Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 13. Храмовое строительство на Руси и в России

Лекция 13. Храмовое строительство на Руси и в России

Еще раз повторю: что бы ни говорили о разных признаках цивилизации – о письменности, о государственности и др., – самым впечатляющим остается храм. Представьте себе грандиозную картину мира: историю человечества как историю цивилизации и историю храмов. То, что мы сейчас имеем, – это небольшая часть из всего, что на самом деле на земле было и разрушилось. Даже в таких устойчивых цивилизациях, как Западная Европа, огромное количество руин. Руины в Италии, руины во Франции, руины на Британских островах. Грандиозные остатки, фрагменты каких-то храмов. А самые большие храмы даже не сохранились. Многие храмы перестраивались, некоторые по 5-6 раз. Храмы разрушались, горели, их снова восстанавливали на том же самом месте, где стоял прежний храм. В войнах, в социальных конфликтах разрушались храмы. Например, во время Французской революции собор Парижской Богоматери или прекрасный готический собор в городе Шартр недалеко от Парижа. Огромное количество скульптур там было (почти 3000 барельефов-скульптур). Сейчас они стоят с отбитыми носами, руками, ногами. Революционеры ко всему этому приложили руку по принципу Вольтера «раздавить эту гадину». На самом деле не столько церковь давили, сколько достижения культуры. И мы повторили Французскую революцию. К счастью, у нас была другая тенденция: не столько разрушать, сколько приспосабливать храмы под различные постройки – под заводы, пекарни, склады и т.п.

Каменные храмы, которые стоят на нашей земле, конечно, впечатляют. Но для русской души все-таки самое впечатляющее – деревянные храмы. Эти удивительные творения сохранились у нас на Севере. А вот в Москве и Московской области сохранилось всего 8 деревянных церквей. Есть попытки устроить заповедники деревянных церквей: на острове Кижи, около Новгорода, около Архангельска. Это красота! Интересно, что русский храм должен быть красивый, но небольшой. Все искусство, все изящество русских храмов вошло именно в отделку скромной сельской церкви в противовес грандиозным готическим или индуистским храмам. Чтобы почувствовать по-настоящему храмовое строительство на Руси, надо, конечно, посмотреть деревянные церкви, их внутреннее оформление, посмотреть, как икона органически связывается с деревянными необработанными стенами-срубами. Удивительная симфония света, красок внутри храма. Трудно посчитать, сколько тысяч деревянных храмов было и сколько их не существует. В этой связи прочитаю небольшую выдержку из книги И. Грабаря – известного архитектора, реставратора русской старины. Книга «О русской архитектуре» (М., 1969) и посвящена в основном деревянной архитектуре: русским храмам, избам, ансамблям. Там высказана интересная мысль, которая мне никогда бы в голову не пришла. Мы знаем, а грубо говоря, хвалимся русской литературой, русской оперой, балетом. А Грабарь пишет о «совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа». Я как-то не думал, что гений русского народа проявился прежде всего в архитектуре. Где же? Нам внушают, что наши каменные здания часто строили и перестраивали итальянцы (например, Соборная площадь в Кремле) и другие заграничные мастера. Грабарь пишет, что весь талант русского народа заключен в этих деревянных храмах. «Подводя итог всему, что сделано Россией в области искусства (в целом: и живопись, и музыка, и литература), приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобразительность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории постоянно и повсеместно, что наводит на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа». В книге приводится много материала в доказательство этой мысли. Но это искусство исчезает, и многое уже исчезло. С этой точки зрения я и говорю об исчезновении Русской цивилизации, остаются лишь следы великой цивилизации. Может быть, возникнут новые формы цивилизации, но то, что было, поражает. Грабарь имеет в виду прежде всего русский Север с его деревянным зодчеством, созданным исключительно русскими мастерами. Никаких итальянских и других веяний там нет. Самобытность его форм не вызывает никаких сомнений. Какая-то неведомая нашим дням могучесть чувствуется в этих срубах, сделанных из огромных деревьев, прекрасно обработанных. «Не одна физическая сила, но и сила духовная, мощь того религиозного духа, которая подсказывала чудесные формы, в благочестивом соревновании толкала строителей на созидание храмов-сказок, храмов-богатырей во славу Божью». Грабарь описывает типы деревянных храмов – 6–8 типов устойчивых моделей и разные варианты. На острове Кижи есть 22-главый храм, построенный еще в 1714–1718 гг. при Петре I. Эта культура невосстановима по причине того, что ушел тот могучий религиозный дух. Современная реставрация религии имеет все-таки вторичный характер. Первичность религиозного чувства исчезает. Это о деревянных храмах.

Продолжу перечень важных храмов, которые еще сохранились на нашей земле. Успенский собор во Владимире – совершенно оригинальное русское зодчество, которое затем итальянец Аристотель Фьораванти перенес на Соборную площадь в Кремле, добавив некоторые декоративные формы итальянского искусства. Собор заложен в 1160 г., потом сгорел, в 1189 г. окончательно был перестроен, украшен и принял великолепный вид. Дмитриевский собор (1197), тоже во Владимире, удивителен тем, что совершенно нехарактерен для русского канона. Его барельефы имеют звериный и растительный орнамент, чего в наших соборах не было. Здесь чувствуется влияние Востока. Собор неплохо сохранился. И недалеко от Владимира есть церковь Покрова на Нерли. Белокаменная красивая церковь, которая не полностью сохранилась и видна издалека. Это 1165 год. Эти три храма важны для нас еще и потому, что Владимир стал как бы стольным градом на Руси с 1155–1157 гг. Из Киева во Владимир привезли икону, которая получила название Владимирская Богоматерь. Иконы часто называли по месту их нахождения или явления.

Успенский собор в Смоленске (1001) – очень красивый, много раз горел. Особенно сильно пострадал в XVII в., когда русские брали Смоленск. Тогда же он был перестроен, внутри многое сделано западными мастерами. Во время Второй мировой войны это единственное здание в Смоленске, которое сохранилось полностью. Немцы его не тронули (а всего они взорвали у нас около 1700 церквей). В архитектуре этого храма древность сочетается с барокко, т.е. с XVII в. Интересный резной иконостас.

Из псковских назову Спасо-Преображенский собор (1142). Псковские соборы небольшие, но с мощными стенами – они служили в качестве оборонительных сооружений. На Псков часто нападали с запада, особенно активно в XV–XVI вв. Кстати, в начале XIV в. Псков очень сильно укрепил литовский князь Довмонт. Псковская иконопись очень примитивна. А поскольку примитив сейчас в моде, то псковской иконописью многие восторгаются.

Москва и Подмосковье. Я говорил о том, что храмы Ивана Калиты не сохранились. От XIV в. в Москве не сохранилось ни одного здания: ни светского, ни церковного характера. А самым древним храмом в Москве сейчас считается Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре. Закончен он в 1427 г. Архитекторы и археологи возражают иногда, что есть более древние фундаменты в Москве. Но такого цельного, законченного здания нет. В этом монастыре последние годы жизни провел Андрей Рублев, там он и похоронен.

Успенский собор в Кремле строили 5 лет, закончили в 1479 г. Здесь обычно бывает служба в день Московского университета – 25 января. Это не совсем копия Успенского собора во Владимире, но основные его формы перенесены в этот собор.

Благовещенский собор построен на 10 лет позже, в 1489 г. Строили его русские мастера.

Архангельский собор рядом строили итальянцы. 1508 г. – завершение его строительства.

Покровский собор (в народе собор Василия Блаженного) построен при Иване Грозном псковскими мастерами в 1555–1558 гг. в честь победы над Казанью.

Церковь Вознесения в Коломенском (1532) – первая шатровая церковь на Руси.

Успенский собор в Звенигороде (1400).

В Сергиевом Посаде самая древняя церковь – Троицкая (1422). Именно в ней расчистили фреску Рублева «Троица» и находятся мощи преподобного Сергия Радонежского. А вообще в Троице-Сергиевой лавре построено много разных храмов. При Борисе Годунове сооружен Успенский собор – удивительное место на Руси. Здесь во время Польской интервенции монахи 16 месяцев держали оборону. Французы штурмовали этот монастырь. В ограде лавры похоронен философ Василий Васильевич Розанов.

Высоцкий монастырь в Серпухове славится своей чудотворной иконой «Неупиваемая чаша». К ней всегда стоит очередь из людей, одержимых страстью пьянства и наркомании, и их близких. Очень популярное место.

Около метро «Парк культуры» в Москвы есть храм святителя Николая в Хамовниках – это XVII в.

Спасо-Преображенский собор (1689) в Новодевичьем монастыре – очень красивое русское барокко: храмы из белого и красного кирпича с декоративной обработкой зеленым цветом. Иконопись XVII в. совершенно другая.

В Ярославле в XVII в. шло невероятно активное строительство храмов. Город был богатый. Назову лишь Спасо-Преображенский собор XVI в. В нем великолепные фрески.

Суздаль – город-храм, в нем десятки, а то и сотни церквей. Назову храм Рождества Богородицы (1225).

Ростов Великий – очень древний город. Первое упоминание о нем 862 г. Ростовский кремль и соборы, которые там сохранились, относятся к XVI и XVII вв.

И наконец, наша вторая столица – Санкт-Петербург. Здесь за очень короткое время было возведено 740 храмов. Когда строили Петербург, каменное строительство в Москве было запрещено. Много иноверческих храмов, особенно католических, так как Польша входила тогда в состав России и поляки там жили. Немцев было много, поэтому лютеранских протестантских церквей здесь около 100. Есть огромная мусульманская мечеть. Город – как бы музей разных цивилизаций. Назову несколько православных храмов.

Петропавловский собор был заложен при Петре I, строился очень долго и завершен в 1733 г. Сначала был деревянный. Собор прославил себя шпилем.

Второй собор – Смольного монастыря – построил Растрелли. В Петербурге это самый красивый декоративный собор. Растрелли строил его долго: начал при Елизавете Петровне, а заканчивал при Екатерине II в 1764 г. Удивительные пропорции нежно-голубого и белого цветов. Колокольня при соборе была скопирована с московской церкви, тоже построенной в XVII в. Растрелли считал эту церковь самой красивой на Руси. К сожалению, эта церковь недалеко от Потаповского переулка была разобрана в 20-е годы XX в.

Третий собор – Исаакиевский – тоже построен иностранцем, французским архитектором Мон Фераном. Собор совсем не в русском стиле и строился около 40 лет. Мощные гранитные колонны. Больше похож на музей. Мон Феран завещал похоронить его в этом соборе, но этого не сделали, потому что он не был православным.

Собор Спаса на Крови построен на месте убийства Александра II. Заложен при Александре III, достроен при Николае II в 1907 г. Большой собор в псевдорусском стиле.

Казанский собор на Невском проспекте построил русский архитектор А.Н. Воронихин в 1811 г. Собор интересный, но очень напоминает собор святого Петра в Ватикане.

Храм Христа Спасителя в Москве. В 1932 г. был взорван. Взрывали в несколько приемов. В 2002 г. после восстановления был освящен.

Еще несколько слов я хотел бы сказать о храмах Западной цивилизации.

Храмовое строительство началось не в России, а в Риме и Палестине в IV в. Наиболее знамениты в Западной Европе два стиля – романский и готический. Романские церкви были построены раньше. Образец романского стиля – храм святого Виталия в Ровене. Романских церквей сохранилось на удивление много. Может, потому что их архитектура приземистая, плотная. Храмы строились в основном в IX–XII вв. Часть из них была переделана в готические храмы. В Милане есть образец интересной архитектуры романского стиля – отлично сохранившийся храм огромных размеров, построенный в XI–XII вв. в честь святого Амвросия. Много соборов романского стиля в Италии, во Франции, Испании, меньше в Германии. Есть святое место в Галиции в Испании, где находятся мощи святого Иакова. По значению это третье место в христианском мире. Первое – Палестина, Гроб Господень; второе – Рим, а третье – Сантьяго-де-Компостела – город в Испании, где по церковному преданию был погребен апостол Иаков. Европейцы посчитали святого Иакова покровителем всей Европы. К этому месту идут 4 больших дороги, на которых строили храмы и приюты для паломников. В основном это соборы романского стиля. На одном из таких направлений я видел интересные соборы (в Оверни), где прекрасно сохранились романские церкви XI–XII вв. и пристройки для паломников. Три столетия паломники шли туда, затем поток их поредел. Церкви на путях паломников – важнейший элемент строительства храмов.

В конце XII в.стали строить готические храмы, но не в Германии, а во Франции. В предместье Парижа Сен-Дени был построен первый готический храм, переделанный из романского. Дату ставят 1140 год – как бы дата первого готического собора в мире. А XIII век – совершенно безумное строительство готических храмов. Русь в это время штурмуют и разоряют монголы, а в Европе наступает удивительно мощный по силе развития культуры XIII век: строятся готические соборы, открываются университеты. В этот век во Франции было построено свыше 80 готических соборов. Огромные сооружения (Нотр-Дам в Париже совсем небольшой в сравнении с ними). В Клермон-Ферране на меня произвел большое впечатление готический собор, полностью построенный из черного камня.

Интересная тема – готические соборы на Британских островах. Там есть, по крайней мере, три выдающихся готических собора и много других. В основном, конечно, заимствования из французской готики, которая пережила много трансформаций. Это была «пламенеющая», «лучистая» готика (зависело от внутренней отделки храма).

Все эти соборы обязательно должны были содержать какие-нибудь святыни. На Западе нет чудотворных икон – эта мысль там отсутствует. В одном из соборов Руана святыня связана с Жанной д’Арк.

 
Нравится Нравится  

Школа юного регионоведа


Основная информация
Запись в школу:

Заполните форму по ссылке - запись
E-mail: regionoved2005@yandex.ru
https://vk.com/public149054681


Выпуски журнала "Россия и Запад: диалог культур"

№ 1, 2012 г.  
№ 2, 2013 г.  
№ 3, 2013 г.  
№ 4, 2013 г.  
№ 5, 2014 г.  
№ 6, 2014 г.  
№ 7, 2014 г.  
№ 8, 2015 г.  
№ 9, 2015 г.  
№ 10, 2016 г.  
№ 11, 2016 г.  
№ 12, 2016 г.  
№ 13, 2016 г.  
№ 14, 2017 г.