Главная Преподавание регионоведения Учебные программы Кино России как отражение национальных и культурных особенностей региона

Кино России как отражение национальных и культурных особенностей региона

Программа опубликована в сборнике Учебные программы. Специальность Регионоведение (350300) Часть 2. М.,2007
© Факультет иностранных языков и регионоведения


Жбан­ко­ва Е.В.

Часть пер­вая

Цель кур­са

Лек­ции ад­ре­со­ва­ны сту­ден­там III кур­са фа­куль­те­та ино­стран­ных язы­ков и ре­гио­но­ве­де­ния Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та им. М.В. Ло­мо­но­со­ва в ка­че­ст­ве од­но­го из пред­ме­тов в рам­ках спе­циа­ли­за­ции по «ре­гио­но­ве­де­нию Рос­сии». Спе­ци­аль­ность «ре­гио­но­ве­де­ние Рос­сии» пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ные глу­бо­кие по­зна­ния по оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии, ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры, куль­ту­ро­ло­гии, осо­бен­но­стям по­все­днев­ной жиз­ни и бы­то­во­го ук­ла­да рус­ско­го на­ро­да в раз­ные пе­рио­ды. Од­ним из свое­об­раз­ных, но не­за­ме­ни­мых ис­точ­ни­ков све­де­ний об об­ще­ст­вен­ной жиз­ни Рос­сии яв­ля­ет­ся оте­че­ст­вен­ный ки­не­ма­то­граф. Бла­го­да­ря сво­им глав­ным сред­ст­вам – изо­бра­же­нию и зву­ку, а так­же эле­мен­там дру­гих ис­кусств (ли­те­ра­ту­ры, жи­во­пи­си, те­ат­ра и му­зы­ки), ки­но об­ла­да­ет уни­каль­ной воз­мож­но­стью фик­са­ции про­стран­ст­ва, вре­ме­ни и дви­же­ния, по­зво­ляю­щее уви­деть реа­лии про­шед­ших эпох. Не­смот­ря на то, что ки­не­ма­то­граф – са­мое мо­ло­дое ис­кус­ст­во, дос­тиг­шее рас­цве­та толь­ко в ХХ ве­ке, к на­стоя­ще­му мо­мен­ту на­ко­пи­лось зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ст­во филь­мов, обя­за­тель­ное оз­на­ком­ле­ние с ко­то­ры­ми не­об­хо­ди­мо че­ло­ве­ку с выс­шим гу­ма­ни­тар­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, осо­бен­но «ре­гио­но­ве­ду Рос­сии». Кро­ме то­го, ки­не­ма­то­граф по­зво­ля­ет уви­деть во­очию ки­но­кар­ти­ну не толь­ко как ре­зуль­тат твор­че­ской ра­бо­ты груп­пы лю­дей, но и как за­фик­си­ро­ван­ные фак­ты и эле­мен­ты ре­аль­ной бы­то­вой жиз­ни (об­лик го­ро­да, где ве­лась съем­ка, ин­терь­е­ры, кос­тю­мы, об­щий внеш­ний вид лю­дей, транс­порт, пред­ме­ты бы­та и т.п.). Со­вре­мен­ные мо­ло­дые лю­ди ред­ко про­яв­ля­ют ин­те­рес к оте­че­ст­вен­но­му ки­не­ма­то­гра­фу, осо­бен­но к его клас­си­че­ской со­став­ляю­щей, и по­то­му мно­гое, да­же из со­всем не­дав­не­го про­шло­го, ос­та­ет­ся для них не­из­вест­ным и не­по­нят­ным. По­это­му не­об­хо­ди­мо при­влечь вни­ма­ние к оте­че­ст­вен­но­му ки­не­ма­то­гра­фу, объ­яс­нить, что не­зна­ние об­ще­из­ве­ст­ных про­из­ве­де­ний не толь­ко сни­жа­ет уро­вень об­ра­зо­ван­но­сти, но и умень­ша­ет воз­мож­но­сти ком­му­ни­ка­ции с пред­ста­ви­те­ля­ми бо­лее стар­ших по­ко­ле­ний.

