Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 23. Италия: история и современность

Лекция 23. Италия: история и современность

Тема, как и в прошлый раз: «Италия: история и современность». И вторая тема – «Итальянские архитекторы на Руси и в России».

Вначале я еще раз напомню вам о прекрасной выставке «Россия и Италия. Встреча культур», на которой продавалась и книга под таким же названием (Вып. 4. М., 2000). Это действительно встреча культур, потому что там представлена сначала Византия – общий источник искусства для Италии и для России. Из Новгорода на этой выставке представлена знаменитая икона «Ангел златые власы» и другие. Итальянских картин немного, но те, что есть, – несомненные шедевры. Джотто вы хорошо знаете. Там его то ли икона, то ли портрет. Джотто – это переход от иконописи к европейской живописи. Уже есть динамика лица, пейзаж, не в полной мере, но уже перспектива. Она и будет потом развиваться в итальянской, а затем в нидерландской живописи. В русской живописи перспективы не будет вплоть до XVIII в. У нас есть некая перспектива, скажем, на ярославских фресках во второй половине XVIII в. А в Италии все начинается с Джотто. Интересно представлен художник Дуччо ди Буонинсенья из Сиены, родоначальник Сиенской школы живописи. Конец XV в. и XVI в. представлены по одной картине – Рафаэль (Флорентийская живопись), Джованни Беллини (Венецианская живопись). Есть прекрасная картина из Венеции Джорджоне «Старуха». Представлены также работы XVII–XIX вв. и так доведено до XX в. В целом выставка называется «От Джотто до Малевича».

Итак, в прошлый раз я говорил об итальянских землях, на которых не было единого государства вплоть до 60-х годов XIX в., но были интереснейшие города-коммуны, города-государства. Их было несколько десятков, хотя крупных всего пять-шесть. Может, это сочетание разнообразия городов-государств, того, что не было диктата на культуру, на искусство, не было унификации в области искусства, и стало основополагающим для расцвета искусства в Италии. Этим объясняется такая полнота живописных и архитектурных школ, полнота эволюционного процесса всех жанров искусства: в живописи, в архитектуре, в музыке, в театре. Эта уникальная ситуация – города, в которых можно творить, – способствовала постоянному поддержанию традиций в итальянском искусстве. Этим объясняется наличие непрерывного творческого процесса у деятелей культуры. Если в одном городе у художника не сложилась творческая ситуация, он переезжал в другой город или другое небольшое государство. Художник Антонелло да Мессина родом с юга, но работал в Умбрии и в Венеции, учился и работал в Нидерландах. Это многообразие и дало чудо итальянского искусства эпохи раннего Возрождения, высокого Возрождения и Поствозрождения.

Еще из истории Италии мне хотелось бы сказать вот о чем. Вы помните, я называл дату – 855 год, когда как бы появилось Королевство Италии, но просуществовало оно недолго – 10-15 лет. В это время сформировалась Священная империя немецкого народа. Немецкие императоры считали, по крайней мере, север Италии своей землей и ездили к папе римскому короноваться. Эти походы в Рим превращались в агрессивные, в разрушительные походы. В XII в. таких походов в итальянские земли было пять. Один из самых знаменитых императоров того периода, который жил во второй половине XII в., утонул в одной из рек Малой Азии, – это Фридрих Барбаросса. Он разгромил несколько итальянских городов и в общем-то задержал развитие целых земель в Италии. Так было вплоть до конца XV в. А в конце XV в. (1494 г.) началась жестокая борьба на территории Италии между французами, испанцами и германцами. Вовлечены в эту борьбу были и итальянские города. Одна из печальных дат в истории Италии – 1527 год – трехсуточный грабеж Рима германскими войсками. Я уже рассказывал, как вандалы разгромили Рим в V в. И снова пожары и страшный грабеж. Рим много потерял из своих художественных ценностей. Вообще сейчас представление об итальянском искусстве недостаточно полное, потому что многое было уничтожено. Во Флоренции, например, многое было уничтожено под воздействием проповеди Савонаролы (конец XV в.); французы и немцы грабили Италию, а награбленное везли в свои города, и там многое исчезало. Например, Наполеон после своих Итальянских походов привез 1,5 тыс. картин. Их даже некуда было девать в Париже – распределяли по провинциальным городам. Потом кое-что в Италию все-таки вернулось. Но то, что нельзя увезти и украсть, – архитектура и фрески – осталось. Италия представляет для нас страну-музей. Итальянцы, кстати сказать, очень заботливо берегут свое искусство и свою культуру. Испанцы в XVI в., австрийцы в XVIII-м тоже грабили Италию. Ненависть к австрийцам, по-моему, у итальянцев сохранилась и по сейчас.

Еще в конце XVIII в. в Италии побывали русские. Правда, они не грабили. Я говорю о Суворовских походах в Италию. В 1799 г. на какие-то две-три недели русские овладели почти всей Италией, а потом русские войска из Италии ушли. XIX век – борьба за объединение. Итальянцам пришлось заплатить за это объединение французам, которые были против него. Ницца отошла к Франции. Корсика была потеряна раньше. Вы помните, что на Корсике родился Наполеон, и был такой момент в 1814 г., когда французский парламент признал то, что Наполеон – чужеземец, узурпатор-чужеземец. Он не француз: родился на Корсике за полгода до того как Корсика стала французской. Поэтому у него как бы права императора были нелегитимны. Но это уже другая история. Французы все равно Наполеона обожали и обожают.

И последняя дата – 1871 год. Это не только дата завершения объединения Италии, но и год, в котором Рим стал столицей Италии. До этого столицей была Флоренция. Кстати, Сардинское королевство было во главе объединения на какой-то момент, а потом уже Рим стал центром объединенной Италии. Но на протяжении многих веков, скажем, с XIII в. общим началом, объединявшим народы Аппенинского полуострова, был язык. Литературный язык в Италии – это тосканский диалект, язык Данте. Петрарка тоже писал на тосканском диалекте (хотя родился в Ареццо). Общая культура, общий подход к живописи, к музыке, к другим видам искусства – вот что служило основой итальянского единства на протяжении многих веков, до официального объединения страны.

Подводя итоги секретам итальянской культуры, мощного ее расцвета, я хотел бы еще раз напомнить, что итальянцы, как художники, как творцы, впитали в себя все то наследие, которое было на их землях. Этрусская культура (даже говорят об этрусской цивилизации) – несомненно, элемент итальянской культуры. Античность, безусловно, тоже вошла важной составляющей частью в культуру Италии. Греческие колонии были между Римом и Неаполем (расстояние между ними небольшое – 230–250 км), а также в Сицилии. Греческое искусство тоже в какой-то мере вошло в мир итальянского искусства. Затем византийское наследие – прежде всего восток Апеннинского полуострова (Равенна). Именно в Равенне – истоки романского стиля. Раннее Средневековье очень интересно. Далее следует эпоха проторенессанса – вторая половина XIII и первая полвина XIV в. (Джотто). Именно в XIV в. жили прославленные итальянцы. В 1321 г. умер Данте в Равенне, в 1374 – Петрарка, в 1375 – Боккаччо. Кстати, память о Петрарке сейчас прекрасно сохранилась – есть большой музей и в Ареццо, где родился Петрарка, и недалеко от города Падуя, где он похоронен. Ранний Ренессанс – это целиком XV век. Ранний Ренессанс переходит в Высокое Возрождение. Это довольно короткий период: 1480–1530 гг. Это эпоха Леонардо да Винчи, Рафаэля, эпоха великих архитекторов, скульпторов. А дальше наступила эпоха как бы некоего вырождения итальянской живописи. Это маньеризм – ранний и поздний. Длился этот период довольно долго. Для него характерны яркие, но малосодержательные картины. В Музее изобразительных искусств им. Пушкина Высокое Возрождение представлено слабо (полно – в Эрмитаже), а маньеризм – хорошо. Его наши цари любили. По-настоящему сформировал музеи царь Александр III: при нем началось строительство музея им. Пушкина (закончено в 1912 г.), он же сформировал Русский музей. После маньеризма следует барокко. Это масса украшений на зданиях. В это время начинает зарождаться классицизм и неоклассицизм. Классицизм – это Андреа Палладио, XVI век. На выставке представлена книга Палладио «4 книги об архитектуре». Это трактат Палладио, вышедший сразу после его смерти. Классицизм особенно прижился во Франции, затем на Британских островах. В XVIII в. он пришел в Россию. Мы еще будем говорить о барокко и о неоклассицизме. Русское барокко – это Растрелли, а неоклассицизм – это Джакомо Кваренги. Когда немецкие искусствоведы строили концепцию эволюции мирового искусства, то базовой опорой было, конечно, итальянское искусство. Оно впитало в себя все элементы средиземноморской культуры.

Дело не только в живописи и архитектуре, но и в музыке. Католицизм выработал особый стиль пения и придавал большое значение вообще церковному пению. Сложились две школы церковного пения: римская и венецианская. Римские папы считали, что церковь без музыки не существует. Динамическое, духовное начало, так сказать «струение духа в душу», – это все музыка. Музыка – это Святой Дух. Если лик Спасителя, лик Богоматери изобразим, то Святой Дух на картинах можно изображать только в виде голубя. Поэтому троичность Бога как бы поддерживалась музыкой. Знаменитое григорианское пение, которое сформировалось в VIII–IX вв., имело богословскую основу. Я спрашивал в группе: «Какую классическую музыку вы слушаете?». Все стали говорить: Чайковский, Рахманинов, Бетховен, Гершвин и т.д. Но если начинать слушать музыку в историческом плане (хотя это, может, будет и скучновато), то надо обращаться к музыке XVI в., не позднее. Полифонизм тогда уже процветал. Известный музыкант Палестрина (есть около Рима город Палестрина) – основатель римской школы музыки. Жил он в XVI в. Великолепная римская школа пения – Сикстинская капелла. Еще до того как капелла была украшена живописью (одну из стен расписывал Микеланджело, а остальные Лука Синьорелли и другие живописцы), там прекрасно пели.

Вторая школа музыки – венецианская. Самый знаменитый композитор Венеции XVII в. – Антонио Вивальди (ок. 1678–1741). В советское время Вивальди из всех итальянских композиторов был на первом месте. Вивальди – несколько облегченный вариант музыки, но он был необыкновенно плодовитым композитором. Во-первых, он придумал капеллу детского хора, создав таким образом школу детского пения. Вивальди стал автором более 300 концертов симфонического типа, но небольшого объема. Сочинил много сюит. Я вообще не знаю, что делали бы последующие европейские композиторы, не будь Вивальди. У Баха, например, есть, кажется, 20 переложений концертов Вивальди, но уже для органа. В Венеции и сейчас, особенно летом, в храмах звучит концертная музыка. Потом будет Венеция XVIII в. – это уже Венеция театральная, маскарадная, образец прекрасной драматургии. Болонья знаменита скрипичной школой. Арканджело Корелли – один из величайших композиторов в Европе. Его музыку тоже перекладывали для фортепьяно, для оркестра. А рядом с Болоньей – город Кремона, где делали изумительные скрипки. Флорентийская школа музыки – это сочетание слова с музыкой. Флоренция – родина мировой оперы. В 1600 г. здесь была поставлена первая опера, но ни нот, ни текста не сохранилось. Весь XVII век Флоренция жила под знаком оперы. Конечно, и симфоническая музыка здесь развивалась. К операм рисовали великолепные декорации. Была и концертная традиция исполнения оперы – это миланская опера. Почему так получилось: не только гениальные живописцы, но и музыка, опера процветала в Италии? Наверное, одно связано с другим. Я уж не говорю об архитектуре и театре. Театр, конечно, больше всего развивался во Флоренции и Венеции. Но не все города были так богаты искусством. Допустим, в Генуе творили только два-три известных художника (например, Маньяско – его картины есть в Эрмитаже).

Скажу об Италии и несколько мрачных слов. Связано это с эпохой Возрождения. Эпоха Возрождения – это не только титаны-художники, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Возрождение – это освобождение Личности. Личность начинает творить сама себя. Возрождение привносит освобождение от догм и в какой-то мере от христианства. Личность Творца Италия прекрасно демонстрирует в эпоху Возрождения. Но культ индивидуализма, культ свободной личности дал неприятный результат и неожиданный эффект. Процитирую А.Ф. Лосева. В своей «Эстетике Возрождения», в главе «Оборотная сторона титанизма» он говорит о том, что есть мощь и сила человеческой личности, но когда свобода дает такое раскрепощение, скажем властителям (Лосев и не говорит о художниках) в мелких городах, в больших княжествах, герцогствах, то эффект получается вот такой: Возрождение прославилось художниками-титанами, великими деятелями в области культуры и науки, но оно прославилось «своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийства из-за угла, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и всякого разгула страстей». Все это было в разные эпохи и в разных странах, но в эпоху Возрождения проявилось в концентрированной сущности и было связано со стихией индивидуализма и с тем злом, которое породил индивидуализм. Довольно мрачная картина. У Лосева представлено много примеров невероятной жестокости, прежде всего властителей и во Флоренции, и в Перудже. Павел Муратов пишет о том, как однажды утром по городу ехало несколько телег с телами: это совершился переворот и правитель расправился со своими противниками. Еще раньше жестокая непрерывная борьба шла между гвельфами и гибеллинами. Борьба кланов. А кланы сохранились в Италии и сейчас. Клановая борьба – совершенно загадочное и необъяснимое явление: род идет на род, и все это без конца. Можно вспомнить и Варфоломеевскую ночь во Франции. Это была чудовищная, кровавая резня между католиками и протестантами в XVI в. Но идея инквизиции возникла гораздо раньше, на юге Франции, в борьбе с альбигойцами и разными другими ересями. Эти события относятся к XIII в. Папа Иннокентий III на рубеже XII–XIII вв. разработал стратегию инквизиции: главное - не проливать кровь, поэтому решено было «бескровно» сжигать еретиков, и все.

Скажу еще об отдельных государствах-городах. Беру за основу конец XV – начало XVI в. У нас в эпоху Серебряного века на первом месте всегда стояла Флоренция как «золотое сердце Италии» (так сказал Борис Зайцев, который обожал Италию). Павел Муратов любил больше всего Флоренцию. Флоренция, как я уже говорил, стала самостоятельной коммуной в XII в. Борьба гвельфов и гибеллинов – это XIII век. Затем борьба внутри клана гвельфов: черные гвельфы, белые гвельфы. Это эпоха Данте. Возвышение Флоренции –XIV в. Именно при власти Медичи Флоренция достигла особого могущества, когда в конце концов она захватила и Сиену, и великое герцогство Тосканское было создано с помощью испанцев. По силам оно равнялось Венеции. Флоренция удивительна тем, что она сохранила художественные ценности: и архитектуру, и живопись. Она все время обновлялась, реставрировалась. Путешествие по Италии обычно начинают с Флоренции. Сохранение классического наследия – невероятная заслуга современной Флоренции. Здесь много сделали, кстати, австрийские меценаты. Сколько там собрано картин! Больше такого богатства живописи в Италии нигде нет.

Милан тоже был очень мощным государством. Еще в V в. до н.э. в Римской империи был основан Милан и Миланское герцогство процветало около 100 лет. Именно в нем работал Леонардо да Винчи и изобретал для миланских правителей пулемет, необыкновенную катапульту, укреплял стены в городе. Здесь живопись, может быть, не такая интересная, как во Флоренции, но есть прекрасная галерея Амброзиана. В моем сознании эта галерея стоит на четвертом месте в Италии. Именно в Милане находится знаменитая фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В годы войны во время бомбежки американцами города три стены здания, в котором нарисована эта фреска, рухнули. Устояла четвертая, на которой фреска была нарисована. Леонардо да Винчи писал эту фреску химически активными красками, поэтому через столетие она сильно потускнела. Ее постоянно подновляют. Но даже в настоящем виде она производит потрясающее впечатление. Леонардо – это флорентийская школа, но он работал в Милане и имел там учеников. Там он произвел фурор как учитель живописи.

Венеция. Дольше всего Возрождение продержалось именно в Венеции - вплоть до второй половины XVI в. Тициан – представитель Возрождения, несомненно, а умер он в 1576 г. Вот в Венеции прекрасные архитектурные памятники. Дворцы у побережья, затем на канале, прекрасные храмы. Именно венецианцы приезжали к нам на Русь и были строителями наших храмов. Когда Венеция рухнула как государство (оно продержалось до 1794 г.), то в XIX в. она пришла в запустение. Поздние венецианские художники оказали влияние на Серебряный век. Например, Константин Сомов – это подражание поздним венецианцам. Или ведуты – морские пейзажи (ведута – не столько морской, сколько городской пейзаж), которые мы находим, скажем, у Айвазовского и других русских художников. В Венеции в самом начале века рухнула гигантская колокольня, потом ее восстановили. У Василия Розанова есть огромная статья на эту тему[1]. Сейчас эта восстановленная колокольня – один из центров туризма.

Неаполь всегда был отделен от основной части Италии, поскольку он, как и Сицилия, долгое время был норманнским государством. Там очень смешанные стили: восточный, венецианский.

Лукка производит неизгладимое впечатление, поскольку сохранилась очень хорошо. Меня уверяли, что именно в Лукке больше чем в других городах Италии сохранился средневековый дух.

Мне показалось, что лучше всего сохранился Сан-Джеменьяно – совсем недалеко от Сиены, небольшой городок, где такие высокие-высокие башни. Сейчас 13 башен, а говорят, что было около 80-ти. Каждая богатая семья строила себе огромную четырехгранную башню. Зачем?.. Сиенская живопись и архитектура вообще хорошо сохранились, особенно живопись XIV–XV вв. Сиенских мастеров сразу можно узнать – это черно-белые храмы.



[1] Об этом Розанов пишет в упомянутой ранее работе «Итальянские впечатления».

 
Нравится Нравится  
География посещений: