Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 20. Западная цивилизация. Общая характеристика

Лекция 20. Западная цивилизация. Общая характеристика

Итак, мы дошли до того времени, когда появилось само словосочетание Русская идея. Вначале в статье Достоевского (октябрь 1860 г.) Русская идея понималась как синтез всего лучшего, что создано человечеством: и в области духовной деятельности, и в области материальной. Эту мысль подхватили русские философы, и во второй половине XIX в., и в XX в., и сейчас активно обсуждается Русская идея. Если бы я продолжил говорить на эту тему, то это был бы курс русской философии и мы никогда не дошли до нашей темы «Проблемы взаимодействия Европейской цивилизации и Российской цивилизации». Поэтому еще раз отсылаю вас к книге «Русская идея и ее творцы». Ее автор – А. Гулыга. Здесь представлены 12 философов, начиная с Ф.М. Достоевского и кончая А.Ф. Лосевым. Если кратко посвятить каждому философу две-три фразы, то следующим после Достоевского, кто как бы принял эту эстафету и написал брошюру «Русская идея», будет философ Владимир Сергеевич Соловьев. Тот Соловьев, который развивал идею богочеловечества, идею всеединства. Вроде бы в духе Достоевского, но он пошел дальше и по-своему. Русская духовность, по Соловьеву, должна объединять человечество в некое единое целое. Но Владимир Соловьев не все любил в России, в частности он не любил византийское наследие, больше ориентировался на Запад. Очень критиковал в последние годы жизни философию Ницше (они умерли в один год). Т.е. противопоставлял богочеловека и человекобога (у Ницше).

Другой интересный философ – Николай Федоров (служил в Румянцевском музее, потом это была Румянцевская библиотека, а сейчас Российская Государственная библиотека). Федоров – представитель русского космизма. Он делил человечество как бы на три ступени: живое, земное человечество, затем человечество вокруг Земли и планетарное человечество. По Федорову, человек обязательно должен выйти в космос. Эту идею последовательно развивал и ученый К.Э. Циолковский. Идея воскрешения (видимо, как метафора) человечества в таком мощном симфоническом единстве. Опять идея единства – русская мысль должна объединить человечество в одно гармоническое целое.

В.В. Розанов не очень любил христианство. Глава о нем называется «Религиозный натурализм». Розанов любил жизнь, любил плоть, прославлял семью, на каком-то этапе говорил, что христианская религия – это религия смерти, а нужна религия жизни. Потом он примирился с церковью, высказывал очень резкие суждения о Владимире Соловьеве (а сначала дружил, переписывался). У Розанова есть крайне неприятные антисемитские высказывания, за которые после он как бы просил прощения у евреев. В конце жизни Розанов голодал и умер фактически от голода и тяжелых болезней. Похоронен в Сергиевом Посаде. Розанов доказывал, что русский человек не любит идею, русский человек тогда полноценен, когда живет, а не когда рассуждает. У Розанова много культурных оценок. Египет в его сознании – великая цивилизация человечества. Много высказываний об Италии. Его перу принадлежит большая книга «Среди художников». Это описание путешествия по Италии и по Германии, сопоставление разных стран, разных типов культур. Розанов говорил, что если издать полное собрание его сочинений, то будет 55 томов (пока что меньше). Он был немного графоманом. Постоянно что-то записывал. Проснется утром, ему в голову придет какая-нибудь мысль, он запишет, а потом отказывается от той мысли. У Розанова был особый тип мышления, письма – так создавались и «Опавшие листья», и «Мимолетное», и многое другое.

Имя Николая Александровича Бердяева у всех на слуху. У него довольно гуманистическая идея, но своеобразная – несколько искаженное представление о русском менталитете, которое он дал для Запада (именно на Западе он прославился как большой философ). Русский эсхатологизм (эсхатология – учение о конце мира). Если у Федорова – русский космизм, у Розанова – русская семья, то у Бердяева – русский эсхатологизм. Русский человек у Бердяева как бы живет последним днем, он все время предчувствует конец мира. Но у Бердяева много и других специфических взглядов. Например, однажды он написал (сгоряча, может быть) книгу о демократии. Камня на камне не оставил от так называемой статистической демократии, показал, что это игра в демократию, демократическое шоу – обман народа. Потом испугался того, что сам написал, и отказался от этой книги. Последняя его книга «Самопознание» – духовная биография.

Философия Семена Людвиговича Франка – тоже один из вариантов Русской идеи. Интересен тем, что это чисто православный философ, но стопроцентный еврей. У него замечательные статьи о Пушкине. Если дать им общее название, то это «Светлая печаль». Прекрасные статьи о Достоевском. Концепция гуманизма Достоевского определяется так: в каждом человеке, будь он темный-темный до основания, в самой глубине его души есть божественное начало. Если это ангельское начало просыпается, то начинается бунт, часто заканчивающийся самоубийством (скажем, Свидригайлов в «Преступлении и наказании»). Есть статьи о Льве Толстом. С. Франк считал, что Толстой духовно очень беден. Это совсем неправда. Общие статьи о Русской идее собраны в его книге «Русское мировоззрение» (переводы с немецкого, французского и на русском языке хорошие статьи).

Следующий философ – Борис Петрович Вышеславцев и его работа «Этика преображенного эроса». Все твердят «русский эрос». Я всегда задаю студентам вопрос: чем русский эрос отличается от немецкого или французского? Конечно, имеется в виду эрос в широком смысле – как понимание любви. Вышеславцев и писал об элементах сублимации любви, выделял два типа сублимаций, т.е. о том, как собственно этика преображенного эроса выражается в Русской идее.

Не буду говорить об Иване Александровиче Ильине. Его работы вы читали.

И наконец, Алексей Федорович Лосев. Обычно факультативно мы читаем его повесть «Жизнь». Это художественная повесть, но там есть и философия на тему: что такое родина с философской точки зрения. Повесть писалась в декабре 1941 г., когда немцы подошли к Москве. Прекрасная повесть. Алексей Федорович Лосев – один из крупнейших философов XX в.

Итак, я просмотрел главы книги профессора философского факультета МГУ Арсения Гулыги. Он совсем недавно ушел из жизни. Он был верующим человеком, что для философа того времени не так уж легко. С его концепцией о том, что Русская идея состоит из трех источников: русский исторический опыт, русское православие и немецкая диалектика – трудно согласиться. Я старался доказать, что Русская идея – понятие более широкое.

И еще раз обращаю ваше внимание на учебное пособие, которое я всегда рекомендую на практических занятиях. Это книга «Русская идея» (М., 1992). Антология начинается с анализа взглядов митрополита Илариона («Слово о законе и благодати») и заканчивается идеями Лосева. Составил ее заведующий кафедрой русской философии на философском факультете МГУ М.А. Маслов. Он же написал в философский словарь большую статью под названием «Русская идея».

Тема занятия – «Западная цивилизация. Общая характеристика».

Наши занятия мы начинали с изучения Шумерской цивилизации, говорили о Египетской, Китайской, Индской, Античной. Таким образом, речь шла о «первичных» цивилизациях, самых древних. И все время мы откладывали характеристику современной живой цивилизации – Западной. Теперь пришла ее пора. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в европейской историографии вы не найдете понятий «Западная цивилизация» или «Европейская цивилизация». В научной литературе более распространены термины «Английская цивилизация», «Французская цивилизация», «Германская цивилизация», а общее понятие «Западная цивилизация» встречается редко. Но есть исключения: мой любимый Тойнби как раз употребляет понятие «Западная цивилизация». Оно противопоставляется или сопоставляется с другими цивилизациями, например с Восточной или Российской. Однако важно отметить, что у самих европейцев существует дробное представление о Западной цивилизации. Еще Гегель говорил о четырех мирах: Восточном (куда включил Россию), Германском (куда записал романцев), Греческом и Римском (он разделял античную цивилизацию на два мира). Но есть и иная концепция (особенно популярная у французов), в которой мир германцев и мир романцев противопоставлены.

Внутри Западной цивилизации много разнообразия, может, поэтому она такая «живучая». В ней много оригинальных культур, разных национальных «творческих способностей», когда одни народы обладают ярко выраженными талантами определенного рода, а другие – иными. Так, любят сопоставлять англичан и итальянцев. Принято считать, что у англичан настоящая национальная живопись появляется только с 20-х годов XVIII в. В XVIII в. мы можем насчитать около десяти талантливых английских живописцев. В Италии же начиная с XIII в. существует изобилие живописных школ, манер, стилей. Только за три века более 600 имен известнейших художников. Видимо, англичане не способны в такой мере к живописи, как итальянцы. Впрочем, и к музыке… В XVII в. у англичан был великий композитор, действительно гений, – Генри Перселл, про которого вскоре забыли. При дворе стала господствовать иностранная музыка постоянно приглашаемых немецких, итальянских, австрийских композиторов. Так, почти 30 лет в Англии прожил Гендель.

Однако сколько всего придумали англичане в других областях! В сфере техники, торговли, словесного творчества (вспомним Шекспира). Хотя стоит уточнить, что векселя и банки придумали итальянцы (генуэзцы и флорентийцы), а потом уже это восприняли англичане.

Сопоставление творческих способностей внутри тех или иных Западных цивилизаций – большая проблема. У Канта, например, когда он пишет о национальных характерах, подробно расписано, кто такие англичане, немцы, итальянцы. У него жесткие стереотипы. Итальянцы – это бандиты, немцы – это очень хорошо организованный народ, способный к законопослушанию. У французов, по мнению Канта, есть только «полукультура».

Если же рассматривать влияние Запада на русский мир, то мы можем говорить как об общем влиянии всего Запада в целом, так и о конкретном влиянии, т.е. каждого из миров Западной цивилизации. Еще до Петра I были активные культурные контакты с Западом. Вы знаете банальную историю о дочери Ярослава Мудрого, которая стала королевой Франции. До Петра огромное влияние на Русь оказали скандинавы, итальянцы, которые нам строили соборы (например, при Иване III), немцы. При Иване Грозном немцы активно помогали создавать армию, хотя царь и пробивался в Прибалтику. Защитные укрепления (такие как засечная черта) от татар сделаны немцами. Алексей Михайлович, пожалуй, больше западник, чем сам Петр I. В 1652 г. была основана Немецкая слобода, а всего при Алексее Михайловиче было создано 7 иностранных слобод, причем не только в Москве. А Петр I предпочитал голландцев всем остальным европейцам: они строили ему флот. Петр I многое разрушил из налаженных контактов с другими мирами, например игнорировал итальянские связи. После Петра I возросло влияние немцев. При Елизавете Петровне стала расцветать галломания, развившаяся при Екатерине II, при Павле I преобладало немецкое влияние. Англомания по-настоящему развилась при Александре I. Появились такие люди, как граф Воронцов, который обожал все английское: английские замки, английскую одежду, английские манеры, английскую государственность. Таких англоманов в первой половине XIX в. было много. С середины XIX в. наблюдается осложнение отношений с Англией, пересекаются внешнеполитические интересы Петербурга и Лондона. Яркий пример этому – Крымская война. В итоге наступил период охлаждения и недоверия. В стратегическом плане в последующие десятилетия Россия и Англия постоянно сталкивались на дальних рубежах – Афганистан, Дальний Восток и т.д.

Таким образом, мы говорим об общем влиянии Западной цивилизации, как бы духе Западной цивилизации, и о конкретном влиянии – о контактах: русско-итальянских, русско-немецких, русско-французских, русско-британских.

Следующая важная и очень сложная проблема – это общая характеристика Западной цивилизации глазами самого Запада, вопрос об истоках Западной цивилизации. Я нашел очень интересную характеристику Западной цивилизации, которую дал известный французский ученый, историк, культуролог Фернан Бродель. Я использовал его трехтомный труд «Что такое Франция?». В нем он говорит об исторической глубине Западной цивилизации. Французский исследователь начинает историю Франции с периода Великих пещер. Довольно странно, но это так. «Кро-Маньон, Ласко, другие пещеры, – пишет Фернан Бродель, – это святыня человечества, не уступающая Египту, Ниневии, Афинам и Риму». В пещере Кро-Маньон есть такие красивые рисунки, которые для Броделя равносильны шедеврам Египетской цивилизации. Наверное, слишком громко сказано… Можно привести еще один пример. На территории Северной Франции и на Британских островах есть следы великой загадочной культуры мегалитов и дольменов, которые датируются эпохами энеолита и неолита. Кому принадлежала эта великая цивилизация, сейчас никому не известно. Но их существование также говорит об исторической глубине Европейской цивилизации, поскольку наличие этих памятников оказывало огромное воздействие на менталитет народов, которые жили уже позже строителей мегалитов. Понимание древности мира, древности культуры органической частью входит в менталитет западного человека. Если вы были в Англии, то наверняка видели Стоунхендж. Это как будто бы одна из древнейших обсерваторий мира. Громадные мегалиты на высоком холме. Считается, что Стоунхендж строился в течение 500 лет в три этапа. Точная датировка неизвестна, но предполагается, что эти постройки возникли между 3500–1100 гг. до н.э. Сейчас Стоунхендж – один из великих памятников культуры, находящийся под защитой ЮНЕСКО. Вокруг Стоунхенджа англичане часто устраивают языческие шоу. Это тоже история Европы и один из источников легенд. До нас дошло много легенд кельтской, германской и других мифологий – глубоких по своей древности.

Однако древнейшие культуры на территории Западной Европы – не единственный и не главный источник Западной цивилизации. Центром мировых цивилизаций долгое время было Средиземноморье – это Древний Египет, крито-микенская, греко-римская культуры. Но эти цивилизации истощили свои силы, а на их развалинах в Северном Средиземноморье и возникла новая Западная цивилизация. Т.е. она возникла не на пустом месте: от Римской империи остались города, дороги, римское управление, римское право, религия Рима, великий латинский язык, а через него и греческий. Европа формировалась на достижениях великих цивилизаций Средиземноморья. Это тоже дало Западной цивилизации мощную поддержку и силу. Я даже не говорю о философии – великой античной философии. Некоторые современные философы и историки вообще считают ее частью европейской философии. То есть великие мыслители VII–VI вв. до н.э. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и др. – уже как будто европейские философы. Это, конечно, неправда. Они настоящие античные философы, а не европейские. Но европейцам очень хочется присоединить их к своей культуре и к истории своей цивилизации.

Большое значение для понимания данной темы имеет книга немецкого философа Карла Ясперса «Смысл и назначение истории», написанная сразу после Второй мировой войны, а в 1991 г. вышедшая в Москве. Наибольший интерес представляет глава «Специфика западного мира». Итак, определим по пунктам, то, как Ясперс объясняет специфику западного мира. Во-первых, на западный мир оказала большое влияние география: чрезвычайное разнообразие земель, большая длина побережий. Изрезанность этих территорий, близость к морю и близость к океану (зов океана), множество языков и народов. Вторая специфика, по мнению Ясперса, состоит в том, что внутри европейского мира было много борьбы: погибли слабые, выжили сильные. Таких сильных народов не так уж много. Третий пункт – идея политической свободы, т.е. демократии. Ясперс говорит, что идею демократии открыл не Запад, а греки, но Западная демократия имеет другое свойство, похожее на демократические институты варварских племен. Сочетание цивилизованной демократии с варварской – это специфика Западной демократии. Четвертый пункт теории немецкого философа – рационализм западного мышления. Это банальный пункт, мы об этом говорим часто, противопоставляя западное мышление восточному. Особенно этим злоупотреблял Шпенглер. Рационализм, который как бы последователен во всем: в научных исследованиях, в общественных связях, в политике, в хозяйственной деятельности, в экономике. Рационализм, эмпиризм и прагматизм. Пятый пункт – европейское понимание личности – личность свободна, абсолютное «я». Кстати, об этом говорил и Герцен, я цитировал на прошлой лекции его письмо о свободе воли. В концепции Ницше эта идея доведена уже до неразумного предела, когда человек делается равным Богу по своим возможностям. Человек есть начало и конец всего реального мира, т.е. человек творит самого себя и окружающий мир. Следующая мысль Ясперса: реализм и практицизм в восприятии данного мира. Мир существует прежде всего в конкретных практиках, в конкретной деятельности. У западного человека присутствует идея преобразования, улучшения природы. Получается, то, что делает человек, лучше того, что сделал Бог. Понятно, что наши утопические концепции были заимствованы у Запада. И здесь же у Ясперса есть такое интересное понятие: когда человек хочет преобразовать природу, он вступает в борьбу с ней. Борьба с природой – неотъемлемое качество Западной цивилизации. В конце концов Западная цивилизация так и сделала: стерла много природного, заменив его искусственным. Яркий пример этого – сады, особенно французского типа. Обратите внимание на сады Версаля: лохматые деревья – это некрасиво, а подстриженные в виде пирамиды – это прекрасно. Таким образом, искусственное ставится выше естественного. «Западный человек, несмотря на чувствительность к мистике, не мистичен по природе. Его защищает от мистики рационализм. И сама мистика у западного человека рационалистична». «Западный человек (вот это мне кажется интересным. – В.И.) больше интересуется психологией, чем духовной деятельностью», анализом сознания, анализом психики, а не духовной деятельностью в целом. И душу человека в западном мире спасают психологи, а, скажем, не религия, не священники. Это, на мой взгляд, достаточно правильное наблюдение. Именно западному миру принадлежит открытие психической жизни человека. Великие психологи на Западе появились в конце XII–XIII в.

Еще один момент, тесно связанный с предыдущим. Западный человек постоянно склонен к экспериментам даже над самим собой, а уж тем более над другими людьми, над другими народами. Это и есть понятие «фаустовская душа» – душа, которая за знание может продаться даже дьяволу. «Фауст» Гете – глубокое прочтение Западной цивилизации. «Динамизм Западной цивилизации, динамизм западного человека заключается в том, что у западного человека нет желания остановиться во всем: в познании, в приобретении богатств, постоянная неудовлетворенность во всем, жажда богатств и жажда знаний. И эта жажда не утоляема» (Ясперс). Как ты ни богат, все равно хочется больше.

Еще очень справедливый пункт в теории Ясперса: «Западу свойственна решительность, силой которой проблема доводится до своего логического конца, до полной ясности». Понятно, что если на Западе стали внедрять демократию, то этот процесс никогда не остановится. Здесь не надо ждать какой-то пощады и отступления от намеченного плана – этого никогда не будет. «Только на Западе в таком количестве имеются самобытные индивидуальности решительно во всех областях науки и культуры. И только на Западе имеется столько гениев». Как сосчитать этих гениев? Где они и сколько? Это проблема.

Анализируя Ясперса дальше, мы можем выделить следующий пункт: «Специфическим явлением в жизни Запада является индивидуальная любовь». Энгельс писал, что индивидуальную любовь открыли в XI–XII вв. трубадуры, а Восток не знает индивидуальной любви. Это общее представление о физических контактах, но индивидуальная духовная любовь – совсем другое. Это открытие Запада. Фантазия здесь включается, образ возлюбленной, обожествление предмета любви (Прекрасная Дама). Кроме того, любовь все время находится в состоянии развития, возвышения либо деградации и депрессии. Стендаль описал 7 этапов любви в книге «О любви». Итак, в теории Ясперса я выделил основные пункты, но далеко не все, и теперь подведу черту.

Главная проблема, стоящая перед исследователями, – определить, с какого времени начинается Западная цивилизация. Некоторые западные философы ведут Западную цивилизацию с VII в. до н.э. Это «философский» подход. Более конкретная дата рождения Западной цивилизации – 476 г. – падение Западной Римской империи. Следующее важное событие – 498 г. – крещение франкского короля Хлодвига. Таким образом, христианизация Европы как начало Западной цивилизации. Следующий этап в становлении Западной цивилизации – распад империи Карла Великого в 843 г., когда было положено начало трем будущим мощнейшим государствам Европы: Франции, Германии и Италии. XI век – новый рубеж в становлении Западноевропейской цивилизации: в 1054 г. произошел окончательный официальный раздел христианства на католицизм и православие, а с 1095 г. началась эпоха крестовых походов. Именно крестовые походы создали из европейцев как бы целостное сообщество, внутренне неоднородное, но единое по мироощущению и по целям. Появился этот европейский дух: надо кого-то освободить. То освобождали Гроб Господень, то какие-то народы от рабства и тирании. На юге Франции находится город Клермон Ферран, в котором стоит памятник папе римскому Урбану II. Урбан II показывает на восток: дескать, там наше будущее, идите туда и освобождайте Гроб Господень. Освободили.

Спустя десять столетий папа римский Иоанн Павел II произнес длинную речь, в которой приносил извинения за крестовые походы. Журналисты подсчитали, что Папа извинялся больше 100 раз за те или иные события, связанные с жизнью католической церкви: за насильственное насаждение христианства (и с помощью миссионеров, и силой оружия), за уничтожение других народов под знаком того, что они не принимают правильную веру. Можно сказать, что если бы не существовало тех событий, за которые папа просил прощение, то не было бы Западной цивилизации.

 
Нравится Нравится