Глав­ная за­да­ча кур­са – фор­ми­ро­ва­ние у сту­ден­тов ус­той­чи­вых пред­став­ле­ний о спе­ци­фи­че­ских чер­тах и на­цио­наль­ных осо­бен­но­стях клас­си­че­ско­го рус­ско­го и со­вет­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа на при­ме­ре хре­сто­ма­тий­ных ки­но­кар­тин как до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, так и ки­но­лент со­вет­ской эпо­хи. Кро­ме это­го сту­ден­ты долж­ны по­лу­чить све­де­ния о по­все­днев­ной жиз­ни и бы­то­вом ук­ла­де рус­ско­го и со­вет­ско­го на­ро­да в раз­ные ис­то­ри­че­ские пе­рио­ды. В до­бав­ле­ние сту­ден­ты с по­мо­щью ки­но­про­из­ве­де­ний долж­ны по­нять ос­нов­ные со­став­ляю­щие рос­сий­ско­го (со­вет­ско­го) ми­ро­воз­зре­ния и со­дер­жа­ние мо­раль­но-нрав­ст­вен­ных ус­та­но­вок, что осо­бен­но важ­но для по­ни­ма­ния глав­ных со­став­ляю­щих «об­раза Рос­сии».

Хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки кур­са (пер­вой час­ти) ох­ва­ты­ва­ют вто­рую по­ло­ви­ну XIX ве­ка – вре­мя за­ро­ж­де­ния ки­не­ма­то­гра­фа и се­ре­ди­ну 1950-х го­дов – ко­нец ста­лин­ской эпо­хи в оте­че­ст­вен­ном ки­но. Лек­ции обя­за­тель­но со­про­во­ж­да­ют­ся по­ка­зом как не­об­хо­ди­мых фраг­мен­тов, так и це­лых ки­но­филь­мов, на ко­то­рый за­пла­ни­ро­ва­но до­пол­ни­тель­ное (фа­куль­та­тив­ное) вре­мя, что по­зво­ля­ет сту­ден­там не толь­ко по­лу­чить нуж­ные зна­ния и све­де­ния, но и со­ста­вить свое соб­ст­вен­ное пред­став­ле­ние о ки­но­про­из­ве­де­нии.

Прак­ти­че­ские уме­ния и на­вы­ки

Тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ляе­мые к сту­ден­там в хо­де лек­ций, оп­ре­де­ля­ют­ся це­лью кур­са и ос­но­ва­ны на по­ло­же­ни­ях Го­су­дар­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­тель­но­го стан­дар­та выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния по спе­ци­аль­но­сти 3503300 – «Ре­гио­но­ве­де­ние». Сту­ден­ты, про­слу­шав курс, долж­ны по­лу­чить ус­той­чи­вые зна­ния об осо­бен­но­стях ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия оте­че­ст­вен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа, иметь пред­став­ле­ние о дея­тель­но­сти ос­нов­ных ре­жис­се­ров и ак­те­ров, нау­чить­ся са­мо­стоя­тель­но ана­ли­зи­ро­вать ки­но­фильм как про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва и как осо­бый вид фик­са­ции бы­то­вой жиз­ни Рос­сии.

Объ­ем дис­ци­п­ли­ны и ви­ды учеб­ной ра­бо­ты (час)

За­ня­тия рас­счи­та­ны на один учеб­ный се­местр

Вид учеб­ной ра­бо­ты

Все­го ча­сов

Ау­ди­тор­ные за­ня­тия

38

Лек­ции

38

Вид ито­го­во­го кон­тро­ля

за­чет

Те­ма­ти­че­ский план лек­ций

Лек­ция 1. Те­ма: Ис­кус­ст­во ки­но. Пред­по­сыл­ки за­ро­ж­де­ния ки­но­ис­кус­ст­ва.

Что та­кое «ис­кус­ст­во ки­но»? Вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти ки­но­ис­кус­ст­ва (сме­на пла­нов, ра­курс, мон­таж, ус­ко­ре­ние и за­мед­ле­ние съем­ки, ком­би­ни­ро­ван­ные кад­ры и пр.). Пер­вые опы­ты в соз­да­нии ап­па­ра­тов, вос­про­из­во­дя­щих дви­же­ние. Тау­ма­тро­пы, стро­бо­ско­пы, му­то­ско­пы, зоо­тро­пы. Изо­бре­те­ние фо­то­гра­фии Л. Да­ге­ром и Н. Ньеп­сом. Ки­не­то-фо­но­граф Т. Эди­со­на. Си­не­ма­то­граф брать­ев Люмь­ер и его ус­пех во всем ми­ре. Ки­но­ис­кус­ст­во Ж. Мель­е­са. Твор­че­ст­во А. Ди­да и М. Лин­де­ра. Об­ще­ст­во «Фильм д`ар».

Лек­ция 2. Те­ма: Ис­то­рия по­яв­ле­ние ки­не­ма­то­гра­фа в Рос­сии.

К. Серф и съем­ки ко­ро­на­ци­он­ных тор­жеств в мае 1896 г. в Мо­ск­ве. По­ка­зы Р. Гюнс­бур­га в Мо­ск­ве и Пе­тер­бур­ге. Пер­вые рус­ские филь­мы Б. Са­ши­на. Ино­стран­ные ки­но­фир­мы в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Дея­тель­ность «Па­те» и «Го­мон». Про­кат и ки­но­про­из­вод­ст­во. Аме­ри­кан­ский син­ди­кат «Транс­ат­лан­тик». Се­зон 1913-1914 гг. и не­обы­чай­ный на­плыв ино­стран­ной ки­но­про­дук­ции на рус­ский ры­нок.

Лек­ция 3. Те­ма: Пер­вые рус­ские ки­но­пред­при­ни­ма­те­ли.

Дея­тель­ность А. Дран­ко­ва. Кар­ти­ны на зло­бо­днев­ные те­мы. Съем­ки Л. Тол­сто­го. Пер­вый рус­ский иг­ро­вой фильм «По­ни­зо­вая воль­ни­ца». А. Хан­жон­ков и пер­вые по­пыт­ки эк­ра­ни­за­ции рус­ской клас­си­ки. «Песнь про куп­ца Ка­лаш­ни­ко­ва», «Мас­ка­рад», «На­та­ша Рос­то­ва» и пр. М. Тро­фи­мов и фир­ма «Русь». Дея­тель­ность ки­но­сту­дии И. Ер­моль­е­ва. Ве­ду­щий ре­жис­сер Я. Про­та­за­нов и луч­шая до­ре­во­лю­ци­он­ная кар­ти­на «Пи­ко­вая да­ма».

Лек­ция 4. Те­ма: Рус­ское ки­но­ис­кус­ст­во до 1914 г. Пер­вая ми­ро­вая вой­на и ки­не­ма­то­граф.

Ки­но­фир­ма «Ти­ман, Рейн­гард, Оси­пов и К» и «Рус­ская зо­ло­тая се­рия». По­лу­че­ние ки­не­ма­то­гра­фом име­ни «Ве­ли­кий не­мой». Под­рыв фран­цуз­ской ге­ге­мо­нии в ки­но пер­вой ми­ро­вой вой­ной и рез­кое уве­ли­че­ние рос­сий­ско­го ки­но­про­из­вод­ст­ва. Вы­дви­же­ние та­лант­ли­вых ре­жис­се­ров (Я. Про­та­за­но­ва, В. Гар­ди­на, Е. Бау­эра, В. Ста­ре­ви­ча) и ак­те­ров (И. Моз­жу­хи­на и В. Хо­лод­ной). Из­ме­не­ние те­ма­ти­ки ки­но­кар­тин под влия­ни­ем со­вре­мен­ных со­бы­тий. За­си­лье низ­ко­проб­ных ме­ло­драм, мис­ти­че­ских мо­ти­вов, де­тек­ти­вов и «раз­бой­ничь­их драм».

Лек­ция 5. Те­ма: 1917 год и из­ме­не­ния в ки­но­про­из­вод­ст­ве.

