Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 22. Кельты и германцы на территории Западной Европы (окончание)

Лекция 22. Кельты и германцы на территории Западной Европы (окончание)

Италия в контексте Западной цивилизации

 Закончу тему прошлого занятия «Кельты и германцы на территории Западной Европы». Я говорил о кельтах, об их мифологии, о кельтском эпосе, который лучше всего представлен как ирландский эпос. Но кельты исторически активны были в двух веках до новой эры и еще два-три века после Рождества Христова. И в конце концов они как-то успокоились. А вот германцы вышли на историческую арену позже – во II в. до н.э. Они составили основную военную мощь западной цивилизации. И кельтов, и германцев существовало приблизительно около 60-ти племен. Кельты были поэтичны и музыкальны, а германцы изначально были более жесткие и воинственные. В дальнейшем все-таки главную историческую роль сыграли германские племена. И вот об одних из германцев – северных – я скажу несколько слов. Прародина германцев – это Южная Скандинавия. Оттуда они пошли по разным направлениям: франки на юго-запад, англы и саксы достигли Британских островов. Прямо на юг пошли готы и создали большое Готское государство (на юге современной Украины). Но не все германцы ушли с севера. Некоторые германские племена остались в Скандинавии. Это будущие датчане, шведы и норвежцы. Но пока что это просто скандинавские племена. Они стали известны в Западной Европе под общим для них обозначением – норманны. Еще мы знаем название военных норманнов – это викинги. В России их именовали варягами. Все это разные названия в сущности одних и тех же военных формирований. Первое появление норманнов –793–795 гг. Сначала они пришли на Британские острова, затем на север современной Франции и заняли полуостров, который теперь так и называется – Нормандия. Они заняли территории на побережье Испании, прошли через Гибралтар и вышли в Средиземное море, заняли Сицилию и юг Италии. Норманны производили совершенно опустошительные, разбойничьи набеги, и во многих христианских храмах начала IX в. была специальная молитва, которая начиналась словами-призывом «Боже, спаси нас от норманнов». Бесстрашные воины-норманны наводили ужас на людей, грабили и жестоко убивали.

Другое их название – «викинги». Это те же норманны, но в иной роли – в роли воинов. Отряды викингов пошли на Русь, т.е. на восток. Правда, были викинги, которые шли по территории Германии, уже занятой германскими племенами, они никого не щадили. Для Древней Руси это первое соприкосновение с западными народами – с варягами. По сей день довольно бурно обсуждается вопрос: кто же русы, кто основал Древнюю Русь как государство и где же исконные территории русов и варягов? Вопрос научный, но он может трансформироваться и в политический. Как это произошло, например, в Первую мировую войну. Около трехсот немецких профессоров в 1915 г. подписали манифест, где доказывали, что исконная германская территория – до Волги. А славяне, которые там живут, – это пришлые народы. Где территория угро финнов, где территория варягорусов? В некоторой литературе активно доказывается, что их территория – это Новгород, Киев; наш князь Владимир – это Вольдемар, внук одного из варяжских князей. И на эту тему существует огромный поток литературы.

Вот норманнская теория и антинорманнская. Еще в XVIII в. Ломоносов боролся против этой норманнской теории, которую поддерживали все ученые-немцы. Антинорманнская концепция считалась и сейчас многими считается шовинистической теорией. Я тоже сейчас как шовинист доказываю, что русы – это славяне, а не варяги. Никакого племени русов на территории Скандинавии не обнаружено. Русы, как это подтверждают археологические находки и некоторые языковые данные, жили между Окой и Волгой. Научная проблема - где исконные территории того или иного народа – превращается в политическую. За последние два десятилетия эта проблема особенно обострилась, потому что появилось много книг, в которых развивается и доказывается именно норманнская концепция происхождения русского государства. Я уже говорил о том, что 852 г. – год образования Русской земли. В 852 г. еще не было никакого Рюрика. Он пришел через 10 лет – в 862 г. Никакой государственности у самих норманнов не было – были только племенные отношения. Государство они построили лишь к 1050 г. Христианства также никакого не было. Но все равно некоторые исследователи утверждают, что русская земля – это норманнская территория.

О варягах существует мало источников, но есть много знаменитых исландских саг. Это касается заселения норманнами северных территорий, побережья современной Франции (Нормандии) и острова Исландия. Эти события датируются приблизительно 830 г. Через 150 лет Эйрик Рыжий, бежавший из Исландии по обвинению в убийстве, открыл Южную Гренландию. А его сын Лейф Счастливый около тысячного года открыл Америку. Но многие ученые этой даты не признают и вообще отрицают открытие исландцами Америки. Это связано с тем, что источников и доказательств, за исключением саг, мало, а спекуляций много. Дважды или трижды на территории Америки в районе Гудзонского залива кто-то сооружал ложные стоянки викингов-норманнов. Обманы были разоблачены. Но таких псевдопамятников существует очень много. Больше на эту тему говорить не буду, обращу только ваше внимание на то, что это были первые контакты Древней Руси с германскими племенами, с норманнами (варягами). О пути «из варяг в греки» вы знаете. Но и этот путь историки подвергают сомнению, особенно если речь идет о знаменитых волоках, когда купцы перетаскивали свои легкие корабли из Западной Двины в Днепр. Все это достаточно сомнительно.

О скандинавском мире мы знаем достаточно мало, гораздо больше о южных странах (Италии, например). А вот Тойнби говорил, что Скандинавская цивилизация – это особая цивилизация, которую Запад разрушил и поглотил. Здесь мы и подведем черту германской теме и запишем новую: «Италия в контексте Западной цивилизации».

Речь пойдет не только об итальянско-русских контактах, связях, но и о значении итальянской культуры для Западной цивилизации и для мировой культуры в целом. Мы можем не контактировать с итальянским миром десятилетия-столетия, но мы все равно воспринимаем итальянское влияние через другие народы. Например, французы очень много взяли у итальянцев. Итальянская культура здесь первична. Мы что-то позаимствовали у французов, но таким образом и из итальянского искусства. Общее влияние Италии на Западную цивилизацию наиболее мощное из культурных влияний других стран. Италия для Европы – стержневая, базовая культура.

В качестве введения к этой теме я хотел бы привести несколько цитат и сказать несколько слов о том значении, которое Италия имела для русских людей, и простых, и культурной элиты в XVIII, XIX, начале XX в. Прежде всего назову книгу даже не ученого, а просто любителя Италии. Этот человек занимался военным делом, участвовал в русско-японской войне в 1905 г. Будучи молодым человеком, он объехал всю Италию, написал об этой стране книгу, которая называется «Образы Италии». Это Павел Муратов. Книга состоит из трех томов. Первый том вышел в 1911 г. Этот своеобразный путеводитель был обязательным для русских людей, ехавших в Италию. В истории европейской культуры были подобные примеры. Так, немцы вслед за обожавшим Италию Гете ехали в Италию и открывали для себя эту страну. Но есть два народа, которые постоянно соперничают в своей любви к Италии, – это русские и англичане, точнее шотландцы. Англичане создали много прекрасных книг о культуре Италии, об итальянском искусстве. Это происходило во второй половине XIX – начале XX в. Этими книгами как раз и пользовался Муратов. Он руководствовался отличными книгами английских искусствоведов. Муратов начал с Венеции, проехал на запад по северу Италии, спустился вниз в Тоскану, Флоренцию, Сиену, посетил Рим, Сицилию и возвратился в Венецию. Муратов ввел такие словосочетания, как «чувство Италии», «чувство Венеции», «чувство Флоренции». Интересно, что русский человек обладает таким особым чувством Италии. Муратов установил несколько этапов постижения итальянского духа. Вначале, он пишет, русские интересовались югом Италии (район Неаполя). Современник Пушкина поэт Е. Баратынский умер в Неаполе. Сам Пушкин мечтал попасть в Италию, но дальше Кишинева не получилось. Если помните, в романе «Евгений Онегин» есть лирическое отступление, в котором автор обращается к «Адриатическим волнам», Адриатическому морю:

Ночей Италии златой

Я негой наслажусь на воле

С венецианкою младой,

То говорливой, то немой,

Плывя в таинственной гондоле;

С ней обретут уста мои

Язык Петрарки и любви.

Есть большая монография «Пушкин и Италия»[1].

Но настоящим фанатом Италии, фанатом Рима был Гоголь. В Риме, в районе Испанской площади сохранился небольшой дом с мемориальной доской: «В этом доме жил писатель Николай Васильевич Гоголь». Если бы я вам процитировал все, что написал Гоголь об Италии, то это был бы огромный сплошной панегирик. Но обращу ваше внимание: все это написано Гоголем после страшной для него трагедии – смерти Пушкина. Из Италии Гоголь пишет письма своим друзьям. Жуковскому: «Красавица Италия! Она моя. Никто в мире не отнимет ее от меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось. Она (Италия) заменила мне все. Гляжу как иступленный на все и не нагляжусь до сих пор». Это написано в октябре 1837 г. Сам Жуковский обожал Италию. Полгода он готовился к поездке по Италии: продумывал маршрут, читал итальянских авторов, читал немцев. Кстати, Жуковский нашел очень интересного немецкого автора, который ни разу не был в Италии, но, по мнению Жуковского, написал лучшую книгу об Италии. О ком идет речь, неизвестно. Гоголю важен был прежде всего итальянский климат, итальянский дух – эта общая атмосфера культуры. Я все-таки еще процитирую Гоголя. У Муратова есть такая интересная мысль: если бы Гоголь не поехал в Италию, не жил бы в Риме, он бы не написал «Мертвые души». Только Италия дала ему вдохновение, творческий импульс для создания этой удивительной поэмы. Цитирую Муратова: «Все "Мертвые души" мы читаем через образ Рима». И дальше цитата из Гоголя: «Никогда я не чувствовал себя так погруженным в такое спокойное блаженство». Это «творческое блаженство» и дала та атмосфера, в которой Гоголь работал над «Мертвыми душами». «О, Рим! Рим! О Италия! Чья рука вырвет меня отсюда? В душе небо и рай. Когда нам все изменит, когда в душе больше ничего не останется такого, что привязывало вас к какому-нибудь уголку мира, приезжайте в Италию. Нет лучше участи, как умереть в Риме. Целой верстой здесь человек ближе к Божеству». Есть еще письма на итальянском языке, который Гоголь знал в совершенстве. Я думаю, что даже одних цитат из Гоголя достаточно, чтобы побывать в Италии. Тем более что сейчас там все цветет. Поразительные цветы! Удивительные итальянские сады! Ведь именно итальянские сады – первооснова и английских, и особенно французских садов (тех садов, которые вокруг Версаля и в самом Версале). У нас на факультете сделали фильм об английских садах, а сейчас делается фильм об итальянских садах, с подробной историей. Правда, в современном Риме сейчас очень грязно.

Итак, Рим для Гоголя – несомненный центр мировой культуры. Это однозначно. Затем интересы русских людей в Италии как бы движутся к северу. В 1850–1860-е годы в Италии происходят большие политические события – Италия объединяется. Бурные страсти, политические амбиции и напряженная атмосфера. 1861 год считается датой объединения Италии, а 1870-й – это год, когда Рим стал столицей Итальянского государства. Поразительно! До этого не было единого итальянского государства. Серебряный век открыл прежде всего Флоренцию. Но если быть честным, то Флоренцию открыл Достоевский – именно там он написал роман «Идиот». Из четырех лет за границей (1867–1871) он почти два года жил в Италии. Он очень любил озеро Комо (километров 60–65 от Милана). Это удивительное озеро. В целом ряде произведений Достоевского оно упоминается. Флоренция – это романы Д.С. Мережковского. Он написал роман о Леонардо да Винчи[2]: поехал в город Винчи, путешествовал по местам, где жил Леонардо. Мережковский написал интересные стихи об озере Комо («На озере Комо»). В 1909 г. Италию посетил Блок и написал, может быть, свой лучший поэтический цикл «Итальянские стихи». Италия его вылечила от душевной депрессии. Я проезжал маршрутом Блока: он посетил 11 городов (правда, близких друг к другу). Все эти города описаны Блоком в письмах к матери и в стихах. Есть стихи о Венеции, о Флоренции, о Сиене, отдельно – Сполето, Умбрия и другие места. Гумилев и Ахматова в свадебное путешествие поехали в Италию. Гумилев написал прекрасный цикл стихов об Италии. Мое впечатление такое, что лучшее в его творчестве – это то, что он написал об Италии, и еще 15 стихотворений об Африке. В.В. Розанов написал прекрасные очерки об Италии[3]. Борис Зайцев об Италии целую книгу написал[4], и еще много других писателей и художников Серебряного века писали об Италии. Но совсем немного русских людей уехало в эмиграцию в Италию. Наверное, там в то время было трудно жить. Большинство эмигрантов приютила Франция. Кстати, Франция была против объединения Италии и итальянцам пришлось заплатить территориями за свое объединение. В частности, Ницца – плата за объединение Италии.

Конечно, ехали в Италию и художники. Карл Брюллов обожал Италию. Когда он закончил «Последний день Помпеи», его торжественно пронесли на руках по улицам Рима. Александр Иванов написал в Италии огромную картину «Явление Христа народу». Есть прекрасные его письма из Италии. Многие другие русские художники бывали в Италии, писали ее, восхищались ее красотами… Италия – это прежде всего художественная школа. Потом, когда импрессионисты вошли в моду, русские художники ехали уже во Францию. Бывали в Италии и русские композиторы. Один из первых русских композиторов, Дмитрий Бортнянский (1751–1825), в Италии жил 10 лет. В моем сознании это прекрасная музыка. Чайковский, как вы знаете, боготворил Италию. Можно назвать десятки имен русских искусствоведов – не только художников, композиторов, архитекторов, философов, которые ехали в Италию за вдохновением.

Подведем черту под темой «Русские в Италии». Есть интересные сборники «Русские в Венеции», «Русские во Флоренции», «Русские в Тоскане», «Русские в Риме»[5]. Муратов пишет о том, что сначала русскими был открыт юг. Это не точно. Первой русскими была открыта Венеция. Есть прекрасные мемуары, написанные в самом конце XVII в. (1697 г.). Это Петр Толстой (предок Льва Толстого и других Толстых). Он был поражен прелестями Венеции. Оттуда же он вывез картины венецианских художников. Петр Вяземский, современник Пушкина, писал стихи о Венеции. Иосиф Бродский считал, что и его лучшие стихи о Венеции. Сам Бродский умер в Америке, но завещал похоронить его в Венеции. В Венеции есть целый остров-кладбище (Сан-Микеле), куда похоронная процессия добирается на гондоле. В XX в. тоже есть много материалов на эту тему – материалов, излечивающих душу. Правда, в это время был культ итальянского Возрождения, в связи с чем несколько игнорировалось Средневековье, но все-таки Данте, Петрарка, Боккаччо никогда не исчезали из программы филологов.

Теперь об истории Италии. Современная Италия – это сравнительно небольшая страна – 301 тыс. кв. км. Население XX в. не дотягивает до 60 млн, а именно около 58 млн (и сейчас увеличивается, в основном, за счет притока эмигрантов). Если сравнить с Францией, то по площади это только 2/3 Франции, а население приблизительно такое же. В Италии горы, много неудобных для жизни участков, поэтому Италия заселена достаточно плотно по сравнению с Францией. В Италии много лесов, охраняемых национальных парков. Есть такие любители Италии, которые считают, что цивилизация зародилась на холмах в Тоскане. Само слово Италия – латинское. Италией называлась небольшая область на юго-западе, где жили италики (небольшое племя). Затем Италией стали называть весь юг, включая Рим и далее. В конце концов весь Апеннинский полуостров стал называться Италией.

Если кратко сказать об основных этапах истории Италии, то нельзя пропустить античный период. Почему в Италии такой расцвет культуры, почему так много разнообразных образцов в области искусства и других направлениях? Потому что были античные образцы, и они были знакомы творцам Италии. На территории Италии достаточно хорошо сохранились великие образцы греческой культуры. Вот, скажем, Пестум – такое археологическое место, где сохранился огромный храм с колоннами. Одно из самых посещаемых туристами. Это южнее Неаполя. Греческое влияние ощутимо и в других местах: Кумы тоже были греческой провинцией, Сиракузы в Сицилии. Вообще здесь было много греков и почти вся Южная Италия практически была греческой. Более того, многие итальянские племена, до того как внедрили в них силой латинский язык, пользовались греческим языком как языком единой античной культуры. А затем наступил период господства латинского языка – господства сперва Римской республики, а потом Римской империи. Племя латинов было совсем небольшим, но именно ему мир обязан таким великим достижением как латинский язык. В обработанном виде он стал государственным языком и внедрялся во все формы жизни в Риме. Латинский язык сохранился на века. Как научный язык он использовался и в эпоху Возрождения, и в Новое время, в XVIII в. на латинском писали научные трактаты и даже стихи. В России латинский язык имел самый широкий набор функций. Соотношение в Западной цивилизации между латинским и греческим языком – удивительная проблема. Греческий язык – это как бы первичный язык, язык Античной цивилизации. Латинский язык сам по себе не делал открытий в области художественных средств; в этой сфере он был во многом лишь отражением, «переводом» с греческого.

Теперь расскажу о Средневековье и о Ренессансе. В VI в. Италия была в составе Византии. Все Восточное побережье Италии принадлежало в ту эпоху Византии. Это значит, что сюда снова как бы вернулась греческая культура и – что очень важно – Византийская архитектура. В Равенне есть храм святого Виталия. Дата его основания – 547 г. (построен после храма святой Софии, который строился в 530-е годы). Этот собор святого Виталия стал образцом для всей романской архитектуры. Романская архитектура существовала в Европе на протяжении 300 лет (распространялась через север Италии, на юг Франции, пришла в Германию и Испанию), а исток романской архитектуры – в Равенне. Надо упомянуть и второй храм, образец романского стиля – Помпозо, находящийся в устье реки По.

Очень важна жизнь латинского языка, его бытование и развитие в европейском пространстве. В VII в. возникло государство лангобардов и параллельно развивалась империя каролингов. Лангобарды (германское племя) основали в Северной Италии мощное королевство. И лангобарды, и каролинги пользовались латинским языком в административном управлении. Империи уже не было, а язык, традиция, законы продолжали жить. Именно через эти королевства были переданы Европе римские законы. И когда лангобардов победили франки, создавшие самое мощное государство в Европе (его сейчас просто обоготворяют и мечтают создать нечто подобное), то в государство франков перешла латинская культура, перешли античные традиции. В так называемое Каролингское Возрождение стали строить в романском стиле храмы. И храм в Аахене (столице Франкской империи) тоже в IX в. был построен в духе романской архитектуры.

Попутно замечу, что апрель – это итальянский месяц. 21 апреля 753 г. до н.э. – день основания Рима. Легендарная дата. В апреле родился и умер Рафаэль. 855 год – дата возникновения королевства Италии, хотя на самом деле это королевство просуществовало недолго (2-3 десятилетия). А настоящая история Италии – той Италии, которую мы любим, знаем, ценим, – начинается с эпохи итальянского языка и с эпохи возникновения итальянских городов-государств. XI и XII вв. У Италии в отличие от Франции (где все время была установка на мощное централизованное государство) принципиально другой путь: отдельные государства-города. И это был настолько интересный путь, что многие историки предложили даже такое название: «Цивилизация итальянских средневековых городов», имея в виду цивилизацию, существовавшую между X и XVI в. Дальше уже можно говорить не столько о городах, сколько о целых территориях вокруг них. Это были совершенно самостоятельные в административном отношении небольшие государства, со своими культурами, со своей экономикой, со своей школой живописи, со своей школой архитектуры и музыки. Одним из первых таких городов называют Геную. Ареццо очень рано возник как город-государство, дальше можно назвать такие города, как Кремона, Милан, Павия (была столицей лангобардов), Лукка, Флоренция, Сиена (живописные школы этих городов возникли одновременно), Болонья, Парма, Венеция. Все эти города – самостоятельные культурные и экономические центры. Такого мы не найдем на других территориях. Были, конечно, самостоятельные территории на юге Франции, Германия тоже долго не объединялась. Но в этих странах были княжества, территории-государства. А в Италии – это города-государства. Это дало необыкновенный творческий эффект, поскольку города соревновались межу собой в самых разных сферах жизни. Генуэзцы придумали банки и другие экономические институты. Это восприняли флорентинцы. Во Флоренции банки получили невероятное развитие и дали стимул для внедрения банковской системы в другие итальянские государства и в Европу. Банк – слово итальянское.

Лучшие художественные школы в области живописи были в Сиене, Флоренции и Милане. В Генуе школа живописи никак не процветала. В Парме было всего примерно пять известных художников, а во Флоренции – больше 200. Намного позже возникает Венецианская школа живописи. В Венеции очень сильно было влияние Византии. Иконы в Италии никогда не устранялись и сейчас почитаются. Я говорил, что около города Ливорно есть небольшое местечко Монтенеро. Там находится Тосканская икона Божьей Матери, к которой идет на поклонение множество людей. В Вероне была своя живописная школа. В Риме поздно образовалась собственная художественная школа – сюда больше приезжали из других школ. То же самое прослеживается и в области скульптуры и архитектуры. На юге Италии, за Римом, могут быть только поздние живописные школы. В Неаполе, например, – XVII век. То же самое территориальное распределение творческих достижений происходит и с музыкальными школами. Болонья – это скрипка. Знаменитый композитор – Арканджело Корелли – из Болоньи. Кремона – это место, где создавались скрипки. Венеция – хоровое пение. Флоренция – родина оперы. Неаполь – сольное пение, родина многих знаменитых певцов. Обоготворение музыкального Неаполя продолжалось и в XX в. Достаточно вспомнить Энрико Карузо.



[1] Наверное, имеется в виду кн. Букалов Алексей. Пушкинская Италия. СПб., 2004.

[2] Имеется в виду роман Д.С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901).

[3] Розанов В.В. Итальянские впечатления (1909).

[4] Зайцев Б.К. Италия. Книга очерков (Первое издание – 1923).

[5] Имеются в виду книги из трилогии Алексея Кара-Мурзы: «Знаменитые русские о Риме», «Знаменитые русские о Венеции», «Знаменитые русские о Флоренции». М., 2001, а также, по всей видимости: Risaliti Renato. Russi a Firenze e Toscana. Vol.1. Firenze, 1992.

 
Нравится Нравится  
География посещений: