Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 25. Германия

Лекция 25. Германия

Поговорим о влиянии немецкой культуры на культуру России, о взаимодействии двух великих цивилизаций. Их взаимовлияние и столкновения происходили на протяжении многих веков, имели разнообразные формы и характер. Знаменательно, что приходится говорить об этих межцивилизационных контактах именно сегодня, в мае 2005 г., когда все вокруг посвящено великой победе в великой войне. У меня особое, личное, сложное восприятие и этой даты, и отношений Россия – Германия.

Не могу преодолеть отвращения к немецкому языку, но немецкая культура, немецкая философия, немецкая культура, конечно, не виноваты. Это совершенно ясно, четко и определенно. И весь этот юбилей – какое-то шоу на крови. Может быть, там было и что-то положительное, но его, увы, немного. Неприятна и досадна эта ностальгия по великим дням. Не должно быть ностальгии по войне и даже по победе. Победа была, но результатов победы уже нет, они исчезли. Объективно, положение нашей страны сейчас драматичнее, чем после Брестского мира в марте 1918 г. Тогда у России под пушками отобрали Украину, Прибалтику (и устроили марионеточные государства), ушла Финляндия, Западная Армения. Но тогда была революция – есть на кого свалить. А чем объяснить современное сокращение территорий?

Еще одна проблема – человеческие потери. Трудно назвать точную цифру жертв и потерь в Первой и Второй мировых войнах. Считается, что в Первой мировой войне русских солдат, минимально, погибло около 1 млн – максимум около 4-х млн. В среднем 3 млн. Сухая, безликая цифра, а ведь это были люди: гимназисты, крестьяне, рабочие, простые парни, которые добровольно с песнями шли в русскую армию. Зачастую абсолютизируя потери союзников в войне, мы не задумываемся и не считаемся с потерями самой России. Мы знаем, что в страшном сражении под Верденом погибло полмиллиона французов, но почему-то забываем, что когда в 1915 г. русские сдали город Львов, погибло 600 тыс. русских солдат. А Варшава?..

А что говорить о Второй мировой войне? Мы привыкли к тому, что в эту войну наша страна потеряла 20 млн жизней. Из них, как считалось прежде, 13 млн солдат, а 7 млн 600 тыс. мирных граждан. Сейчас цифра корректируется, уже появилось новое число потерь – 28 млн. К тому же изменилась пропорция: солдат погибло только 7 млн, остальные – мирные граждане. У меня очень личное отношение к войне, я смотрю на нее глазами пятилетнего мальчика. Страшные для ребенка события, потому что он ничего не понимает: ходит среди тел, трогает, смотрит, а потом начинается бред, помрачение сознания. Я понимаю, что самое страшное в войне – это страдания детей. Так было в прошлых войнах, так есть и сейчас.

Память о войне, детские воспоминания, вызывают у меня особые чувства, когда заходит речь о немцах, мне трудно преодолеть психологический барьер. Однако это никак не сказывается на моем отношении к немецкой культуре, философии, искусству, интерес к ним все равно остается. Я понимаю, что великие философы, скажем, XIX в. не виноваты в действиях идеологов Третьего рейха. Между тем сами немцы все-таки видят связь между немецкой философией и идеологией фашизма. Взгляд этот отличается противоречивостью. Немецкий философ ХХ в. Карл Ясперс написал прекрасную книгу о виновности немецкой философии в том, что случилось в Первую и Вторую мировые войны. Он доказывает, что ни Кант, ни даже Ницше не породили Второй мировой войны, но все-таки оправдывает поведение Германии и немцев в Первой мировой войне.

Позиция других немецких философов столь же противоречива. Я уже говорил, как 315 немецких профессоров подписали манифест о том, что германские земли кончаются у Волги. Это был официальный манифест. Ну а в 30-е годы XX в., как вы знаете, многие философы пошли на службу к фашистам, и тот же Хайдеггер в своей вступительной речи приветствовал нацистский порядок, который установился на немецкой земле, потому что у немцев были хорошие лозунги. Он выделял четыре базовых ценности нацистов: труд, семья, порядок, государство. Ничего плохого Хайдеггер в этом не видел. Правда, вскоре понял, к чему ведут эти «ценности».

Я тоже решил проследить, к чему вели эти «ценности», сгоряча стал выписывать некоторые цифры. Сгоряча, потому что по следам нынешнего юбилея. В годы Великой Отечественной войны на территории СССР было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. деревень, потеряно 30 % национального богатства, разрушено 6 млн зданий: больницы, библиотеки, музеи, жилые дома. Все это потеряно безвозвратно. Эти цифры заставляют удивляться требованиям немецкой стороны вернуть то, что было вывезено после войны советскими войсками из Германии (в первую очередь культурные ценности).

Думаю, вам известно, что советские солдаты спасли, а отечественные реставраторы сохранили и отреставрировали шедевры Дрезденской галереи, спрятанные фашистами в горных шахтах. Великая «Дрезденка», являвшаяся национальным достоянием немецкого народа, была возвращена немцам уже в 1956 г. Я помню, как сам еще студентом стоял в большой очереди, чтобы посмотреть на шедевры этой галереи перед ее возвращением в Германию.

Наша страна вернула самое ценное, но претензии к нам до сих пор продолжаются. Однако произведения искусства, даже гениальные, – это не самые страшные утраты войны. Самое главное – люди. Кто вернет нашей стране погибших в войне людей, погибшие таланты, невинных детей, стариков? Но, помня о потерях, надо уметь и что-то забывать, потому что нельзя все время жить с ожесточенным сердцем. Итак, подведем этим черту и спокойно начнем говорить о вкладе немцев в нашу культуру.

Вначале напомню, что германские племена появились сравнительно недавно – во II – III вв. н.э. Начало великого переселения германских племен приходится на IV век. Этот процесс развертывался на протяжении нескольких столетий, сменялись германские племена, шедшие на юг и юго-запад, к границам Римской империи. Племена готов прошли от Балтийского моря до Черного, другие племена даже достигли берегов Африки. Затем в V в. были гунны, а в VI-м пошли славяне. 919 год обычно считается годом основания восточногерманского государства. После раздела 843 г. возникло три больших объединения: будущая Франция на западе, в центре будущая Италия и другие небольшие государства, а на востоке – будущая Германия. Началом восточногерманского государства принято считать Х век.

У этого государства было много разных названий. Одно из них – Священная империя германского народа. Эта империя существовала долго: с 962 г., когда формировалась империя, по 1806 г., когда Наполеон ликвидировал и название, и понятие Священная империя германского народа. Но своеобразие германских земель было в том, что никакой империи, в общем-то, не существовало, единого германского государства не было.

Ситуация в Германии имела некоторое сходство с положением в Италии, но там все было гуманнее, мягче. В Германии же при наличии номинального императора, главной функцией которого была организация военных походов, реальной объединяющей власти не было. Сопоставление Германии и Италии не случайно, около 400 лет германцы считали северную Италию своей землей, сохраняли тесные контакты, военные и религиозные: воевали итальянские города, немецкие императоры получали корону из рук римского папы.

Германского императора выбирали руководители княжеств, городов. Так, в XV в. было 85 самостоятельных городов, независимых от императора. Был момент, когда совершенно самостоятельных княжеств и городов было больше 200. Представляете, какая была раздробленность!

Единого мощного государства – Германской империи – не существовало до 1871 г. Это государство сформировалось в результате войны 1862–1871 гг. между Пруссией и Францией. Окончательно «Великая Германия» сложилась в 1871 г., и Берлин стал её столицей. Агрессивный характер нового государства проявился с первых же дней существования. Поиск врага, будущего военного противника, был возведен в ранг внешнеполитического курса. В качестве противников рассматривались и Россия, и Франция, и Британия. Правда, Бисмарк всегда предостерегал от войны с Россией. Причины агрессивности коренились не столько в природной склонности немцев к войне, сколько в потребностях развивающейся экономики. Германии необходимы были колонии. Немцы не имели колоний, они хотели расширения территории и власти в мировом масштабе. Результатом стала разразившаяся в 1914 г. катастрофа (катастрофа в первую очередь для самих немцев), завершившаяся позорным актом в Компьенском лесу и ноябрьской революцией 1918 г. в Германии.

Хотелось подчеркнуть и отметить воинственный дух германцев, который был всегда. Вспомним, как они штурмовали Римскую империю, вели длительные войны с мощными римскими войсками. Вспомним германскую мифологию, в основе которой лежали 4 мифологемы, обозначающие мужество германских племен: отец, герой, вождь, земля. Именно они объединяли столь различные по языку и мировоззрению немецкие княжества.

Воинственный немецкий дух проявился и в деяниях отдельных национальных немецких лидеров. В XVI в. произошла Реформация. 1517 год – Лютер выступил со своими знаменитыми 95 тезисами. Всего 95 претензий к католицизму, к папе римскому, к богословию и многому другому. Лютер перевел Библию на немецкий язык с латинского, и, как вы знаете, XVI век считается началом современного литературного языка. Хотя, конечно, германские языки очень древние. Реформацию Лютера, несмотря на ее позитивные моменты, приняли далеко не все немцы. Поэтому случилось так, что весь север Германии – это протестанты, весь юг – все-таки католики.

В XVII в. на территории Германии разразилась страшная Тридцатилетняя война. Не немцы воевали с немцами, а французы, шведы, поляки, русские – все воевали на немецких землях. В итоге в некоторых землях погибло до 50 % немцев, в других – треть немцев. Вот почему с середины XVII в. так много немцев появилось на территории России.

1652 год – образование в Москве Немецкой слободы (сейчас район станции метро Бауманская). Кроме нее в России было еще 8 иноземных слобод, где обитали и немцы и голландцы. Когда к власти пришел Петр, немцев на Руси уже было много. Они были и в торговле, и на мануфактурах, и в армии. Когда Петр затеял неудачный Азовский поход, в составе русской армии было 80 офицеров-немцев. Немцы входили в русский офицерский корпус и в Полтавской битве.

Однако вторая половина XVII – начало XVIII в. еще не стали временем массовой иммиграции немцев в Россию. Массовый характер этот процесс приобрел несколько позже, при Екатерине I. Ещё при Петре именно немцы участвовали в создании российской Академии наук. В Академии было всего 17 ученых, из них 13 немцев. Неудивительно, что талантливые молодые русские, такие как М.В. Ломоносов, ехали учиться именно в Германию. Но даже через 12 лет, когда в нашей Академии наук было уже 40 ученых, немцев из них было 32. Немецкие академики получали более высокое жалованье по сравнению с русскими учеными.

В середине XVIII в. был создан Московский университет, среди основателей которого было немало немецких ученых. Университетскими преподавателями на первых порах тоже были немцы. Постепенно укреплялись позиции русских ученых. Особенно активно с немецким засильем боролся Ломоносов – об этом свидетельствуют его всякого рода докладные записки графу П.И. Шувалову. Ломоносов выступал не столько против научной деятельности немецких профессоров, сколько против их стиля администрирования русской наукой. Немцы, руководившие университетом, зачастую в ущерб русским ученым, приглашали одноплеменников, иногда одаренных, иногда бездарных.

Правление Елизаветы Петровны ознаменовалось крупным военным столкновением с немцами: Россия приняла участие в Семилетней войне. Русские войска успешно воевали с войсками прусского короля Фридриха, заняли земли Восточной Пруссии, их столицу Кенигсберг. Великий философ Кант написал прошение-обращение к Елизавете Петровне с просьбой принять его на службу в качестве ученого Российской империи. Четыре года он был российским ученым. После воцарения Петра III Кенигсберг и вся Восточная Пруссия были возвращены Фридриху.

Думаю, все помнят, что Екатерина II тоже была немкой. Она родилась в 1729 г., в 1744-м приехала в Россию. Выбор этой немецкой принцессы в качестве невесты будущего русского императора был сделан в рамках введенной Петром I матримониальной традиции – русские монархи стали выбирать себе жен из многочисленных немецких принцесс и курфюрстин. Прибыв в Россию, Екатерина в 1745 г. приняла православие и стала супругой Петра III, которого благополучно свергла с престола в 1762 г. Екатерина оказалась очень способной немкой, она управляла Российской империей до 1796 г. и сделала много полезного для нее. Внешняя политика России во время ее правления была ориентирована не столько на запад, сколько на юго-запад – на османские земли – Крым, который и был окончательно присоединен к России.

Екатерина II вела активную деятельность по приглашению иноземцев, в первую очередь немцев, в Россию, она дважды издавала манифест на этот предмет. Один манифест приглашал вообще иностранцев, второй – 1763 г. – был обращен именно к немцам. Это приглашение в Россию с обещанием разнообразных льгот: на 30 лет приезжающие немцы освобождались от всех налогов и податей, от военной и гражданской службы. За немецкими переселенцами сохранялось вероисповедание, они имели свои суды в колониях-поселениях. Вскоре после издания манифеста в Россию приехало 6,5 тыс. немцев, были организованы колонии, выделены земли в Поволжье (Саратовская и Царицынская губернии).

Эта переселенческая политика была продолжена при внуках Екатерины – императорах Александре I и Николае I. В годы их царствования немцам стали отводить территории уже не только в Поволжье, где природа постоянно страдала от засухи. В качестве новых земель немцам стали выделять территории в причерноморских степях, в Бессарабии, даже в Грузии была немецкая колония, известны многочисленные поселения немцев-колонистов в Крыму и позднее в Западной Сибири. На протяжении всего XIX в. сохранялась традиция приглашать на русскую службу немецких ученых, философов.

Результаты этой политики можно проследить по материалам первой Всероссийской переписи 1897 г. На территории России проживало около 2 млн немцев, что составляло почти 1,5% всего населения страны. Но в начале ХХ в. немцы все чаще начинают покидать Россию, возвращаются на родину. Это объяснялось и внутренними и внешними причинами. Во-первых, усилившаяся Германия воспринимались «русскими» немцами как государство порядка, как осуществление мечты немцев о Германской империи. Во-вторых, обострение русско-германских отношений, начавшаяся война спровоцировали ненависть русского населения к немцам, живущим в России. Поднялась волна официальной и стихийной борьбы с немецкими названиями, магазинами, фирмами, фамилиями, Санкт-Петербург стал Петроградом.

Отношение к немцам в целом изменилось. Ну а затем началась Великая Отечественная война. Часть русских немцев честно сражались на фронтах – есть целый список немцев – Героев Советского Союза. Немцы были прекрасными разведчиками и на территории Германии. Я уже говорил, что мало хорошо владеть немецким языком – нужно еще иметь немецкую физиономию.

После Второй мировой войны ФРГ, а в конце ХХ в. и объединенная Германия начали активную деятельность по возвращению немцев в Германию. На это были выделены большие суммы. Вернулись многие, но не все. В 1989 г. состоялась очередная перепись, ее данные свидетельствуют, что немцев в России проживает 2 млн 100 тыс. Многие немцы покинули Россию в 90-е годы. Но и сейчас на Алтае, в Новосибирской области проживает большое число немцев. Они владельцы самых процветающих в этих краях ферм, хозяйств. Они хорошие труженики, их предки приехали в Россию, остались здесь, и Россия для их потомков – их первая родина.

Теперь я хотел бы назвать некоторые имена и фамилии. Иногда трудно разобраться, кто немец, а кто русский. Ну кто может сказать, что Александр Фадеев на 50 % немец (его мать – немка из Саратовской области) или Максимилиан Волошин (те же 50 %)? И наш «закоснелый» философ-националист Иван Александрович Ильин тоже наполовину немец. А когда немцы впадают в национализм, они становятся очень жесткими в проведении национальных концепций (больше чем русские). Среди известных русских ученых XVIII-XIX вв. тоже много тех, кто кровными узами связан с Германией, это отец русской грамматики Яков Карлович Грот (1812–1893), составитель словаря великорусского языка Владимир Иванович Даль (1801–1872). Он записал 200 тыс. русских слов в полевых условиях: ездил по губерниям, по селам и везде записывал живой русский язык. Иван Федорович Крузенштерн (1770–1846), совершивший первое кругосветное путешествие. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852), вместе с Михаилом Петровичем Лазаревым (1788–1851) открывший Антарктиду.

Говоря о великих «русских» немцах, как не вспомнить и о сферах государственной, экономической, социальной? Парадокс, но если полицейский, то обязательно немец. В Петербурге было великое множество полицейских по фамилии Мюллер. Фамилия Мюллер в Петербурге была в числе самых распространенных. 95% аптекарей в Петербурге были немцы, аптекарем был и приехавший в XVIII в. в Россию Иоганн Блок. Наш великий русский поэт – потомок этого немца. Область финансов не была исключением: из 12 русских министров финансов в XIX в. пятеро были немцы. Граф Карл Васильевич Нессельроде (1780–1862) – немец, занимал должность министра иностранных дел России на протяжении 40 лет (1816-1856).

И, конечно, военная область. Выше говорилось о том, что немцы служили в русской армии издавна. Это были командиры в ранге и полковников, и генералов. Именно немцы ввели в армии новый и не очень счастливый обычай дуэлей. Первая официальная дуэль в русской армии состоялась в 1705 г. между немцами-офицерами. Печально, но этот обычай привился в России. Петр I строго запретил дуэли, за них в особых случаях даже приговаривали к смертной казни. Екатерина II тоже боролась с дуэлями.

Очевидно, что немецко-русское взаимодействие имеет давние корни и разнообразные формы. Результаты этого взаимодействия не всегда были положительны, но наличие их много дало и той и другой стороне.

 
Нравится Нравится  
География посещений: