Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ МИР В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ МИР В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

ВВЕДЕНИЕ

Контакты русского мира с другими национальными мирами и цивилизациями. Типы контактов, взаимодействий, влияний. Языковые контакты. Плодотворные и разрушительные контакты. Избирательный характер выбора и творческое преобразование достижений других цивилизаций. Русский мир: «свое» и «чужое». Понятие о цивилизационном синтезе.

Кризисное состояние русского мира на пороге XXI столетия.

 I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОПИСАНИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 Методы исследования и описания творческой жизни отдельного этноса или сообщества этносов и мировой цивилизации в целом. Основные понятия, используемые в данной программе.

«Цивилизация» как одно из ключевых понятий в научном описании духовной и материальной жизни отдельного этноса или сообщества этносов. Формирование концептуального и образного содержания «цивилизации» в науке, публицистике и художественном творчестве Европы и России.

Идея мировой цивилизации («цивилизация человечества»).

Возникновение и развитие представлений о локальных цивилизациях. Единая мировая цивилизация как система локальных цивилизаций.

Семантическое поле слова «цивилизация», социолингвистические аспекты. Различение «слова» и «понятия» («концепта»); место понятия «цивилизация» в «концептосфере» русского языка. Широкое использование слова «цивилизация» в различных текстах. Динамика понятия «цивилизация» как уровня общественного развития. Цивилизация versus варварство. Представление о «первых цивилизациях» в археологии. Проблема определения понятия цивилизации в связи со смежными понятиями, характеризующими этапы развития человечества. Цивилизация и общественно-экономические формации. Локально-временные и политико-социологические определения: «средневековая цивилизация», «буржуазная цивилизация», «рыночная цивилизация», «социалистическая цивилизация», «советская цивилизация» и пр. Динамика понимания цивилизации как суммы интеллектуально-технических достижений: цивилизация versus природа.

Дальнейшее изменение понятия: «машинная цивилизация», «компьютерная цивилизация».

Движение понятия «цивилизация» как выражения бездуховности: цивилизация versus культура, цивилизация versus дух и душа.

Жизнь цивилизаций. Понятие о цивилизационном процессе. Постоянные и переменные факторы, поддерживающие процесс. Описание жизни цивилизаций в метафорах-понятиях из биологической сферы: рождение, возрастание, зрелость, нисхождение, старость, разрушение; цивилизация как социобиологический «организм». Мысль о необратимости цивилизационных процессов. «Живые» и «мертвые» цивилизации. Перерождение и вырождение, переход в «другое» состояние. Описание динамики разрушения цивилизаций в понятиях-метафорах из сферы геологии: надломы и разломы цивилизаций, сила удара извне и силы разрыва изнутри. Тектонические зоны между «плитами»-цивилизациями; дробление плит на фрагменты.

Типы контактов между цивилизациями.

Движение цивилизаций во времени и пространстве. Самосознание своего пути и предназначения в мире.

Проблема творчества, понимание «нового». Неизбежность нового в жизни человечества. Продуктивное творчество как один из базовых признаков цивилизации. Тенденция распространения продуктов творчества и ценностей на другие сообщества. Производство для «других». Планетарное значение творческой деятельности цивилизаций.

Цивилизационная модель личности. Языки цивилизаций.

Сведения о трудах мыслителей, разрабатывавших теорию локальных цивилизаций. Спорные вопросы теории локальных цивилизаций. Национальные научные традиции в изучении цивилизаций: британская, русская, романская, германская, американская. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура» в разных традициях.

Некоторые вопросы генезиса цивилизаций. Проблемы преемственности. Принципы типологии цивилизаций; некоторые примеры типов. Неустранимость логической несообразности в классификациях и названиях цивилизаций.

Трудности разграничения между цивилизацией и «нецивилизационным сообществом». Тезис о престижности. Спор о количестве «живых» цивилизаций.

Выделение христианских цивилизаций: западнохристианской («западной»), восточнохристианской основной («православнохристианской»», «византийской»), восточнохристианской дочерней (Россия). Дискуссия вокруг проблемы двух восточнохристианских цивилизаций. Русский мир как часть восточнохристианской дочерней цивилизации.

Русский мир в контексте его ближайшего окружения. Национальные миры в составе восточнохристианской дочерней цивилизации. Место и роль нехристианских этносов в развитии восточнохристианской дочерней цивилизации.

 II. СЛАВЯНСКАЯ ОСНОВА РУССКОГО МИРА

 Сведения о происхождении славян, об исторических судьбах славянских племен. Предполагаемые контакты протославян и праславян с другими этническими группами. Сведения о дохристианском (языческом) мировоззрении славян. Представления о высших силах, о природных энергиях и ритмах, об их связи с жизнедеятельностью людей. Данные о материальной культуре, традициях, домостроительстве, характере трудовой деятельности.

Проблема реконструкции основных черт славянской мифологии, ее «уровней» и «сюжетов». Боги славянского пантеона, мифологические персонажи и герои древних преданий. Следы влияния других культур в славянской мифологии.

Отражение жизни и мировоззрения древних славян в их преданиях, в устном народном творчестве. Черты «славянской души» в народной культуре. Эстетическая, этнографическая и историческая ценность памятников устного народного творчества – былин, сказаний, сказок, обрядовых и лирических песен, а также произведений искусства ремесленников – украшений быта, художественных изделий, оружия, орудий труда.

Славяне на пути к цивилизации. Смена археологических культур на территории проживания славян. Сведения о славянских племенах. Славянская предцивилизация – Древняя Русь. Проблема ее генезиса. Некоторые версии наименований: Русь, Русская земля, русские люди. Свидетельства о русах. Историческая и мифопоэтическая глубина русского мира и «русского духа». Изображение дохристианской Руси, образы и мотивы славянской мифологии в русской культуре Нового времени.

Проблема реконструкции праславянского языка. Сведения о реально существовавших славянских языках. Гипотезы о генезисе русского языка. Начало письменности у славян. Просветительская деятельность св. Кирилла и Мефодия.

Многообразие исторических судеб западных, южных и восточных славян. Идеи славянского единства и мечты о Великой Славии в XIX в.: утопия и реальность. Славяне в современном мире.

 III. ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 Начало византийской цивилизации. Черты эллинской цивилизации, воспринятые Византией. Распространение греческого языка в Восточной Римской империи. Раннее христианство на Востоке. Век христианского религиозного творчества. Первые Вселенские соборы. Символ веры. Канонизация книг Священного Писания. Духовно-творческий подвиг Святых Отцов. Основные черты антропологии в восточной патристике.

Византийский храм; иконопочитание.

Постоянные и переменные факторы цивилизационного процесса в Византии; христианство как основа этого процесса. Взаимоотношение между церковью и государством. Развитие культуры.

Дальнейшая судьба византийской цивилизации. Борьба с арабами. Эпоха иконоборчества. Конфликт с западной христианской церковью. Разделение церквей.

Контакты византийцев с руссами. Походы Руси на Византию. Христианизация Руси; вопрос о сроках крещения. Крещение св. Ольги. Крещение Руси при св. Владимире. Христианство как духовно-энергетический импульс цивилизационного процесса на Руси. Творческое освоение «византийского дара». Отношение христианства к традициям и народной культуре на Руси. Распространение письменности, становление образования. Роль христианства в государственном строительстве. Константинопольские священники, византийские мыслители и художники на Руси. Идеи христианского гуманизма на Руси; расширение духовно-смыслового объема понятий «жизнь», «человек», «родина», «вера», «народ», «земля».

Последние столетия византийской цивилизации. Византия между Западом и Востоком. Историческая миссия византийской цивилизации. «Византийское содружество наций» в Восточной Европе. «Цветущая сложность» греческого средневековья. Крестоносцы и Византия.

Влияние интеллектуалов поздней Византии на мировоззрение и духовную жизнь восточных христиан. Исихазм и религиозное движение на Руси в XIV–XV вв.

Гибель Византийской империи и ее последствия для судеб христианства и мировой истории. Роль Руси-России как хранительницы ортодоксальной (православной) христианской традиции. Византинизм в России. Образы Византии в русской культуре. Судьба византийского наследства после крушения империи.

Византия и славяне. Движение христианства из Византии в славянские земли. Переводы Священного Писания на старославянский и церковнославянский языки.

Византийское наследие и Святая Русь. Духовное созидание Святой Руси. Жизнь народа в христианской вере. Возникновение понятия «Святая Русь». Распространение Священного Писания и Священного Предания. Появление христианских святынь на древнерусской земле. Хождение к Святой земле и святым местам; паломничество и расширение горизонта христианских земель. Роль Киево-Печерского монастыря (лавры) в духовной истории Руси. Общехристианские и русские святые. Духовный подвиг преп. Сергия Радонежского. Основание Троице-Сергиева монастыря (лавры). Сопротивление Святой Руси ее недругам.

Идеалы Святой Руси. Чудо благодати и святости. Представление о совершенном человеке, выраженное в духовной культуре; мысли о вере, праведности, совести, нестяжательстве. Смысловое богатство понятий «совесть», «правда», «милосердие», «радость», «любовь» в древнерусской традиции. Многообразие обликов русских людей, идущих к свету; мученики за веру, святители, подвижники, страстотерпцы, воины-герои, мудрецы, юродивые. Роль монастырей в Византии и на Руси. Старчество в Византии и на Руси.

Христианские циклы жизни мироздания; христианский год. Праздники и дни памяти ушедших; чувство «радости» и «покоя». Пасха на Святой Руси. Вопрос о «пасхальной» и «рождественской» культурах.

Ситуация на пороге XXI в.: мечты о новой Святой Руси.

Христианская идея храма. Первые катакомбные церкви христиан. Римские и византийские храмы. Главные соборы на земле Древней Руси – в Киеве, Новгороде, Владимире, Пскове и других городах. Храмовое строительство на Руси в XV–XVI вв. Древнейшие христианские храмы на территории Москвы и Подмосковья. Новые русские храмы XVII – начала XVIII в. Строительство соборов и храмов в новой столице. Храмовое зодчество на русском Севере: деревянные соборы, церкви, часовни.

Эволюция идеи и архитектурной формы русского храма в XIX в. Новые соборы и храмы в России второй половины XIX – начала XX в.

Разрушение храмов и святынь в XX в. Опыт возрождения храмового строительства в наши дни.

Икона в христианском мире. Предания о первых христианских иконах. Отцы церкви об иконопочитании, о религиозно-философском значении иконописи. Иконописные образы и сюжеты. Иконопочитание и иконоборчество в Византии. Появление икон на Руси. Греческие иконописцы на Русской земле, первые древнерусские иконописцы. Развитие иконописания; школы иконописи. Идеи восточнохристианской цивилизации в иконе. Высшие достижения русской иконописи. Духовный облик иконописца. Преп. Андрей Рублев и его значение для русского религиозно-философского самоопределения. Другие знаменитые иконописцы. Иконостасы в храме, воплощение в них православной картины мира. Культ чудотворных икон в Византии и на Руси: икона, охраняющая личность, народ, государство и цивилизацию. Культ иконы Божией Матери. Русские писатели и философы нового времени об иконе. Религиозное восприятие икон и принципы изучения икон.

Традиции византийской церковной музыки в русском храме.

 IV. РУССКИЙ МИР И ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА И ЮГА

Понятие Востока на Руси и в средневековой Европе. Восток в новое время. Сведения о восточных цивилизациях. Древние цивилизации Азии и «кочевые цивилизации».

Первая встреча Руси с кочевыми этносами. Великая Степь. Борьба русских со Степью. Ранние набеги кочевников на русские земли. Сведения о кочевых этносах. Природные ритмы и циклы передвижения. Энергетическая мощь нашествий кочевников.

Чудо за Байкалом – взрыв огромной эмоционально-психической энергии. Великое нашествие татаро-монголов; территориальные завоевания. Великая империя монголов и ее роль в мировой истории. Движение татаро-монголов на Русь; волны нашествий и набегов. Коренные изменения в жизни русских, нарушение цивилизационного процесса. Стойкость силы духа Святой Руси. Роль Куликовской битвы в национальном самоопределении русского народа. Длительный процесс освобождения от татаро-монголов. Этнические изменения на русских землях. Исторические источники и народные предания о татаро-монгольском иге.

Дальнейшая судьба татаро-монголов и их союзных племен. Формирование новых этнических групп. Тюркские племена на Волге, в Азии, на Кавказе. Движение русских на восток.

Подступы к проблеме «Русь (Россия) между Западом и Востоком». Представление о татаро-монголах в средневековой Европе. Идентификация русских с татаро-монголами у европейских авторов. Русские историки и мыслители о татаро-монгольском иге и его последствиях. Ситуация в конце XIX в.: идея опасности с Востока в историко-философских концепциях и в художественном творчестве. Мысли о «панмонголизме» на фоне эсхатологических предчувствий. Ситуация после Первой мировой войны: выступление евразийцев против традиционных взглядов на татаро-монгольское иго на Руси; их суждение о вкладе азиатских народов в цивилизацию Руси и России.

Расширение знаний русских людей об азиатских странах в XV – XVII вв. Дальнейшее движение русских на восток. Русские в Сибири, на Дальнем Востоке и на Аляске. Контакты с местными этносами; успехи и неудачи их христианизации.

Встреча русских с китайцами. Представления русских о Китае. Контакты русского мира с китайской цивилизацией. Осмысление великой роли китайской цивилизации в истории человечества.

Контакты русских с японцами. Оценка жизнеспособности современной японской цивилизации.

Контакты русских с корейцами в сфере хозяйственной деятельности и в области культуры.

Индия и Русь. Проблема ариев и индоевропейского единства. Глубокие корни русско-индийских связей. Образ Индии в культуре Руси и России.

«Дальние страны». Зов «дальних стран»: русская континентальная тоска по Океану. Путешествия русских «на край света», поиски «центра земли». Научные открытия русских мореплавателей. Феномен Миклухо-Маклая. Муза Дальних Странствий русских поэтов и художников. Образ Африки в русской культуре. Африканцы в России, русские в Африке.

Исламская цивилизация и ее национальные миры. Возникновение ислама. Чудо в Аравийской пустыне. Распространение ислама. Формирование исламской цивилизации, ее основные черты. Движение ислама в Среднюю Азию, в азиатские степи, на Волгу. Контакты русских с исламизированными этносами. Мирное сосуществование разных религиозных конфессий в едином государстве. Вклад исламского населения в развитие России.

V. РУССКИЙ МИР И ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Основные черты западной цивилизации в трудах западных мыслителей. Концепция «европейского человечества». Целостность общего «западного мировоззрения» и многообразие этнических и культурных миров.

Динамика исторического развития западной цивилизации. Сведения о генезисе европейских народов, о формировании «европейского человечества». Кельтские и германские племена, их сопоставление. Кельтское и германское наследие. Античное наследие и проблема его творческого освоения европейцами. Греческий и латинский языки в истории человечества.

Роль христианства в становлении западной цивилизации. Движение христианства по землям Западной Европы. Роль центра западного христианства в создании духовной целостности Запада; религия и светская власть. Процесс разделения христианства на направления. Значение крестовых походов для формирования «европейского духа».

Многообразные формы цивилизационного процесса на Западе. Рождение европейских народов и национальных языков. Вопрос о «центре Западной Европы». Внутренние конфликты на европейском пространстве.

Пути распространения западного мировоззрения в мире. Европейская жажда открытия «новых земель» и познания планеты. «Фаустовская душа» Запада в поисках истины, цели и смысла жизни. Европейский путь технического прогресса. Успехи на этом пути. Формирование «европоцентризма».

Развитие демократии на Западе. Концепция активной и свободной личности.

Вхождение Западной Европы в XX в. Чувство глубокого кризиса западной цивилизации после двух мировых войн. Жизненные и интеллектуальные ресурсы западной цивилизации на пороге XXI в. Рождение новых («дочерних») цивилизаций Запада.

Сведения о контактах славян с западноевропейскими племенами. Вклад скандинавов в государственное строительство на русской земле. Полемика вокруг проблемы взаимоотношений между скандинавским и древнерусским мирами; представление о Руси как о «Скандовизантии». Процесс вхождения «неразвившейся скандинавской» цивилизации в западную. Образы Скандинавии в русской культуре.

Волны западного влияния на русский мир в разные исторические периоды. Активное участие России в политической и социокультурной жизни на европейском пространстве нового времени. Длительный процесс европеизации разных сфер творческой деятельности и областей культуры. Западная цивилизация как система национальных миров («субцивилизаций»). Разнохарактерность и разнокачественность контактов русского мира с европейскими национальными мирами.

Итальянский мир; формирование и эволюция. Итальянский город как образец «цивилизации средневекового города». Многообразие жизненных и культурных форм в итальянских государствах до объединения Италии. Этапы Возрождения. Последующие этапы итальянской культуры. Величие Вечного Города. Творческие открытия и духовные достижения итальянского мира; его вклад в мировую цивилизацию.

Русско-итальянские контакты. Роль итальянской культуры в жизни Московской Руси. Восприятие творческих достижений Италии в России в XVIII – XIX вв. Выдающийся вклад итальянских архитекторов в цивилизацию России XVIII – начала XIX в. Итальянская музыка и итальянская живопись в культурной жизни России. Данте, Петрарка в России. Деятели русской культуры в Италии. Рим, Флоренция, Венеция, Неаполь в творчестве русских писателей, художников, музыкантов. «Чувство Италии», «образы Италии» в русской культуре.

Французский мир; формирование и эволюция. Исторический и духовно-эстетический феномен «Милой Франции» и «Прекрасной Франции». Этническая многослойность французского мира. Представления о французском мире как «центре европейской цивилизации». Культурные, духовные и социально-политические контакты между французским миром и русским. Французская философия в России. Б. Паскаль в русской культуре и религиозной жизни. Идеи французского Просвещения на русской почве. Французские скульпторы и архитекторы в России. Влияние Великой французской революции на судьбы цивилизации России.

Галломания в России. Французский язык и французская литература в России. Наполеоновское нашествие: столкновение цивилизаций. Исторические и духовные последствия нашествия.

Русский мир в восприятии французов; русофобы и русофилы. Русские во Франции, образы Франции в русской культуре. Французские художественные течения и русская культура.

Париж в жизни Франции и в жизни мировой цивилизации. Русские во Франции. «Русский Париж».

Немецкий мир; формирование и эволюция. Мифопоэтическая глубина и жизненная энергия «германского духа». Роль германских племен в становлении западной цивилизации. Контакты Древней Руси с германским миром. Немцы в России в XVI–XVII вв. Немецкие переселенцы в России в XVIII – начале XIX в. Их вклад в государственное и культурное строительство страны. Судьба Российской империи в свете династических браков ХVШ–ХIХ вв.

Восприятие немецкой культуры в России. Гете в России. Немецкий романтизм в России. Немецкая и австрийская музыка в России. Идеи немецких философов на русской почве.

Русские философы и художники о Германии. Русские в Германии. Две страшные мировые войны в XX столетии и их последствия для мировой цивилизации.

Британский мир; формирование и эволюция. Историческая многомерность и этническая многослойность британского мира. Феномен «островного мировоззрения»: зов Океана и «новых земель». Движение британцев по планете. Один из парадоксов британского характера: умеренные традиционалисты и бесстрашные новаторы. Творческие открытия британцев.

Контакты британцев с русскими. Расширение влияния британского мира на русский мир во второй половине XVIII – начале XIX в. Англомания. Ситуация в середине XIX в.: феномен взаимного недоверия. Восприятие английской литературы в России. Шекспир и русская культура. Диккенс и русские писатели. Образы Британии в русской литературе. Русские на Британских островах.

Вклад британских интеллектуалов в разработку глобальных проблем мировой цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Впечатляющее шествие английского языка по планете. Мир Северной Америки. Проблема рождения новой цивилизации. Британские идеи на североамериканской почве. Прорыв в будущее – «американская мечта». Философское осмысление миссии Новой Америки. Американская демократия – классический образец демократии, порожденной западной цивилизацией. Американская мечта и Гражданская война. Великий рывок Америки в XX в.

Движение «американского мировоззрения» по планете. Россия и Америка: ситуация на пороге XXI в. – цивилизационное наступление на русский мир массовой американской культуры. Энергетическая мощь новых информационных систем постиндустриального Запада. Идеи «конца мировой истории», «последней мировой империи» в контексте христианской эсхатологии. Образы Америки в русской культуре. Русские в Америке.

VI. ОСОЗНАНИЕ ПУТИ. РУССКАЯ ИДЕЯ

Понятие «русская идея» в широком и узком значении. Русская идея как «естественное» самоосознание народом своего пути, как представление о цели и смысле своей исторической жизни («русской идее – тысяча лет»). Формирование «идеи пути» в глубинах цивилизационного процесса (у «верхов» и у «низов»). Понимание русской идеи как философии русского мессианизма, полностью сформировавшейся в XIX в. Русская идея как «предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении».

Этапы русской идеи (в широком значении понятия). Святая Русь как первичный смысл русской идеи. Мечты о земле, осененной Божьей благодатью, населенной народом, принявшим истину. Путь Руси – путь к Богу. Спасение Руси и спасение других народов – в вере во Христа. Русская идея Сергия Радонежского.

«Москва – Третий Рим» как новый этап русской идеи. Осознание преемственности Руси с античной и византийской цивилизациями. Пафос мессианства и эсхатологическое мироощущение в эпоху гибели Византии. Государственный ореол русской идеи. Проблема: царь и патриарх.

Кризис «русской веры» в эпоху религиозных реформ XVII в. Раскол «этнического поля» как раскол идеи Святой Руси. Чувство катастрофы у защитников «древней веры».

Концепция священной империи как развитие русской идеи в эпоху Петра I. Тактика и стратегия Петра I в отношениях с Западом. Расщепление русской идеи на «святость» и «силу», на «русское» и «российское». Два стольных града – две идеи.

«Русский дух», «русский Бог», «русская история» в эпоху Александра I, Карамзина, Пушкина. Диалог Пушкина с Чаадаевым об историческом пути России. Феномен «безумия» Чаадаева: расщепление русской идеи в одной душе. Ф.И. Тютчев: Запад и Россия. Образ империи. Типология империй. Гибельный путь Революции. Мессианство и патриотизм у Н.В. Гоголя. Поэзия «русской силы», образ пути России.

Славянофилы и западники; их спор – уникальный диалог мировоззрений в истории России. Судьба России в этих спорах.

Славянофильство; опора на святоотеческую традицию как основа славянофильского мировоззрения. Основные представители. Мысль о самостоятельности духовной жизни и исторического пути Руси, необходимости его для России. Идея духовного единства всего человечества. Соборность как основа подлинной жизни народа, путь к истине и к спасению. Идея внутренней свободы личности; «совесть», «вера», «свобода» как основа цивилизационного процесса на Руси, как движущие силы всеобщей истории. Положительное отношение к западной культуре; западный и русский типы просвещения; неприятие рационализма, секуляризма, индивидуализма. Восток в славянофильской концепции всеобщей истории. Надежда на единение славян; идея пути к духовному единству всего человечества.

Западничество; связь с просветительской и революционной традицией. Основные представители. Западники как поборники идеи вхождения русского мира в западную цивилизацию. Оценка деятельности Петра I. Роль идей Просвещения, пафос свободомыслия. Концепция неуклонного исторического прогресса; импульсы и условия: творческая активность личности, нерелигиозность, плодотворный рационализм, разумный индивидуализм, прогнозируемость результатов деятельности и исторической перспективы. Культ демократии западного типа. Идея закономерных процессов исторического развития, открытых на Западе. Концепция свободной и совершенной личности. Роль личности в истории. Идеи социальной справедливости. Призыв учиться работать и мыслить у Запада. Путь России, как и путь всего человечества, – путь Запада.

Понятие «русская идея» у Ф.М. Достоевского; история понятия. Русская идея как идея синтеза высших достижений человечества. Пушкин как совершенное воплощение русской идеи. Великая тревога за судьбы человечества и поиск пути его спасения – основной пафос русской идеи у Достоевского. Значение концепции русского пути и русской идеи у Достоевского для мыслителей конца XIX – начала XX в. Концепция «судьбы России» у Н.Я. Данилевского. Место славянского мира среди мировых цивилизаций. Четыре основы у культурно-исторических типов («цивилизаций»). Антизападные настроения у Данилевского на фоне Крымской войны и ее последствий.

Восток – Россия – Запад в трудах К.Н. Леонтьева. Леонтьев – оппонент Данилевского и Достоевского. Сомнение в возможности осуществления «всемирной любви». Исторический пессимизм; «цветущая сложность» – позади, «смешение» и «разложение» – впереди. Обличение «среднего европейца». Путь России – византийский. Развитие русской идеи В.С. Соловьева. Концепция всеединства. Поиск путей к объединению человечества. Миссия России. Философия любви. Соловьевское чувство близящейся катастрофы, эсхатологические пророчества.

Образ России в философии и литературе начала XX в.

Революционно-радикальный вариант русской идеи в эпоху революций. Концепция Новой России и «нового мира». Революция как русский путь; всемирно-историческая миссия народов России.

Русская идея в трудах эмиграции. Евразийское движение: pro et contra. Взгляд евразийцев на положение Руси и России между Западом и Востоком. Образ Евразии. «Иной» путь России. Тема Запада в трудах евразийцев. Полемика вокруг евразийских идей. Современное евразийство – мистификация и реальность. Русская идея в интерпретации Н.А. Бердяева. Обзор Бердяевым трудов о русском пути. Мессианство и эсхатологизм русского духа.

Образ Руси (России) – «уходящей» и «будущей» – в советской культуре. Призрак русской идеи на постсоветском пространстве.

Проблема русского национального характера, русского мировоззрения. Трудности описания национального характера. Личностное воплощение идеальной и самобытной сущности нации (народа). Традиции в описании национальных характеров.

Примеры «моделирования» русского национального характера. Умозрительно-спекулятивные концепции. Критика концепции «поляризованности», «женственности» русского национального характера. Попытки описания «психического строя русской души». Критика «двоедушия» русского человека. Схематизм и односторонность русофильских и русофобских «моделей» русского национального характера. Реальная картина психологических и нравственных типов в русской истории и культуре: собиратели, правдоискатели, бунтари, смиренные, анархисты, странники, мечтатели, страстотерпцы, юродивые и пр.; наличие сходных типов в других крупных этносах. Региональные подтипы русского национального характера. Концепция «общего национального типа» в контексте психологических и энергетических типов. Типы по отношению к традициям и новациям. Типы по функциям в цивилизации. Наднациональный тип.

Необходимость обращения к понятию национального или цивилизационного мировоззрения. Некоторые проблемы «русского мировоззрения», рассматриваемые в философии, науке и литературе XIX – XX вв. Образ «русского духа». Концепция «симфонической личности». Народное мировоззрение и идеология творческой элиты.

Нравственные и эстетические критерии в «русском мировоззрении». Ценностное содержание творческой и трудовой деятельности через их призму.

Соотношение «русского мировоззрения» и «русской идеи». Христианские основы «русского мировоззрения».

Русский универсализм и космизм. Поиск универсальной истины и идея единства Вселенной в деятельности русских ученых (М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов и др.). «Космическая тоска» в русской культуре. Русская научная мысль в поисках космоса.

VII. РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Русский язык; концепция происхождения; его место среди индоевропейских языков.

Роль русского языка в формировании этнической и цивилизационной целостности.

Творческая созидательная энергия русского языка. Созидание картины мира в языке. Отражение цивилизационного процесса в языке.

Важнейшие сведения о словарях русского языка XVIII–XX вв.

Русская письменная культура. Роль письменности в развитии цивилизации Руси и России. Ранний этап письменности на Руси. Священное Писание и Священное Предание. Евангелие как бессмертный недосягаемый образец для писателей на Руси. Роль переводов на Руси в развитии цивилизации. Эволюция древнерусской литературы. Смысл и цель жизни человека и народа у древнерусских писателей. Нравственная сила древнерусской литературы.

XVIII в.: становление «новой русской литературы». Национальные традиции и воздействие философских и художественно-эстетических концепций западной цивилизации. Роль переводов произведений европейской литературы в развитии литературы в России. Новые веяния в литературе на рубеже XVIII–XIX вв.

Русская литература XIX в. – кульминация в духовной истории России. Идея «литературоцентризма» в русской культуре XIX в.

А.С. Пушкин как гений цивилизации России. Раскрытие духовно-творческой цивилизационной энергии в деятельности и личности Пушкина. Концепция жизни. Идея свободы. Культ Поэзии. Творческие достижения Золотого века в контексте мировой культуры.

Развитие традиций русской духовной литературы в XIX в. Нравственно-творческая энергия русских христианских подвижников; их усилия в защите цивилизации России как цивилизации восточнохристианской. «Глас Божий» и «голос человеческий» в духовном пространстве русской культуры.

Эпоха великих русских романов. Судьбы мировой цивилизации в прозе 60–70-х гг. XIX в. Пророческие мотивы и экзистенциональное содержание русских романов. Русская «художественная философия»; нравственный максимализм; смысл жизни. Полнота изображения действительности и анализ трагической сущности бытия в творчестве русских романистов. «Правда», «совесть», «свобода», «красота», «добро», «милосердие» как симфония духовных ценностей бытия. «Шедевр» versus «правда» в эстетике русских писателей.

Универсальное и национальное в русской литературе XIX в. Влияние русской литературы XIX в. на духовный путь человечества.

Русская литература на рубеже XIX–XX вв. Художественно-творческая полифония эпохи. Черты Ренессанса. Серебряный век как литературно-художественное движение в русской культуре начала XX в. Лирика как высшее творческое достижение Серебряного века. Чувство катастрофы и симптомы кризиса мировой цивилизации в русской культуре начала XX в. Продолжение эпохи лирики в русской литературе 10-х – начала 20-х гг.

Эпоха «большой русской прозы»: вторая половина 20-х – 30-е гг.

Художественная панорама грандиозных исторических потрясений; глубина интеллектуального анализа трагических коллизий XX в. Исследование личности и народа в экстремальных ситуациях революций и мировых войн.

Продолжение традиций русской литературы XIX в. Новое освещение христианских гуманистических ценностей.

Трагические судьбы русских литераторов в XX в.

Война и литература: защита цивилизации духовной энергией творчества. Идея жизни и спасения человечества.

Всемирное и национально-историческое в русской литературе второй половины XX в. Художественно-интеллектуальные открытия русских писателей XX в. в контексте эволюции мировой литературы.

Литература русского зарубежья – продолжение цивилизации России. Взаимосвязи с литературой метрополии. Творческие достижения литературы русского зарубежья. Русско-иноязычные писатели в контексте национальных литератур. Миссия русской эмиграции XX в.

Тысячелетие русской литературы: творческие открытия и итоги.



Литература*


Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989.

Данилевский Н.Я. Культурно-исторические типы и некоторые законы их развития // Он же. Россия и Европа (гл. V).

Тойнби А.Дж. Сравнительное исследование цивилизаций // Он же. Постижение истории (изд. 1991 или 1998).

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад // Он же. Цивилизация перед судом истории. М.; СПб., 1996. С. 20 – 194.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

Янин В.А., Муравьев В.А., Беленький И.А. История // Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т. 2. М., 1996. С. 651 – 655.


II


Повесть временных лет.

Соловьев С.М. Начала русской земли.

Рыбаков Б.А. Истоки славянской мифологии // Он же. Язычество древних славян. М., 1981.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь / Вступ. статьи В.В. Иванова, В.Н. Топорова и Н.И. Толстого. М., 1995.

Очерки по истории культуры славян. Т. 1. М., 1996.

Трубачев О.Н. В поисках единства. М., 1991.

Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999.


III


Жития византийских святых. СПб., 1995.

Леонтьев К.Н. Византизм древний. Византизм в России // Он же. Византизм и славянство (гл. I, II).

Успенский Ф.К. Русь и Византия в X в. // Он же. История Византийской империи: Период Македонской династии (867 – 1057). М., 1997. С. 510 – 524.

Флоровский Г.В., прот. Святитель Григорий Палама и традиция отцов // Он же. Догмат и история. М., 1998. С. 377 – 393.

Соловьев В.С. Жизненный смысл христианства.

Аверинцев С.С. «Наша философия» (восточная патристика IV – X вв.) // Он же. София-Логос. Словарь. Киев, 2000.

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе.

Флоренский П. Троице-Сергиева лавра и Россия.

Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви. М., 1989.

Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. 2-е изд. М., 1998.

Хвостова К.В. Византийская цивилизация // Вопр. истории. 1995. № 9. С. 32 – 48.

Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М., 1999.

Лихачев Д.С. Русский язык в богослужении и в богословской мысли // Богослужебный язык русской церкви. М., 1999.


IV


Карамзин Н.М. История государства Российского (главы о «нашествии Татар» (Т. III – гл. VIII; т. IV – гл. I – II).

Вернадский Г.В. Два подвига Св. Александра Невского. Влияние монголов на Русь // Он же. Монголы и Русь (гл. V); О движении русских на Восток.

Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания.

Савицкий П.Н. Евразийство (опыт систематического изложения).


V


Карамзин Н.М. Письма русского путешественника.

Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом.

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа // Он же. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 3 – 141.

Бицилли П.М. «Восток и Запад» в истории Старого Света // Он же. Избр. труды по филологии. М., 1996.

Бердяев Н.А. Чувство Италии.

Трубецкой Н.С. Европа и человечество.

Ясперс К. Мировая история // Он же. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 29 –98.

Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997 (гл. «Мир Запада и мир Востока»).

Кнабе Г.С. Русская Античность: Содержание, роль и судьба античного наследия в России. М., 2000.

Самопознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.


VI – VII


Слово о полку Игореве.

Послания старца Филофея: 1. К великому князю Василию. 2. К Мисюрю Мунехину.

Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.

Пушкин А.С. Письмо П.Я. Чаадаеву от 19.10.1836.

Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего.

Гоголь Н.В. О лиризме наших поэтов. Светлое Воскресенье // Он же. Выбранные места из переписки с друзьями; Тарас Бульба.

Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России.

Аксаков К.С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении.

Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15-й книжке «Телескопа») (письмо к г-же Н.). О старом и новом.

Герцен А.И. Московский панславизм и русский европеизм // Он же. О развитии революционных идей в России; Письмо о свободе воли. Не наши // Он же. Былое и думы.

Достоевский Ф.М. Объявление о подписке на журнал «Время» за 1861 год // Он же. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 18. Л., 1979. С. 35 – 40; Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине. Пушкин (Очерк); Братья Карамазовы.

Менделеев Д.И. Заветные мысли.

Русская идея / Сост. М.А. Маслин. М., 1992.

Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья / Сост. В.М. Пискунов. Т. 1 – 2. М., 1994.

Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. М., 1993.

Иванов Вяч. И. Два лада русской души.

Блок А.А. Крушение гуманизма. Скифы.

Горький М. Две души. Лев Толстой. Ледоход.

Федотов Г.П. Лицо России.

Бердяев Н.А. Русская идея.

Волошин М.А. Неопалимая Купина. Владимирская Богоматерь.

Франк С.Л. Русское мировоззрение // Он же. Русское мировоззрение. СПб., 1994. С. 161 – 195.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. О национальном призвании России.

Лосский Н.О. Характер русского народа.

Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея.

Лосев А.Ф. Жизнь.

Алексеев М.П. Русская классическая литература и ее мировое значение // Он же. Русская литература и ее мировое значение. Л., 1989. С. 349 – 367.

Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

Панченко А.М. Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема // Он же. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб., 1999. С. 361 – 376.

Образ России: Русская культура в мировом контексте / Под общей ред. Е.П. Челышева. М., 1998.

Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. 2-е изд., доп. СПб., 1999.


 
Нравится Нравится