Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 14. Икона в Византии и на Руси

Лекция 14. Икона в Византии и на Руси

Итак, два занятия речь шла об идее храма в мировых цивилизациях. Я говорил, что общую историю человечества можно представить как историю храмов. Десятки и сотни тысяч храмов существовали и существуют на земле. Большинство, конечно, исчезло, сгорело. Тем не менее история человечества продолжается.

А сейчас мы войдем в храм и посмотрим, что там внутри. Я уже говорил, что в катакомбный период существования христианской церкви святыни, конечно, были, но особых украшений не было. Впервые в целом ряде христианских общин (в первую очередь в Александрии) появились символы Иисуса Христа и Святого Духа во II–III вв. Это крест, корабль, голубь, агнец, рыба. Я спускался в Риме в одну из катакомб и видел эти символы. Один русский исследователь провел в катакомбах 10 лет. Работая по 12 часов в сутки, он срисовывал разные символы. Вот эти символы – начальный этап иконы. А в III в. появляется изображение сцен Нового Завета, но пока рисуют только сцены, не рисуют лика. В IV в. в Александрии и Риме были нарисованы первые иконы. Ничего не сохранилось ни от IV, ни от V в., поэтому некоторые ученые критического направления, не верующие, а просто ученые-исследователи, не решаются определенно утверждать это. Но совершенно определенно можно сказать, что с VI в. иконы рисуют очень активно и утверждается почитание икон, их святость. Иконы стали составной частью церковного предания и церковной жизни. Иконы VI в. сейчас самые древние, они находятся на горе Синай в храме святой Екатерины. Это место на юге Синайского полуострова было вне проезжих дорог, вне битв. Именно с VI в. развивается традиция иконопочитания.

По церковной традиции считается, что первый лик – это лик Иисуса Христа – Спас Нерукотворный. Известно два варианта этого изображения – в восточной и в католической традиции. По восточному церковному преданию художник пытался нарисовать лик Христа и никак не мог нарисовать, потому что шло от этого лика сияние. Тогда Христос приложил к Своему лику полотенце, и на нем отпечатался Его лик. А по католическому преданию – святая Вероника дала Христу полотенце, когда Он нес крест, чтобы Он вытер пот. Святая Вероника почитается прежде всего католической церковью. По церковной традиции считается, что первые иконы написаны евангелистом Лукой. Евангелист Лука – живописец и врач. Именно он нарисовал образ Богоматери в I в., когда протекала Ее земная жизнь. Было написано несколько икон, и они легли в основу канонических образов: Икона Богоматерь Умиление, икона Одигитрия Путеводительница и другие типы икон. Считается, что те оригиналы, которые нарисовал евангелист Лука, не сохранились, есть только списки. Сейчас называют 10 икон – списков с оригинала. Они находятся на Афоне, в Риме – всех вместе их 20.

Итак, иконопочитание появилось в IV в., а утвердилось в VI в. О V в. в этом отношении почти что нет сведений.

Обращаю ваше внимание: икона как христианская духовная ценность особенно важна в Византийской церкви. И хотя разделение церквей произошло только в XI в., но на Западе изначально ровно относились к иконопочитанию. Иконы там чаще всего были дополнительным комментарием к Священному Писанию. В красках, в картинках пояснялось для людей Священное Писание. А в византийском мире икона стала уже культовым явлением, почиталась особенно рьяно и была центром народной культуры. Дальше целых 150 лет длился период яростного иконоборчества. Императоры Византии как бы вдруг (на самом деле совсем не вдруг) стали бороться с иконами. Этот достаточно мрачный период в истории Византийской цивилизации отмечен невероятными гонениями на тех, кто почитал иконы. Есть целый ряд причин возникновения иконоборчества. Византия оказалась в кольце врагов: сначала персы, затем арабы штурмовали границы Византии. Помните печальную историю Иерусалима, когда сначала его разграбили персы и сожгли святыни, затем пришли арабы? Как-то так случилось, что императорами Византии стали такие личности, для которых иконы ничего собой не представляли. Это были не греки, а императоры из племени исаврийцев и армяне, которые всегда жили на юге Византии. У византийцев был один из гонителей икон – Лев Пятый Армянин. К тому времени армяне вроде были христиане, но икон не почитали. Позже ситуация изменилась. Но для православной церкви в какой-то момент Армянская церковь стала еретической. Итак, полтора столетия длилось это удивительное явление – иконоборчество. Этот процесс и до настоящего времени не прекратился полностью.

Какая философская или богословская причина иконоборчества? Когда Византию окружили люди, не почитавшие иконы, эти настроения стали распространяться и на высшую знать Византии, и на самих императоров. А вот в иудейской и мусульманской традициях рисовать лик Бога нельзя по той причине, что мы ничего о Нем не знаем. И поклонение иконе считается идолопоклонством. Но ни у мусульман, ни у иудеев нет идеи Троицы, т.е. нет земного человека Иисуса Христа. А в самом православии нельзя рисовать Бога Отца. В христианстве можно изображать Богоматерь, поскольку Она была земным человеком. Позже в католической традиции начнется обожествление Богоматери. И, конечно, можно изображать святых, прославленных церковью, сцены из христианской жизни. Таким образом, мы видим: на протяжении столетий идет борьба с изображением лика и с изображением человеческого лица. В XX в. история абстрактной живописи, история фигуративной живописи, разные опыты по искажению человеческого лица (например, у художников-модернистов) имеют очень древние корни. Святой Дух в православной традиции также изображают только в виде символа. Можно еще много говорить о богословской стороне иконоборчества. А если дальше называть факты борьбы с иконами, то можно считать, что высшие священники сдались сразу, а вот монахи, простые верующие не сдались: появились сотни мучеников за иконы. Появился новый вид иконы – маленький образочек, который можно спрятать в укромном месте.

Современные иконки-ладанки тоже имеют древнее происхождение. Борясь с иконами, сжигали целые монастыри. Знаменитый мученик Стефан Новый отказался топтать икону. Его посадили в тюрьму, а когда вывели на площадь, фанатичная толпа растерзала его. Знаменитый иконописец Лазарь подвергся увещеваниям, был заключен в тюрьму, за упорство ему на ладони положили раскаленное железо. Он упал полумертвый. А когда по ходатайству императрицы Феодоры его выпустили на свободу, обожженными руками он написал икону, которая, конечно, стала вскоре почитаться. Таких примеров мученичества за икону в Византии сотни. Что же случилось во время иконоборчества? Иконы стали являться. Их подчас выбрасывали в море, но они не тонули, а приставали к какому-нибудь берегу. Так прославилась Иверская икона Божьей Матери, которая приплыла к святой горе Афон, и монахи Иверского монастыря ее обрели. Многие иконы стали чудотворными.

В книге «Легенды о чудотворных иконах» (на греческом языке она написана в XI в.) приведены примеры чудотворности икон. Скажем, фреску тщательно замазывали, а через какое-то время изображение на ней проступало и начинало светиться особым светом. Чудотворные иконы стали лечить людей, стали им помогать. При императрице Ирине иконоборчество прекратилось, но окончательно иконопочитание было восстановлено в 843 г. Восстановила почитание икон императрица Феодора. 11 марта 843 г. в Константинополе собралось невиданное количество людей и все несли иконы. Этот день стал праздником – Торжеством Православия. В современном церковном календаре он отмечается всегда в первое воскресение Великого поста. В Византии иконоборчество прекратилось, а в других местах продолжалось. Повторяю, что в католичестве иконоборчества никогда не было.

В XVI в. в Голландии случился совершенно чудовищный пожар из икон. Протестанты устроили костры из икон – они везли иконы из других стран и у себя торжественно сжигали. В Женеве кальвинисты также издевались над иконами. В России иконоборчество процветало в атеистический период, особенно с 1921 по 1925 г. и в 1930–1931 гг. Хотя много икон и сохранилось. Было официально разрешено иконы отдавать в музеи, поскольку они признавались произведениями искусства. Иконы жгли и татаро-монголы, когда пришли на Русь. Вообще от домонгольского периода сохранилось совсем мало (27–30) икон. В основном эпоха иконописных шедевров – это конец XIV–XV вв.

Итак, повторю, что иконоборчество опиралось на то, что Божественный лик мы не видим и изобразить не можем, поэтому все изображения ложны. Самый знаменитый защитник икон – Иоанн Дамаскин (VIII в.). Его блестящие трактаты написаны в защиту иконопочитания. Икона, писал Иоанн Дамаскин, сохраняет энергию первообраза, хотя это и копия. Поэтому благодатно воздействие иконописного лика на человеческую душу. Я человек невоцерковленный, но уверен, что иконы не только явление искусства, они – явление сложного духовного мира. Если к иконе подходить только как к художественному произведению, то это упрощает само явление иконопочитания. Икона – святыня, и для истинного восприятия иконы нужна глубокая и живая вера. Одного эстетического восприятия иконы мало. В этом я убежден. Есть такое выражение в церкви – «намоленные иконы». Это особо почитаемые иконы, они содержат особый запас духовной энергии. Икону как памятник христианства изучать, конечно, возможно, но нужно осмыслить, что только в православном мире икона имеет такое сильное влияние. С этой точки зрения интересно высказывание богослова, философа, исследователя иконы отца Павла Флоренского. Он говорил, что когда мы исследуем икону, это не мы изучаем икону, это лик на иконе изучает нас. «Когда икона как бы отделяется от лика святого, святость скрывается от нас в недоступную область, а икона делается вещью среди других вещей». Эстетизация иконы – это, несомненно, снижение храмового действия иконы, духовного уровня иконы до простого мероприятия.

Теперь об иконах на Руси и в России. Если вы поедете в Смоленск, то в главном соборе увидите необыкновенно красивый иконостас. Это уже произведение искусства. Такой иконостас для меня как бы утрачивает духовную сущность. Он очень красив, но что-то важное здесь потеряно.

Уже в Византии почитание икон было такое, что в честь них строили храмы. И сейчас строят. Для икон создавали специальные молитвы, песнопения. Многие из икон имеют поэтические названия: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец», «Неувядаемый цвет», знаменитая икона «Нечаянная радость», «Неопалимая купина», «Взыскание погибших», «Споручница грешных» и другие. Чудотворные иконы появились на Руси сразу же, как только первые иконы прибыли к нам из Византии. Около 700 икон имеют разные названия. Среди них примерно 180 чудотворных. У каждой иконы есть свой день памяти (а иногда два или три дня). Есть иконы, которые имеют свою «специализацию», например «Неупиваемая чаша» помогает от наркомании и пьянства, есть иконы, которые снимают тоску с сердца после гибели близких людей. Еще в IV в. блаженный Августин считал, что икона оказывает терапевтическое действие: постоишь у иконы, помолишься – и на душе легче. Могу привести пример из собственной жизни. При Хрущеве, когда было гонение на церковь, моя мать сняла икону со стены, спрятала ее под подушку и все время говорила, что голова у нее не болит, потому что икона под головой.

Идея чудотворных икон проникла из Византии на Русь. На Западе, говорят, тоже есть чудотворные иконы. Я видел одну такую икону около города Ливорно – Тосканская Божья Матерь. Но все-таки это редкость.

По церковной традиции считается, что первым иконописцем на Руси был инок Киево-Печерского монастыря Алимпий (или Алипий). Он расписал Успенскую церковь в Киеве и, по легенде, написал 7 икон за одну ночь. Жил он во второй половине XI и в начале XII в. Ни одной его иконы не сохранилось. Если говорить вообще об авторстве икон, то на Руси принята анонимность. Не сохранилось ни одной из древних икон Киева и Чернигова. Только те, что писались в других городах, уцелели. В основном же сохранились иконы из Византии. Достоверно, что к византийским иконам принадлежат Смоленская Богоматерь и Владимирская Богоматерь. В XII в. обе иконы попали в Киев, затем Владимирскую икону Андрей Боголюбский увез во Владимир, а Смоленскую Владимир Мономах отправил в Смоленск. Эти иконы особо почитаются на Руси. Например, Владимирская икона Божьей Матери совершила несколько больших чудес. Историки искусства считают, что от иконописи XI–XIII вв. сохранилось не больше 30 икон (главным образом, в Новгороде, Ярославле и на Севере). Ну а наивысший расцвет иконописного творчества – это XIV и XV вв. От этого времени икон сохранилось довольно много. Тогда же сформировались иконописные школы, мы знаем некоторые имена иконописцев этого периода. Искусствоведы называют обычно три иконописные школы: Новгородская, Псковская и Московская.

Феофан Грек (1340 – после 1405 г.) прибыл к нам из Византии. На Руси прожил больше 30 лет и очень много нарисовал фресок и икон. Многое ему сейчас приписывается, но достоверны фрески Феофана Грека в Новгороде. Есть там церковь Спаса на Ильиной улице – вот ее разрисовывал Феофан Грек. Недалеко от Москвы находится Пафнутьев-Боровский монастырь. Говорят, в нем есть фрагменты фресок Феофана Грека. В разных источниках встречаются очень интересные сведения об иконописце, например говорится, что Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор из Городца в 1405 г. расписали Благовещенский собор, включая иконостас. Собора в Кремле, который расписывали эти иконописцы, не существует – на том месте стоит собор, который построили через 80 лет (1484–1489), но иконостас сохранился.

Преподобный Андрей Рублев считается самым великим русским иконописцем, поскольку Феофан Грек все-таки византийского происхождения. Время жизни Рублева указывается достаточно точно: 1370–1427 гг. Похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре, который он и расписывал. Самое известное его произведение – икона Троицы, которую обнаружили через 500 лет после написания, в 1906 г.

 
Нравится Нравится  

Школа юного регионоведа


Основная информация
Запись в школу:

Заполните форму по ссылке - запись
E-mail: regionoved2005@yandex.ru
https://vk.com/public149054681


Выпуски журнала "Россия и Запад: диалог культур"

№ 1, 2012 г.  
№ 2, 2013 г.  
№ 3, 2013 г.  
№ 4, 2013 г.  
№ 5, 2014 г.  
№ 6, 2014 г.  
№ 7, 2014 г.  
№ 8, 2015 г.  
№ 9, 2015 г.  
№ 10, 2016 г.  
№ 11, 2016 г.  
№ 12, 2016 г.  
№ 13, 2016 г.  
№ 14, 2017 г.