Ак­тив­ное не­при­ятие боль­шин­ст­ва рус­ских ки­но­дея­те­лей ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий 1917 го­да. От­но­ше­ние со­вет­ской вла­сти к ки­не­ма­то­гра­фу. Уч­ре­ж­де­ние ки­но­ко­ми­те­тов. На­цио­на­ли­за­ция ки­но­про­мыш­лен­но­сти в 1919 г. Соз­да­ние го­су­дар­ст­вен­ной ки­но­шко­лы. Хро­ни­каль­ное и про­све­ти­тель­ское ки­но. Ис­поль­зо­ва­ние ки­не­ма­то­гра­фа в аги­та­ци­он­ных це­лях (аги­та­ци­он­ные по­ез­да и па­ро­хо­ды). Филь­мы-ре­пор­та­жи о дей­ст­ви­ях Крас­ной Ар­мии на фрон­тах, о ре­во­лю­ци­он­ных празд­ни­ках, ми­тин­гах, съез­дах, и жиз­ни го­ро­дов и де­ре­вень. Съем­ки В.И. Ле­ни­на.

Лек­ция 6. Те­ма: Ки­не­ма­то­граф 1920-х го­дов. И. Пе­ре­стиа­ни и Я. Про­та­за­ов в 1920-е го­ды.

Нэп и бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ки­не­ма­то­гра­фа. Дос­ти­же­ния мас­те­ров ки­но­ис­кус­ст­ва до­ре­во­лю­ци­он­но­го ки­но. «Аэли­та» Я. Про­та­за­но­ва. Один из са­мых ув­ле­ка­тель­ных филь­мов 1920-х «Крас­ные дья­во­ля­та» И. Пе­ре­стиа­ни. Филь­мы на зло­бо­днев­ные те­мы. Эк­ра­ни­за­ции Про­из­ве­де­ний Л. Тол­сто­го, И. Тур­ге­не­ва, А. Гер­це­на.

Лек­ция 7. Те­ма: Д. Вер­тов и Л. Ку­ле­шов.

По­ис­ки но­вых ху­до­же­ст­вен­ных форм. Д. Вер­тов и филь­мо­вый жур­нал «Ки­но­прав­да». От­ри­ца­ние жи­во­пи­си, те­ат­ра и иг­ро­во­го ки­но. Ма­ни­фе­сты Д. Вер­то­ва. Ки­но­ки. Лев Ку­ле­шов и ки­но­шко­ла. Все­силь­ность мон­та­жа. «Эф­фект Ку­ле­шо­ва». «Не­обы­чай­ные при­клю­че­ния мис­те­ра Вес­та в Рос­сии».

Лек­ция 8. Те­ма: С. Эй­зен­штейн и А. Дов­жен­ко.

С. Эй­зен­штейн и но­вое ре­во­лю­ци­он­ное ки­но­ис­кус­ст­во. «Стач­ка» – бес­фа­буль­ный, без­ге­рой­ный фильм. «Мон­таж ат­трак­цио­нов». «Бро­не­но­сец «По­тем­кин» – луч­ший фильм всех вре­мен и на­ро­дов. Ин­тел­лек­ту­аль­ное ки­но. «Ок­тябрь». По­эти­че­ская эпо­пея «Зве­ни­го­ра» А. Дов­жен­ко. «Ар­се­нал» и «Зем­ля».

Лек­ция 9. Те­ма: Твор­че­ст­во В. Пу­дов­ки­на. Ки­но­фильм «Мать».

На­ча­ло дея­тель­но­сти В. Пу­дов­ки­на. Ше­девр В. Пу­дов­ки­на «Мать». Иг­ра ти­па­жей, не­ожи­дан­ные ра­кур­сы, пей­за­жи, ме­та­фо­ры. Н. Ба­та­лов и В. Ба­ра­нов­ская. «Ко­нец Санкт-Пе­тер­бур­га» и «По­то­мок Чин­гис-ха­на».

Лек­ция 10. Те­ма: Зву­ко­вое ки­но в Со­вет­ском Сою­зе.

При­ход зву­ка в ки­не­ма­то­граф. Из­ме­не­ния в ки­но­про­из­вод­ст­ве. Уси­ле­ние ро­ли му­зы­ки, сбли­же­ние с ли­те­ра­ту­рой и те­ат­ром, за­мед­ле­ние мон­та­жа, умень­ше­ние стрем­ле­ния к раз­ра­бот­ке изо­бра­зи­тель­ных средств. Труд­но­сти тех­ни­че­ско­го пе­ре­воо­ру­же­ния. «Пу­тев­ка в жизнь» Н. Эк­ка – пер­вый со­вет­ский зву­ко­вой фильм.

Лек­ция 11 Те­ма: Ки­не­ма­то­граф 1930-х го­дов.

Зна­ме­ни­тые со­вет­ские эк­ра­ни­за­ции 1930-х гг. «Гро­за» В. Пет­ро­ва, «Пе­тер­бург­ская ночь» Г. Ро­ша­ля и В. Строе­вой, «Бес­при­дан­ни­ца» Я. Про­та­за­но­ва и пр. Са­мый зна­ме­ни­тый фильм 1930-х гг. – «Ча­па­ев» Г. и С. Ва­силь­е­вых. Ис­то­ри­ко-ре­во­лю­ци­он­ная те­ма­ти­ка (три­ло­гия о Мак­си­ме Г. Ко­зин­це­ва и Л. Трау­бер­га, «Де­пу­тат Бал­ти­ки» И. Хей­фи­ца и А. Зар­хи, «Мы из Крон­штад­та» Е. Дзи­га­на). Об­раз В.И. Ле­ни­на в ки­не­ма­то­гра­фе 1930-х («Ле­нин в Ок­тяб­ре» М. Ро­ма, «Че­ло­век с ружь­ем С. Ют­ке­ви­ча»). Филь­мы, по­свя­щен­ные круп­ным ис­то­ри­че­ским лич­но­стям («Петр I» В. Пет­ро­ва, «Су­во­ров» В. Пу­дов­ки­на, «Алек­сандр Нев­ский» С. Эй­зен­штей­на).

Лек­ция 12. Те­ма: Клас­си­че­ская со­вет­ская ки­но­ко­ме­дия 1930-х гг. (Г. Алек­сан­д­ров, И. Пырь­ев).

Один из важ­ней­ших ки­не­ма­то­гра­фи­че­ских жан­ров – ки­но­ко­ме­дия. Пер­вая со­вет­ская му­зы­каль­ная ки­но­ко­ме­дия «Гар­монь» И. Сав­чен­ко. «Три то­ва­ри­ща» С. Ти­мо­шен­ко, «Му­зы­каль­ная ис­то­рия» и «Ан­тон Ива­но­вич сер­дит­ся» А. Ива­нов­ско­го, «Под­ки­дыш» Т. Лу­ка­ше­вич, «Де­вуш­ка с ха­рак­те­ром» К. Юди­на и пр. Клас­си­ки ки­но­ко­ме­дии 1930-х гг. Г. Алек­сан­д­ров и И. Пырь­ев и ве­ду­щие ак­три­сы их про­из­ве­де­ний Л. Ор­ло­ва и М. Ла­ды­ни­на («Ве­се­лые ре­бя­та», «Цирк», «Вол­га-Вол­га», «Свет­лый путь», «Бо­га­тая не­вес­та», «Трак­то­ри­сты», «Сви­нар­ка и пас­тух»).

Лек­ция 13. Те­ма: С. Ге­ра­си­мов и его твор­че­ст­во в 1930-е го­ды.

Твор­че­ст­во ре­жис­се­ра С. Ге­ра­си­мо­ва и глав­ная те­ме со­вет­ско­го ки­но – вос­пи­та­ние но­во­го че­ло­ве­ка. Свое­об­раз­ная три­ло­ги­ей о мо­ло­де­жи 1930-х гг.: «Се­ме­ро сме­лых» – те­ма по­ко­ре­ния Арк­ти­ки, строи­тель­ст­во но­во­го го­ро­да в даль­не­во­сточ­ной тай­ге – «Ком­со­мольск» и про­бле­мы тру­да и нрав­ст­вен­но­сти во вза­мо­от­но­ше­ни­ях мо­ло­де­жи со­вет­ской де­рев­ни – «Учи­тель».

Лек­ция 14. Те­ма: «Де­ре­вен­ская» те­ма в ки­не­ма­то­гра­фе 1930х – гг.

Важ­ней­шая те­ма со­вет­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа – «де­ре­вен­ская», те­ма жиз­ни кол­хоз­но­го кре­сть­ян­ст­ва. «Кре­сть­я­не» Ф. Эрм­ле­ра, «Бру­ски» Г. Ро­ша­ля, «Под­ня­тая це­ли­на» Ю. Рай­зма­на, «Учи­тель» С. Ге­ра­си­мо­ва. Луч­ший че­ло­ве­че­ский об­раз, во­пло­тив­ший в се­бе слож­ней­шие про­цес­сы, про­ис­хо­див­шие в со­вет­ской де­рев­не, – об­раз А. Со­ко­ло­вой, соз­дан­ный В. Ма­рец­кой в филь­ме «Член пра­ви­тель­ст­ва» И. Хей­фи­ца и А. Зар­хи.

Лек­ция 15. Те­ма: Ки­не­ма­то­граф СССР в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны.

По­ис­ки но­вых ки­не­ма­то­гра­фи­че­ских форм с на­ча­лом Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. Хро­ни­каль­но-до­ку­мен­таль­ные филь­мы. «Раз­гром не­мец­ких войск под Мо­ск­вой», «Ста­лин­град», «Бит­ва за Се­ва­сто­поль» и пр. Бое­вые ки­но­сбор­ни­ки. Пер­вый пол­но­мет­раж­ный иг­ро­вой фильм во­ен­но­го вре­ме­ни – «Сек­ре­тарь рай­ко­ма» И. Пырь­е­ва. Наи­бо­лее зна­ме­ни­тые филь­мы во­ен­но­го вре­ме­ни «Рус­ские лю­ди» И. Сав­чен­ко, «Она за­щи­ща­ет Ро­ди­ну» Ф. Эрм­ле­ра, «На­ше­ст­вие» А. Ро­ома, «Фронт» Г. и С. Ва­силь­е­вых, «Ра­ду­га» М. Дон­ско­го, «Два бой­ца» Л. Лу­ко­ва. Те­ме рат­ных под­ви­гов в ис­то­рии. Филь­мы «Ку­ту­зов» В. Пет­ро­ва, «Ад­ми­рал На­хи­мов» В. Пу­дов­ки­на, «Алек­сандр Пар­хо­мен­ко» Л. Лу­ко­ва. Все­мир­ное одоб­ре­ние про­из­ве­де­ния С. Эй­зен­штей­на «Иван Гроз­ный».

Лек­ция 16. Те­ма: Ки­не­ма­то­граф пер­вых по­сле­во­ен­ных лет. Пе­ри­од «ма­ло­кар­ти­нья».

Вос­ста­но­ви­тель­ный пе­ри­од ки­но­про­из­вод­ст­ва по­сле вой­ны. Рез­кое сни­же­ние ко­ли­че­ст­ва вы­пус­кае­мых филь­мов. При­сталь­ное вни­ма­ние вла­стей к идей­но-ху­до­же­ст­вен­но­му ка­че­ст­ву про­из­ве­де­ний. По­ста­нов­ле­ние от 6.09.1946 г. «О ки­но­филь­ме «Боль­шая жизнь (2-я се­рия)». Ак­тив­ная кри­ти­ка ав­то­ри­тет­ных со­вет­ских ре­жис­се­ров. «Клят­ва», «Па­де­ние Бер­ли­на», «Не­за­бы­вае­мый 1919 год» М. Чиа­у­ре­ли. Сгла­жи­ва­ние труд­но­стей в по­сле­во­ен­ном со­вет­ском ки­не­ма­то­гра­фе. Не­зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ст­во филь­мов на ак­ту­аль­ные во­про­сы со­вре­мен­но­сти («Воз­вра­ще­ние Ва­си­лия Борт­ни­ко­ва» В. Пу­дов­ки­на, «Сель­ская учи­тель­ни­ца» М. Дон­ско­го). Био­гра­фи­че­ские филь­мы «Иван Пав­лов» Г. Ро­ша­ля, «Пи­ро­гов» С. Ют­ке­ви­ча, «Глин­ка» Л. Арн­ш­та­ма.

Лек­ция 17. Те­ма: Филь­мы о Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не ру­бе­жа 1940-х – 1950-х гг.

Филь­мы о Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не «Под­виг раз­вед­чи­ка» Б. Бар­не­та, «По­весть о на­стоя­щем че­ло­ве­ке» А. Стол­пе­ра, «Ря­до­вой Алек­сандр Мат­ро­сов Л. Лу­ко­ва. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ный фильм по­сле­во­ен­ных лет «Мо­ло­дая гвар­дия» С. Ге­ра­си­мо­ва. Ху­до­же­ст­вен­но-до­ку­мен­таль­ные филь­мы «Тре­тий удар» И. Сав­чен­ко, «Ста­лин­град­ская бит­ва» В. Пет­ро­ва.

Лек­ция 18. Те­ма: По­сле­во­ен­ная ки­но­ко­ме­дия.

Тео­рия бес­кон­фликт­но­сти в со­вет­ской ки­но­ко­ме­дии в по­сле­во­ен­ные го­ды. Про­дол­же­ние твор­че­ской дея­тель­но­сти Г. Алек­сан­д­ро­ва и И. Пырь­е­ва.(«Вес­на», «Ска­за­ние о зем­ле Си­бир­ской»). Оли­це­тво­ре­ние эпо­хи – «Ку­бан­ские ка­за­ки» И. Пырь­е­ва.

Ис­точ­ни­ки и ли­те­ра­ту­ра для под­го­тов­ки к за­че­ту:

1. Алек­сан­д­ров Г.В. Ки­но и эпо­ха. М., 1976.

2. Бу­дяк Л.М., Ми­хай­лов В.П. Ад­ре­са мо­с­ков­ско­го ки­но. М., 1987.

3. Вар­шав­ский Я.Л. Встре­ча с филь­мом. М., 1962.

4. Гар­дин В.Р. Жизнь и труд ар­ти­ста. М., 1960.

5. Ге­ра­си­мов С.А. О ки­но­ис­кус­ст­ве. Очерк для мо­ло­де­жи. М., 1960.

6. Гинз­бург С.С. Ки­не­ма­то­гра­фия до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. М., 1963.

7. Ис­то­рия со­вет­ско­го ки­но в 4-х то­мах. М., 1969-1975.

8. Ки­не­ма­то­гра­фи­че­ское на­сле­дие Л.В. Ку­ле­шо­ва. М., 1979.

9. Ки­но­сло­варь в 2-х т. М., 1966.

10. Кузь­ми­на Е.А. О том, что пом­ню. М., 1989.

11. Ку­ле­шов А., Хох­ло­ва А. 50 лет в ки­но. М., 1975.

12. Ми­гаю­щий cinema. Ран­ние го­ды рус­ской ки­не­ма­то­гра­фии. Вос­по­ми­на­ния, до­ку­мен­ты, ста­тьи. М., 1995.

13. Ми­хай­лов В.П. Рас­ска­зы о ки­не­ма­то­гра­фе ста­рой Мо­ск­вы. М., 1998.

14. Ра­чук И.А. Твой боль­шой друг. М., 1965.

15. Са­дуль Ж. Ис­то­рия ки­но­ис­кус­ст­ва от его за­ро­ж­де­ния до на­ших дней. М., 1957.

16. Со­бо­лев Р.П. Лю­ди и филь­мы до­ре­во­лю­ци­он­но­го ки­но. М., 1961.

17. Трау­берг Л. Из­бран­ные про­из­ве­де­ния в 2-х то­мах. Т. 1. М., 1988.

18. Шклов­ский В. За 60 лет. Ра­бо­ты о ки­но. М., 1985.

19. Эй­зен­штейн в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1974.

20. Юре­нев Р.Н. Крат­кая ис­то­рия ки­но­ис­кус­ст­ва. М., 1997.

21. Юре­нев Р.Н. Но­ва­тор­ст­во со­вет­ско­го ки­но­ис­кус­ст­ва. М., 1986.

22. Юре­нев Р.Н. Кни­га филь­мов. М., 1981.


 
Нравится Нравится  
География посещений: