дов-Алек­се­ев, Д.С. Ли­ха­чев). Кон­цеп­ты и ла­ку­ны (И.А. Стер­нин).

Зна­ко­вая при­ро­да кон­цеп­та: един­ст­во оз­на­чае­мо­го и оз­на­чаю­ще­го (И. Жан­тий­ом). Кон­цепт и форс-сло­во; па­ры или груп­пы форс-слов vs. кон­цеп­тов (А. Мейе, Л. Февр, Р.А. Бу­да­гов). Эмо­цио­наль­ная си­ла форс-сло­ва и ее ос­лаб­ле­ние.

«Куль­ту­ра» и «ци­ви­ли­за­ция»; «иден­тич­ность», «са­мо­иден­ти­фи­ка­ция» во фран­цуз­ском язы­ке: сло­ва и по­ня­тия (Ф. Брю­но, Р.А. Бу­да­гов). От­но­ше­ние «ци­ви­ли­за­ции» Фран­ции к ци­ви­ли­за­ции За­пад­ной Ев­ро­пы: то­ж­де­ст­во? От­ветв­ле­ние? Спе­ци­фич­ность?


Часть II

Ис­то­ри­че­ская па­мять и цен­но­сти фран­цуз­ской куль­ту­ры

«Иден­ти­фи­ка­ция»: Галль­ский пе­тух

Кон­цепт: кельт­ский суб­страт куль­ту­ры

Два под­хо­да к кельт­ской ци­ви­ли­за­ции: ак­сио­ло­ги­че­ское пред­став­ле­ния о кель­тах как пред­ста­ви­те­лях «низ­шей» ци­ви­ли­за­ции по срав­не­нию с гре­ко-рим­ской (Ю. Це­зарь); пред­став­ле­ние о кель­тах как пред­ста­ви­те­лях иной, аль­тер­на­тив­ной гре­ко-рим­ской, ци­ви­ли­за­ции: при­ори­тет ду­хов­ной вла­сти в ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва; «уст­ность» тра­ди­ции; сель­ский ха­рак­тер ци­ви­ли­за­ции.

Ор­га­ни­за­ция об­ще­ст­ва во­круг друи­дов. Ми­фо­ло­гия кель­тов. Галль­ский язык как язык по­эзии, об­ра­зо­ва­ния, бо­го­слу­же­ния.

Ос­вое­ние кель­та­ми про­стран­ст­ва Гал­лии и про­об­раз язы­ко­вых/куль­тур­ных суб­ареа­лов: гал­лы, ак­ви­та­ны, бел­ги. «Рекельтизация » Бре­та­ни.

Про­бле­ма кельт­ско­го суб­стра­та: пе­ре­рыв или про­дол­же­ние тра­ди­ции?

«Кель­то­ма­ния» во Фран­ции: ро­ман­ти­ки и по­ис­ки кельт­ской «ан­тич­но­сти»; дея­тель­ность Кельт­ской ака­де­мии, со­би­ра­ние на­род­ных тра­ди­ций (XIX в.).

Ре­лик­ты дох­ри­сти­ан­ской ми­фо­ло­гии в ма­те­риа­лах Лин­гвис­ти­че­ско­го ат­ла­са Ев­ро­пы и Ро­ма­нии.

«Иден­ти­фи­ка­ции»: Де­ва Ма­рия; Карл Ве­ли­кий

Кон­цеп­ты: ро­ман­ский мир – ла­ти­ни­за­ция и хри­стиа­ни­за­ция;

ро­ма­но-гер­ман­ский мир и еди­ная Ев­ро­па

Ро­ма­ни­за­ция Гал­ло-Ро­ма­нии и ее раз­де­ле­ние на два ареа­ла: юг и се­вер. Гал­ло-Ро­ма­ния как этап пе­ре­хо­да от кельт­ской ци­ви­ли­за­ции к сре­ди­зем­но­мор­ской. Роль рим­ских до­рог в фор­ми­ро­ва­нии Гал­ло-Ро­ма­нии.

Вы­тес­не­ние галль­ско­го язы­ка ла­тин­ским язы­ком. Ро­ман­ский мир в Сред­ние ве­ка. Ре­ла­ти­ни­за­ция ро­ман­ских язы­ков (16 век).

Хри­стиа­ни­за­ция Гал­ло-Ро­ма­нии и ос­вое­ние тер­ри­то­рии: на­ру­ше­ние лес­но­го ланд­шаф­та, свет­ское и цер­ков­ное строи­тель­ст­во. Мо­на­сты­ри и скрип­то­рии как про­вод­ни­ки «об­ра­зо­ван­но­сти». Нор­бон­ская и Лу­гдун­ская про­вин­ции как фор­по­сты хри­сти­ан­ст­ва.

Про­ти­во­пос­тав­ле­ние ареа­лов юг/се­вер по сте­пе­ни про­ник­но­ве­ния хри­сти­ан­ст­ва: юг (бо­лее ин­тен­сив­ная хри­стиа­ни­за­ция), се­вер – ме­нее ин­тен­сив­ная.

Древ­ние гер­ман­цы (фран­ки, вест­го­ты, бур­гун­ды) и рас­пад про­стран­ст­ва Гал­ло-Ро­ма­нии. Вы­де­ле­ние фран­цуз­ско­го, про­ван­саль­ско­го, фран­ко­про­ван­саль­ско­го ареа­лов.

Им­пе­рия Кар­ла Ве­ли­ко­го как про­об­раз еди­ной Ев­ро­пы. Ро­ж­де­ние Фран­ции и раз­дел Ев­ро­пы. Гер­ман­цы и фор­ми­ро­ва­ние ры­цар­ско­го ко­дек­са чес­ти.

При­ня­тие гер­ман­ца­ми хри­сти­ан­ст­ва и хри­стиа­ни­за­ция Ев­ро­пы. Роль Фран­ции в ка­то­ли­че­ском ми­ре. Ре­ли­ги­оз­ные ор­де­на и кон­гре­га­ции в Сред­не­ве­ко­вой Фран­ции и Ев­ро­пе. Кре­сто­вые по­хо­ды.

Се­вер/юг: ген­дер­ные ме­та­фо­ры куль­тур: Пре­крас­ная Фран­ция (се­вер), Пре­крас­ная Да­ма (юг). Об­ра­зы Кар­ла Ве­ли­ко­го и Ро­лан­да в ли­те­ра­ту­ре и фольк­ло­ре. По­эзия тру­ба­ду­ров и на­род­ные пес­ни юга Фран­ции.

Се­вер/юг: столк­но­ве­ние ци­ви­ли­за­ций. Ере­си XI-XIII вв. в юж­ной Фран­ции. Ка­та­ризм; сбли­же­ние куль­та Ма­дон­ны с куль­том Пре­крас­ной Да­мы. Аль­би­гой­ские вой­ны: раз­ру­ше­ние юж­но­фран­цуз­ской «ци­ви­ли­за­ции». Пред­по­сыл­ки ни­ве­ли­ро­ва­ния куль­ту­ры юга.

Се­вер/юг: ка­то­ли­че­ст­во/про­тес­тан­тизм. Борь­ба с гу­ге­но­та­ми; вой­на с ка­ми­за­ра­ми. Ре­ли­ги­оз­ные вой­ны в уст­ной па­мя­ти южан (фольк­лор Се­венн).

«Иден­ти­фи­ка­ции»: Жан­на д’Арк. Ко­роль. Го­су­дар­ст­во.

Кон­цепт: на­цио­наль­ная иден­тич­ность

Два ас­пек­та по­ня­тия « на­ция» во фран­цуз­ской на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре: 1) ес­те­ст­вен­ная эт­ни­че­ская дан­ность (Nation-ethnos), 2) со­ци­аль­ный кон­тракт, объ­е­ди­няю­щий ин­ди­ви­дуу­мов (Nation demos). Взаи­мо­дей­ст­вие этих ас­пек­тов в кол­лек­тив­ных пред­став­ле­ни­ях фран­цу­зов.

Жен­ский об­раз на­цио­наль­ной идеи (Жан­на д’Арк).

Иден­ти­фи­ка­ция на­цио­наль­ной идеи и ко­ро­лев­ской вла­сти. Ми­фо­ло­ги­за­ция ари­сто­кра­ти­че­ских кор­ней и «ло­ги­ки чес­ти». Лю­до­вик XIV и оформ­ле­ние фран­цуз­ской «ци­ви­ли­за­ции». «Фран­цуз­ская» Ев­ро­па».

Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция и кон­цеп­ты «На­ция», «Ро­ди­на», «Го­су­дар­ст­во». Иден­ти­фи­ка­ция на­цио­наль­ной идеи и «го­су­дар­ст­ва-на­ции». Цен­тра­лизм в язы­ко­вой и куль­тур­ной по­ли­ти­ке.

Идея контр­ре­во­лю­ции и рес­тав­ра­ции мо­нар­хии. Ван­дея как ее сим­вол. Уст­ная па­мять жи­те­лей ре­гио­на.

Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция в фольк­ло­ре се­ве­ра и юга. На­по­ле­о­нов­ская ле­ген­да во фран­цуз­ском фольк­ло­ре.

Со­цио­куль­тур­ная ин­вер­сия: транс­фор­ма­ция об­раза Жан­ны д’Арк. Дис­кре­ди­та­ция «на­цио­наль­ной идеи» в по­ли­ти­че­ском дис­кур­се.

«Иден­ти­фи­ка­ция»: Де­карт

Кон­цепт: де­ми­фо­ло­ги­за­ция и ра­цио­на­ли­за­ция зна­ния

Р. Де­карт «Рас­су­ж­де­ние о ме­то­де»: се­ку­ля­ри­за­ция и ра­цио­на­ли­за­ция на­уч­но­го зна­ния.

Кар­те­зи­ан­ское рас­су­ж­де­ние: яс­ность, от­чет­ли­вость, стро­гое ли­ней­ное раз­вер­ты­ва­ния.

Влия­ние идей Де­кар­та на лин­гвис­ти­че­скую тео­рию XVII ве­ка. Грам­ма­ти­ка об­щая и ра­цио­наль­ная Пор-Роя­ля А. Ар­но и К. Ланс­ло. Влия­ние Де­кар­та на ев­ро­пей­скую нау­ку и фи­ло­со­фию XVII – XVIII вв.

Де­карт и фор­ми­ро­ва­ние фран­цуз­ской на­уч­ной ре­чи.


«Иден­ти­фи­ка­ция»: Сво­бо­да, Ра­вен­ст­во, Брат­ст­во

Кон­цепт: ли­бе­раль­ные цен­но­сти

Фи­ло­со­фия Про­све­ще­ния: гос­под­ство ра­зу­ма, ос­но­ван­но­го на опы­те и рас­су­ж­де­нии,: обоб­ще­ние на­уч­ных зна­ний в еди­ную сис­те­му для дос­ти­же­ния про­грес­са.

Зна­че­ние Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции для Фран­ции и Ев­ро­пы. Рас­кол Ев­ро­пы.

Язык и ре­во­лю­ция: из­ме­не­ния в язы­ке и кар­ти­не ми­ра.

Ан­ке­та де­пу­та­та Кон­вен­та аб­ба­та Гре­гуа­ра и вы­ра­бот­ка на­цио­наль­ной язы­ко­вой по­ли­ти­ки.

Уни­фи­ка­ция и цен­тра­ли­за­ция фран­цуз­ско­го язы­ка и куль­ту­ры. На­цио­наль­ный язык. Удар по диа­лек­там как «по­след­ним це­пям фео­да­лиз­ма».

Уни­фи­ка­ция школь­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Ук­ре­п­ле­ние пре­сти­жа ли­те­ра­тур­но­го язы­ка и мар­ги­на­ли­за­ция на­род­ных форм ре­чи.

Ре­ак­туа­ли­за­ция на­род­ных форм ре­чи – иг­ра или ре­аль­ность?

«Иден­ти­фи­ка­ция»: Па­риж и про­вин­ция

Кон­цепт: от уни­фи­ка­ции к диф­фе­рен­циа­ции куль­тур

Го­род­ская куль­ту­ра и по­стин­ду­ст­ри­аль­ное об­ще­ст­во.

Ста­рый и но­вый Па­риж. Ста­рые ре­мес­ла и тра­ди­ции.

Тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра. На­род­ный язык у Раб­ле и Ф. Вий­о­на.

Тер­ри­то­ри­аль­ная диф­фе­рен­циа­ция язы­ка: ре­лик­ты ме­ст­ных го­во­ров.

На­род­ные ре­мес­ла, празд­ни­ки, кос­тюм, кух­ня. Де­мо­но­ло­гия и на­род­ная ме­ди­ци­на.

Роль пи­са­те­лей XIX в. в изу­че­нии и под­дер­жа­нии ме­ст­ных тра­ди­ций. О де Баль­зак, Ш. Но­дье, Ж. Санд.

Об­раз «ве­ли­ко­го не­зна­ком­ца» (кре­сть­я­ни­на) и «иной» (пат­ри­ар­халь­ной) куль­ту­ры.

Лин­гвис­ти­че­ский ат­лас Ж. Жиль­е­ро­на и Э. Эд­мо­на (на­ча­ло 20 ве­ка).

Се­рия лин­гвис­ти­че­ских ат­ла­сов Фран­ции (се­ре­ди­на и ко­нец 20 ве­ка).

Вто­рич­ная диф­фе­рен­циа­ция фран­цуз­ско­го язы­ка в сто­ли­це и про­вин­ции. Изу­че­ние язы­ка го­ро­да.

Па­риж­ский ак­цент и ме­ст­ные ак­цен­ты. Ар­го и жар­го­ны.

Речь кол­лек­ти­ва о се­бе са­мом: со­хра­не­ние и пе­ре­да­ча тра­ди­ции.

Часть III

«Иден­ти­фи­ка­ция»: «Дух» язы­ка

Кон­цеп­ты: Язык как на­цио­наль­ная цен­ность;

Фран­ция – «бу­кет язы­ков»

Ис­то­рия фран­цуз­ско­го язы­ка: пер­вые па­мят­ни­ки и важ­ней­шие да­ты.

Обо­га­ще­ние (XVI в.) и нор­ма­ли­за­ция (XVII в.) фран­цуз­ско­го язы­ка: взаи­мо­дей­ст­вие ра­цио­наль­но­го и эс­те­ти­че­ско­го ас­пек­та. Про­бле­ма «хо­ро­ше­го» и «пло­хо­го язы­ка».

От­но­ше­ние к сво­ему язы­ку как фак­тор на­цио­наль­ной иден­тич­но­сти. Роль язы­ка в про­дви­же­нии фран­цуз­ской куль­ту­ры.

Фран­цуз­ский язык и на­цио­наль­ная ли­те­ра­ту­ра.

«Де­мо­кра­ти­за­ции» и тра­ди­ции язы­ка. Диа­лект­ное про­стран­ст­во: от об­раза де­ре­ва к об­ра­зу до­ро­ги; ков­ра; вод­ной по­верх­но­сти. При­зна­ние не­пре­рыв­но­сти язы­ко­во­го и куль­тур­но­го про­стран­ст­ва.

Про­ван­саль­ский (ок­си­тан­ский) язык и куль­ту­ра. Ос­нов­ные све­де­ния о внут­рен­ней струк­ту­ре и функ­цио­наль­ной сис­те­ме.

Фео­даль­ные зам­ки как ор­га­ни­за­то­ры куль­тур­но­го про­стран­ст­ва. Ре­гио­на­лизм и во­про­сы ре­ли­гии.

Ве­хи раз­ви­тия: рас­цвет (XI-XII вв.: про­ван­саль­ский язык – ли­те­ра­тур­ный язык Ев­ро­пы) – за­кат (по­сле XIII в.: ре­гио­на­ли­за­ция язы­ка и куль­ту­ры) – по­пыт­ки воз­ро­ж­де­ния (I, II, III ок­си­тан­ское воз­ро­ж­де­ние).

Фре­де­рик Ми­ст­раль и его роль в пе­ре­оцен­ке цен­но­стей центр/ре­гио­ны. Фе­либ­риж (ко­нец XIX в.). Со­вре­мен­ный ок­си­та­низм. Ок­си­тан­ский язык – «Же­лез­ная мас­ка» фран­цуз­ско­го язы­ка (Сер­киль­о­ни).

Фран­ко­про­ван­саль­ская зо­на. Ос­нов­ные све­де­ния о внут­рен­ней струк­ту­ре и функ­цио­наль­ной сис­те­ме фран­ко­про­ван­саль­ских го­во­ров.

До­ро­ги во­круг Лио­на как ор­га­ни­за­то­ры куль­тур­но­го про­стран­ст­ва.

Ве­хи раз­ви­тия: воз­мож­ность са­мо­стоя­тель­но­го раз­ви­тия (до XIV в.) – уга­са­ние (по­сле XIV в.). Не­дог­ру­жен­ность ху­до­же­ст­вен­ной сфе­ры как дес­та­би­ли­зи­рую­щий фак­тор раз­ви­тия.

Ре­гио­ны Фран­ции. Ре­гио­на­лизм в ли­те­ра­ту­ре и на­род­ной куль­ту­ре.

Фран­ко­фо­ния. Фран­цуз­ский язык за пре­де­ла­ми Фран­ции: Ев­ро­па, Аме­ри­ка, Аф­ри­ка.

На­цио­наль­ные и тер­ри­то­ри­аль­ные ва­ри­ан­ты фран­цуз­ско­го язы­ка.

Гло­ба­ли­за­ция и ре­гио­на­ли­за­ция Ев­ро­пы. Ме­тис­са­ция как ас­пект гло­ба­ли­за­ции. Ме­сто Фран­ции в этих про­цес­сах.


Часть IV

Се­мей­ная па­мять и куль­ту­ра по­все­днев­но­сти

Со­вре­мен­ные эт­но­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния: эт­но­ло­гия «ре­аль­ной» Фран­ции. От пат­ри­ар­халь­ной куль­ту­ры и куль­ту­ре по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва. На­уч­ные жур­на­лы: Ethnologie française, Monde alpin er rhodanien, Terrain.

Мак­ро­эт­но­ло­гия и вы­яв­ле­ние уни­вер­са­лий. Мик­ро­эт­но­ло­гия и об­раз че­ло­ве­ка в куль­ту­ре (К. Бром­бер­же).

Се­мей­ная па­мять как фак­тор со­хра­не­ния тра­ди­ции. Кон­цепт се­мьи. Кон­цепт па­мя­ти. Вос­по­ми­на­ние (речь о про­шлом, ме­мо­рат) как от­ра­же­ние и фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы цен­но­стей. Роль ан­ке­ти­ро­ва­ния в изу­че­нии се­мей­ной па­мя­ти (Б. Ле Ви­та, Е. Зо­на­бенд).

Ми­фо­ло­гия по­все­днев­но­сти. Оп­по­зи­ции: муж­чи­на-жен­щи­на, ро­ди­тель-ре­бе­нок, хо­зя­ин-слу­жа­щий и др. От ри­туа­лов пе­ре­хо­да (А. ван Ген­неп) к ри­туа­лам по­все­днев­но­сти (К. Ривь­ер). Мир по­все­днев­но­сти и са­кра­ли­за­ция жиз­нен­но­го про­стран­ст­ва, рит­ма ра­бо­че­го дня, ри­туа­лов при­вет­ст­вия и об­ще­ния.

Эт­но­ло­гия по­все­днев­но­сти. На­род­ная куль­ту­ра и на­род­ный быт как суб­страт куль­тур­ных мо­де­лей. Эт­но­текст как речь кол­лек­ти­ва о се­бе са­мом.

Со­цио­ло­гия по­все­днев­но­сти. Си­туа­ции, ак­те­ры и ро­ли, при­выч­ки и осо­бен­но­сти. Со­ци­аль­ная ие­рар­хия.

Се­ман­ти­че­ская ос­но­ва по­все­днев­но­сти: диа­лек­ти­ка обы­ден­но­го и чрез­вы­чай­но­го.

Кон­цеп­ты по­все­днев­но­сти (дом, се­мья, ра­бо­та, от­дых, пи­ща и др.): ин­ди­ви­ду­аль­ное и ин­те­рак­тив­ное. Ре­аль­ное и во­об­ра­жае­мое. Кон­ти­ну­ум и его на­ру­ше­ние. Обы­ден­ное и празд­нич­ное (П. Бу­вье, Ж.-П. Фи­льо, Ж.-К. Коф­манн).

Со­бы­тие и его ас­пек­ты. При­выч­ка и/или струк­ту­ри­ро­ван­ный ри­ту­ал. Эпи­зо­ды: об­щий сис­тем­ный ри­ту­ал, эле­мен­тар­ные ри­туа­лы, ри­те­мы, мо­ти­вы.

По­все­днев­ность и иден­тич­ность.

Ком­му­ни­ка­тив­ное по­ве­де­ние и «от­дел­ка» лич­но­сти. Про­бле­ма «со­хра­не­ния ли­ца» (Е. Гофф­ман, Д. Пи­кар). Кон­цепт «веж­ли­во­сти»: по­зи­тив­ная мо­дель по­ве­де­ния; иден­ти­фи­ка­ция лич­но­сти и кол­лек­ти­ва. Нор­ма и ее на­ру­ше­ние.

По­все­днев­ная куль­ту­ра и про­бле­мы гло­ба­ли­за­ции/ре­гио­на­ли­за­ции куль­ту­ры.


Часть V

А). При­мер­ные те­мы ито­го­вых ра­бот

Ре­лик­ты кельт­ских древ­но­стей в со­вре­мен­ной Фран­ции.

Язы­че­ская ми­фо­ло­гия в лин­гвис­ти­че­ских ат­ла­сах Фран­ции.

Хри­сти­ан­ский пласт куль­ту­ры в лин­гвис­ти­че­ских ат­ла­сах Фран­ции.

Уст­ная ис­то­рия в па­мя­ти фран­цу­зов.

Фольк­лор и ре­ли­ги­оз­ные вой­ны.

Пат­ри­ар­халь­ная куль­ту­ра в уст­ной па­мя­ти фран­цу­зов.

Кар­те­зи­ан­ст­во и язы­ко­вое по­ве­де­ние фран­цу­зов.

Язык и ре­во­лю­ция (на фран­цуз­ском ма­те­риа­ле).

Язык и куль­ту­ра го­ро­да (на фран­цуз­ском ма­те­риа­ле).

Па­риж и про­вин­ция: диа­лог или кон­фликт куль­тур?

Па­мять Фран­ции (по ма­те­риа­лам «Зву­ко­вой эн­цик­ло­пе­дии»).

Про­бле­мы ре­гио­наль­ной иден­тич­но­сти: ре­гио­ны по вы­бо­ру: Нор­ман­дия, Бур­гун­дия, Про­ванс и др.

Ок­си­тан­ское воз­ро­ж­де­ние: к про­бле­ме ре­гио­наль­ной иден­тич­но­сти.

По­эма Ф. Ми­ст­ра­ля «Ми­рейо» – «эн­цик­ло­пе­дия куль­ту­ры Про­ван­са».

Фран­цуз­ские Пи­ре­неи – пе­ре­кре­сток куль­тур.

Кон­цепт «Се­вер­ность» (Nordicité) в куль­ту­ре Фран­ции и Ка­на­ды.

Кон­цепт «Сре­ди­зем­но­мор­ность» (Méditérranéité) в куль­ту­ре Фран­ции.

Кон­цепт «Нег­ри­тюд» (Négritude) и фран­цуз­ская куль­ту­ра.

Фран­ко­фо­ния и про­бле­ма « ме­тис­са­ции» куль­ту­ры.

Ген­дер­ная ме­та­фо­ра в куль­ту­ре Фран­ции.

Кон­цепт «Веж­ли­вость» во фран­цуз­ской куль­ту­ре.

Ком­му­ни­ка­тив­ное по­ве­де­ние фран­цу­зов и рус­ских.


Ли­те­ра­ту­ра

1. Арт­ог Ф. Вре­мя и ис­то­рия: как пи­сать ис­то­рию Фран­ции?//Ан­на­лы на ру­бе­же ве­ков: Ан­то­ло­гия/Пер. с фран­цуз­ско­го. М., 2002, с. 147-169.

2. Бен­ве­нист Э. Сло­варь ин­до­ев­ро­пей­ских со­ци­аль­ных тер­ми­нов: 1. Хо­зяй­ст­во, се­мья, об­ще­ст­во. 2. Власть, пра­во, ре­ли­гия. – Пер. с фран­цуз­ско­го. М, 1995.

3. Бро­дель Ф. Что та­кое Фран­ция?: В 2 т. Пер. с фран­цуз­ско­го. М., 1997.

4. Бу­да­гов Р.А. Раз­ви­тие со­ци­аль­но- по­ли­ти­че­ской тер­ми­но­ло­гии // Р.А. Бу­да­гов. Язык и куль­ту­ра: Хре­сто­ма­тия. Часть I. Тео­рия и прак­ти­ка. М., 2001.

5. Ле Гофф Ж. Сред­не­ве­ко­вый мир во­об­ра­жае­мо­го. – Пер. с фран­цуз­ско­го. М., 2000.

6. Но­ра П., М. Озуф, Ж. Де Пюи­меж, М. Ви­нок. Фран­ция: па­мять. Пер. с фран­цуз­ско­го. Спб., 1999.

7. Сте­па­нов Ю.С.. Кон­стан­ты: Сло­варь рус­ской куль­ту­ры. М., 2001.

8. Augé M.. Non- lieux: Introduction à une antropologie de la surmodernité. P., 1992.

9. Dumont F. Le lieu de l’homme. Montréal, 1968.

Ethnologie française. Paris (вы­бо­роч­но).

Febvre L. Honneur et Patrie. P., 1996.

Gennep A. van. Manuel de folklore français contemporain. En 9 vol. (вы­бо­роч­но). P., rééd. 1943.

Lévy-Strauss Cl. Antropologie structurale II. P., 1973.

Michelet J. Tableaux de la France. P., 1949.

14. Sébillot P. Le Folk – Lore de France. En 4 vol. (вы­бо­роч­но). – P., rééd. 1968.

15. Tradition orale et identité culturelle. P., 1980.

16. Zeldin Th. Les Français. – Traduction en français. P., 1983.


 
Нравится Нравится  
География посещений: