Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 21. Кельты и германцы на территории Западной Европы

Лекция 21. Кельты и германцы на территории Западной Европы

Продолжим изучение Западной цивилизации и поговорим о ее парадоксе. С одной стороны, Западная цивилизация – это необыкновенное многообразие народов, менталитетов и жестокой борьбы внутри нее, а с другой – это внутреннее единство. Как сказал австрийский философ Эдмунд Гуссерлей, Европа представляет собой отдельное «европейское человечество». Гуссерлей является автором концепции феноменологии, специалистом в области лингвистики. Наибольший интерес для нас представляет его статья «Кризис европейского человечества и философия», написанная в 1935 г., во время зарождения фашизма. В исследовании Гуссерлея говорится о том, что само название «Европа» обозначает общность жизни и творческой деятельности. И живут в Европе все как бы одинаково: духовная деятельность является единой для всех европейцев. «Как бы ни были враждебно настроены по отношению друг к другу европейские нации, у них все равно есть особое внутреннее родство духа. Такое своеобразное братство вселяет в нас сознание, что в кругу европейских народов мы находимся у себя дома». Примеры этому мы находим и в современной жизни. Когда я смотрю на сегодняшнюю политическую ситуацию, на дружбу Ширака и Шредера, то вспоминаю, что совсем ведь недавно, в Первую мировую войну, Франция и Германия буквально пожирали друг друга. Одно только Верденское сражение унесло миллион жизней. Вот я и хочу сказать о такой парадоксальной ситуации: единство и враждебность. Враждебность сейчас уже, наверное, уходит в прошлое.

Еще одна интересная мысль в статье Гуссерлея состоит в том, что Европа есть нечто уникальное (как будто остальные не уникальны!), что ощущается не только европейцами, но и всем остальным человечеством. Все хотят европеизироваться, тогда как «мы никогда не будем, к примеру, индианизироваться». Все учат европейские языки (например, в Китае, в Японии), а в Индии английский язык вообще государственный.

Теперь обратимся к современности и поговорим о населении Европы. После великих битв на территории Западной Европы, после уничтожения многих мелких народностей в Европе все-таки осталось еще 62 народа. Из них 42 крупных (больше миллиона человек) и семь народов, в которых насчитывается более 20 миллионов. Приведу некоторые цифры: во-первых, соотношение между романскими и германскими народами. По данным на 1998 год к романской группе относятся 179 млн человек, к германской – 177 млн.

Итак, германская группа народов: наиболее многочисленны немцы, их почти 76 млн человек. Далее по численности следуют англичане – 47 млн.

Из романских народов Европы наиболее многочисленны итальянцы, их более 55 млн. Французов – 54 млн, испанцев – 40 млн. Это самые крупные группы народов.

Национальные характеры определились достаточно рано, но только тогда, когда государства сложились как национальные объединения. Интересно, что английская традиция предпочитает мало говорить о национальном характере. Англичане считают, что каждый человек имеет свой характер и упоминать о характере нации не очень-то корректно. Немецкая традиция, наоборот, достаточно определенная. Немецкие философы Кант, Гердер, Гумбольдт признавали существование национального характера и создали концепцию национального характера. Кант в своей «Антропологии с практической точки зрения» (1798) на материале прежде всего Западной Европы определил пять уровней: характер народа (этноса), характер расы (нордический, арийский), характер рода (человечество в целом), характер личности и характер пола.

Определим характер французского народа: это живость, вежливость, дух свободы (только что прошла Французская революция), энтузиазм (который переходит все крайние границы), способность к легкомыслию (позднее у Гоголя мы найдем по отношению к французам понятие «полумысли») и многое другое.

Английский народ, по мнению Канта, имеет противоположный характер. На бриттов были наложены как бы слои: один слой – это германцы (когда пришли англосаксы), затем французы (больше двухсот лет господство французского языка на Британских островах). «Все это, – пишет Кант, – исказило национальный характер бриттов».

Испанцы, по мнению философа, имеют большое сознание собственного достоинства, очень горды («горделивы»), не выносят никакой фамильярности (интересно: сейчас изменились?), преданны законам религии («ничего не перенимает от иностранцев, и поэтому испанец в науках отстал»), гордятся тем, что могут не работать. В своих вкусах испанцы обнаруживают отчасти неевропейское происхождение. Что этим хочет сказать Кант? Если взять иберов как самый древний народ у испанцев, то, по Канту (и не только), иберы пришли из Африки. И вот это внеевропейское происхождение иберов как-то сказывается и на испанцах. Вы присмотритесь к испанцам. Так это или нет? Кроме того, Кант отмечает жестокость испанцев, связанную по его мнению, с деятельностью инквизиции.

Итальянцы, считает Кант, сочетают французскую живость с испанской серьезностью. «Дурная привычка, – пишет философ, – чуть что – хвататься за нож». Таким образом, Кант отмечает бандитизм как национальную черту характера.

Немцы, конечно, легче всего подчиняются правительству, порядку. Типичными чертами национального характера Кант называл прилежание, бережливость, скромность. В данном случае немцы – законопослушный народ.

Кант дает интересную трактовку русскому национальному характеру: «Россия еще не то, что нужно для определения понятия о природных задатках, готовых к развитию». Возможно, это связано с тем, что Кант некоторое время находился на русской службе. А прусский король Фридрих Великий определил русских так: «Это железные люди. Их можно перебить, но разбить их невозможно. Их нужно не только убить, но убитого нужно толкнуть, чтобы он упал».

Даже из такого краткого обзора национальных характеров видно их многообразие. Различна и степень творчества народов. Одни, скажем, способны к художественному творчеству, другие – к великим географическим открытиям, третьи – великолепные экономисты. Все вместе дает нам симфонию под названием «Европа».

Следующая проблема, о которой мы поговорим, – причины появления духовного единства и удивительного многообразия Европы. Эта специфика стала результатом жестокой борьбы внутри самой Европы между европейцами. Это было заложено еще в раннее Средневековье – с V по IX в. Три основных компонента Западной цивилизации сложились как раз в этот период. Прежде всего, осваивалось античное наследие. Античная цивилизация в быту, искусстве как бы органически вошла в состав западной культуры. Даже дороги, водопроводы остались от Рима. И сейчас дороги в Европе идут по тем старинным путям, которые были еще в Риме.

Следующие элементы Европейской цивилизации – кельтское и германское наследие. Конечно, если мы говорим об античном наследии, то здесь важно наследие местных, региональных племен. В Испании наследие иберокельтов, наследие италийских племен в Италии, еще есть иллирийцы, которые жили в районе Венеции на восток по Адриатическому морю. Рим завоевал много народов, и эти племена отдали силы на строительство античной цивилизации. Но какие же народы составили европейскую цивилизацию? Это, прежде всего, варвары. Западная цивилизация родилась из варварского мира, окружившего Римскую империю. Основу ее составили германские и кельтские племена, а не те древние племена, которые были в составе Римской империи.

Итак, каково же культурное наследии кельтов и германцев? Сначала о расовом наследии. Кельтов описывают высокими, голубоглазыми, рыжими. А германцы – это арийцы, которые пришли из Скандинавии. Это мощные воины, жестокие и злые, которые оттачивали свои мечи сначала на римлянах, а затем на других народах, в частности на славянах. Наследие кельтов – это в первую очередь глубинная мифология, эпическая традиция, саги. Принято считать, что именно кельты донесли нам знания о том, что же было в Европе до их прихода. Об этом говорят ирландские саги. Кельты были необыкновенно способны и к религиозному, и к художественному творчеству, и к различным ремеслам. С кельтами связаны многие мифы, которые стали достоянием Европы (и в Средневековье, и в более поздние века, и в современном мире). Наследие германцев – это, прежде всего, государственность, это военная сила. Наследие германцев – новые европейские государства. Германцы явились силовым оплотом европейских государственных образований. Оплотом всей Западной цивилизации. У кельтов при всей их одаренности не было таланта к войне, хотя они и двигались по всем странам Европы, но только тогда, когда германцы им не мешали. Германцы же их отбросили на окраину Европы.

Собственно, история Европы молодая. Новые европейские государства появились во второй половине IX в. Крестовые походы с конца XI в. объединили Европу в некую целостную военную силу и привили вкус к завоеванию чужих земель. Европейцам понравилось ходить на Восток, освобождать Гроб Господень, а попутно и грабить. А вот настоящее грабительство началось с конца XV в. Тогда и сложилась мощная Европа – европейцы двинулись на Восток и в Новый Свет. Завоевание чужих земель, колонизация – это то, что не сделала ни одна цивилизация в таких масштабах. Европа стала стремительно обогащаться и внедрять свою культуру в другие регионы. А раз стала обогащаться, то, естественно, и развращаться.

Вот эти две силы – кельты и германцы – идут издалека, и их взаимодействие и создало варварский мир. Хотя судьба у этих племен разная. Кельтские и германские племена когда-то были равны по силе и по значению. А потом какая между ним возникла разница! На кельтских языках сейчас говорит, наверное, меньше 1 % населения, а на германских (на английском) – почти весь мир. Вот эта экспансия языка – это же духовная экспансия.

Теперь подробнее о кельтских племенах. Во-первых, о соотношении германцев и кельтов. Перед тем как Юлий Цезарь полностью разгромил кельтские племена (I в. до н.э.), силы были примерно равные. Вначале римляне не сразу поняли, что это разные племена. Варвары и варвары: что-то бормочут на своих языках (по этому бормотанию их и назвали варвары). Но потом именно Юлий Цезарь различил их. «Записки о Галльской войне» – это удивительное произведение, которое написал Юлий Цезарь, где впервые детально сопоставляются характеры кельтов и германцев. В будущем это станет материалом для сопоставления разных частей Европы – западной и восточной. Другого такого источника нет, хотя целый ряд историков подробно описали то, как воевали германцы и как кельты.

Кельтология сделала за последние годы большие успехи, хотя найдены ответы далеко не на все вопросы. Достаточно хорошо известно о трех этапах кельтской культуры, о самой кельтской цивилизации. Моя же задача – дать сжатую информацию о кельтах. Многие археологи связывают появление кельтов с гальштаттской культурой (ок. 800–450 г. до н.э., Австрия). Однако некоторые специалисты эпитет «кельтский» прилагают к остаткам материальной культуры, которую датируют началом 2 тысячелетия до н.э.

В конце VI в. до н.э. кельты уже были знакомы греческим историкам. Гекатей Милетский (VI в. до н.э.) и Геродот (V в. до н.э.) упоминают в своих произведениях кельтов. Именно у Геродота впервые появляется название Keltoн. Согласно данным топонимики и археологии родиной кельтов является территория современной Баварии и Чехии. Хотя существует мнение, что кельты - не исконный народ Европы: они откуда-то пришли. Итак, на исторической арене кельты появились в VI в. до н.э. и расселились по разным сторонам. Из Центральной Европы кельты продвинулись на Запад до Атлантики и в Испанию, на север – на Британские острова, позднее на юг – в Италию и на Восток – по Дунаю до Галатии в Малой Азии. На территории современной Западной Франции сложилась целая страна кельтов, которую римляне называли Галлией. Галлы – латинское слово в применении к кельтам, которые жили в этом регионе. Кстати, слово германцы кельтского происхождения. Что же случилось дальше? В 390 г. до н.э. кельты захватили Рим, но он им оказался не нужен и они ушли. У кельтов были непрочные внутригосударственные связи: все было на уровне племенной организации. Но зато кельты – народ художественно одаренный: они прекрасно пели, создавали удивительные мифы.

Галлы за короткий срок были быстро романизированы. Это значит, что они забыли свой язык и перешли на латинский. Вот эти романизированные кельты в будущем – это романский мир. Это французы, а затем итальянцы и испанцы. Те этносы, которые живут на территории современной Франции, по крови были кельты, а по культуре стали романцы.

Совсем по-другому к своему языку относились германцы. Даже в жестоких условиях, когда, скажем, германцы служили в Римской армии, ни за что ни один из них не хотел отказываться от своего языка. Они берегли свой язык и не переходили на латинский. Это интересно. Хотя германцы, которые были на территории Италии, потом все-таки пользовались латинским языком. Итак, германцы сохранили свой язык. Отсюда достаточно четкое различие между племенами, которые жили на западе от Рейна (основа будущей Франции) и на востоке от Рейна (основа будущей Германии).

Теперь несколько слов о кельтах на Британских островах. Кельтская основа на Британских островах достаточно мощная, несмотря на все завоевания и уничтожения этой культуры другими народами. Это основу составили бритты, пикты, скотты. Они сохранили свою культуру, хотя и находились под властью Рима. В V в. римляне ушли с Британских островов, и на короткий срок (примерно полстолетия) кельты господствовали на всех Британских островах. В 449 г. началось завоевание германскими народами (англами, саксами и ютами) Британских островов. Медленное, долгое завоевание: уничтожение кельтов, внедрение своего языка, своей культуры и своих традиций. По крайней мере 10 племен участвовало в смешении, из которого получился так называемый английский народ. В эту эпоху – между 410 и 449 г., когда бритты были свободны, – якобы и жил легендарный король Артур. Если вы приедете в Англию, то вам покажут как минимум три места, где родился король Артур. Кельтский миф говорит о том, что после смерти король Артур был унесен на остров Аваллон, где и покоится его душа. И он еще вернется в этот мир. Это король в прошлом и король в будущем. Миф о короле Артуре упорно развивался в XII–XIV вв. у французов и у немцев. Интересно то, что король Артур стал достоянием всей Западной Европы. Особую популярность легенда о короле Артуре приобрела в XV в. В эпоху войны Алой и Белой роз Томас Мэлори написал роман «Смерть Артура». Он переведен на русский язык и издан в серии «Литературные памятники». Эта легенда всегда была популярной темой для писателей.

Для кельтской культуры характерна удивительная память на предания. В четырех циклах ирландских саг рассказывается история Европы докельтского периода, говорится о ранних кельтах и приводятся исторические саги. На русском языке ирландские саги неоднократно переиздавались и рассказывать о них можно долго.

Германские племена в историческом аспекте оказались более важными. Самое главное здесь племя – франков, которое и создало мощную державу на территории Западной Европы. Это была держава, которая в конце концов объединила земли от среднего течения реки Эбро и Барселоны на юго-западе до Эльбы, Салы, Богемских гор и Венского леса на востоке, от границы Ютландии на севере до Средней Италии на юге. В 800 г. во многом творец этой державы Карл Великий был коронован в качестве императора. Эта империя Карла Великого просуществовала до 843 г., когда империю разделили на три части.

Сейчас создается нечто похожее на империю Карла Великого – Европейский союз. Есть у них теперь конституция, есть идея великого, мощного западноевропейского государства. Столицей империи Карла Великого был город Аахен. Это самый западный город в Германии. Там была построена очень красивая базилика Карла Великого. В дни больших торжеств в Аахене собирается Европейский союз. Правда, к сожалению, некоторые фашистские объединения тоже носили имя Карла Великого. Они тоже объединяли Европу: покорили ведь 14 государств огнем и мечом. Карл Великий покорил другие народы тоже мечом. Огня тогда не было. Кстати, лучшие мечи делали кельты. Вот эта империя Карла Великого как прообраз европейского единства. Понятно, того, что было в древности, сейчас не повторить. Но идея единства живет. К ней уже приобщили нашу Прибалтику, того и гляди приобщат Украину. Уж совсем не Европа, но и Турцию хотят приобщить.

Итак, три важные даты: 498 г. – крещение Хлодвига, 732 г., когда франки остановили наступление арабов, захвативших в итоге только Испанию, и 843 г. – раздел империи Карла Великого. Это начало новых европейских государств – будущих Франции, Германии, Италии. Между ними расположена узкая полоса, которая начиналась от самого Балтийского моря и расширялась только после того как переходила Альпы. В этой полосе располагаются Голландия, Бельгия, Эльзас, Лотарингия, Швейцария. Эти территории, особенно земли, расположенные между Францией и Германией, богатые природными ископаемыми, - предмет раздора на многие столетия. Эта жестокая борьба продолжилась и в годы Первой и Второй мировых войн.

Итальянское государство складывалось очень долго. Быстрее всего сформировалось централизованное государство под названием Франция. Вот парадокс: Франция – это от франков, а франки – германское племя. И разъединялись и объединялись в это время. Были постоянные контакты между этими частями в прошлом империи Карла Великого. Границей здесь всегда была река Рейн. Еще раз напомню, что будущие французы – в прошлом галлы. То есть по крови французы – кельты, а по языку и культуре они романизированы. Они гораздо легче осваивали латинское наследие, чем германцы. Не надо думать, что кельты как бы остались только на периферии, на островах. Кельты и здесь, в центре Европы, но они были преобразованы, как бы переварены этой латинской культурой.

А вообще прародиной германских племен считается юго-западная оконечность скандинавского полуострова. Оттуда они как бы вышли и распространились на юго-запад, пошли и к Римской империи, и прямо на юг вплоть до Черного моря. Это племя готов, которые создали свое отдельное государство, и у них был свой готский язык. Готы уже имеют непосредственное отношение к славянам.

Другие германские племена (англы и саксы) заложили на Британских островах основы англосаксонской культуры. Они же принесли туда германскую кровь. Кельты были большие мастера петь песни, боготворить цветы. Это кельты придумали на похороны и свадьбу носить цветы. Цветы имели у них важное символическое значение. Они украшали себя висячими кольцами, цветными бусами, боготворили деревья, животных, обожали охоту. Охота так и осталась на Британских островах каким-то культовым действом. Сейчас вся Англия поднялась против охоты на лис. Англосаксы очень важны для Англии, но они важны и для всего северного побережья Балтийского моря.

Другие племена – вандалы. Удивительное племя, в таком самом непереносимом, отрицательном виде представлявшее германский дух. Вандалы, которые тоже вышли из Скандинавии, прошли через всю Европу, всех по пути грабили и больше ничего не делали: ни сеяли, ни жали. Прошли далеко на запад, через Испанию и пришли наконец на север Африки и там создали свое государство. Знаменитый грабеж вандалов в V в. – это грабеж Рима. Удивительная психология! Пришли в Рим, захватили, но все, что брали, им было не нужно. Но зато тщательно все уничтожали: разбивали скульптуры (их не увезешь), отдирали украшения на зданиях. Вандализм – теперь метафора. В VI в. государство вандалов было полностью уничтожено византийцами. Спасибо им за это.

 
Нравится Нравится