Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 12. Храм: идея храма. Христианские храмы

Лекция 12. Храм: идея храма. Христианские храмы

Вместе с догматами византийской религии мы взяли и то, что связано с этой религией: богослужения, храмы, иконы. И все это распространялось на Руси довольно быстро. Так, в Киеве и его окружении уже через сто лет после принятия христианства было около 400 церквей. Так что масштабы строительства христианских храмов большие. Вначале я хочу сказать о храме как идее цивилизации и связать повествование о храме с нашей основной темой – темой цивилизации и культуры. О храмах может долго говорить искусствовед, архитектор, исследователь религии, богослов, специалист-политолог (храмы в древние века являлись и политическим, и экономическим центром, особенно в монастыре). Но в данном случае речь идет о храме как важном центре цивилизации. Храм – оплот цивилизации, ее духовный символ, воплощенный в прочном материале. На первый план выходит то, что храм – это высокое здание, вертикаль, которая связывает народ, которому он принадлежит, с небом, т.е. с Богом. Вообще, вертикаль чем выше, тем мощнее то или иное государство. Обратите внимание: не только религиозная вертикаль, но и огромные здания (небоскребы) – это тоже некая аналогия храма – чем выше, тем могущественнее государство. Вертикаль показывает мощь государства. Вы знаете вертикаль на Воробьевых горах – наш храм науки. В определенной степени этот храм знаний был противопоставлен религии. Поэтому и было задание строить как можно выше, чтобы выше этого здания в Москве ничего не было. И результаты были достигнуты – университет представляет облик Москвы и облик Советской цивилизации, которая завершила свое существование. В этом смысле высота – одна из первых характеристик храма: чем он выше, тем сильнее цивилизация. Храм воплощает духовную сущность в твердом материале. Основная идея религии, заложенная в храме, – это, прежде всего, возвысить веру и свой народ. Интересно, что в самых первых цивилизациях, о которых у нас шла речь (Шумерская, Египетская), когда не было возможности для строительства мощных зданий, в первую очередь возводили храмы. Это шумеры первыми воздвигли храмы на высоких местах. Храмы у них, правда, были небольшие, но принцип, который они открыли (чтобы храм был на чистом, высоком месте, чтобы видели его со всех сторон, поклонялись ему), был осуществлен и в других цивилизациях.

Но есть у нас интересные свидетельства, точнее художественная фантастика. Греческий философ Платон описывает как бы древний храм на земле – Атлантиду, якобы древнейшую цивилизацию, поглощенную пучиной океана. Сейчас есть у нас атлантисты, которые утверждают, что такая Атлантида была, но мы не обсуждаем этот вопрос. Платон очень детально описывает Атлантиду: в центре этого огромного острова стояли храмы. И самый важный храм – государственный, где не только поклонялись святыням, но и была представлена история государства. Нечто подобное представляет сейчас наш храм Христа Спасителя. Храм выполнял не только религиозную, но и государственную функцию. Вот в этом большом храме, который описывает Платон, были статуи царей великого государства Атлантида. Но это, скорее всего, творческая фантазия Платона, хотя он ссылается на предания египетских мудрецов, которые знали об Атлантиде. В самом историческом Египте также сохранились руины храма, посвященные разным богам, прежде всего богу Ра – богу Солнца. Замечательный храм в Вавилоне – в самом большом городе древнего мира. Храм посвящен богу Мардуку – он выделился из группы богов и стал главным Богом. Храм был очень высоким (свыше 90 м), а золотая статуя Мардука (по свидетельству греческого историка Геродота) весила 23 700 кг. Вот такая громадная статуя. Я думаю, что это тоже на грани мифа. Кто ее взвешивал? Но впечатляющее было зрелище от этого храма. И самое главное то, что здесь реализована идея храма по вертикали. В храме было несколько уровней. Нижний – для народа, для молящихся, которые приходят в храм. Средний – для священнослужителей, для жрецов. А вот верхний уровень – для невесты бога. Девушка-невеста жила наверху, пищу ей приносили священнослужители, а она ожидала, когда ее посетит бог Мардук. Такая тройственная структура очень важна: есть самое святое место, есть средний уровень и есть место для молящихся. Если эти три уровня расположить не по вертикали, а по горизонтали, то получается устройство многих храмов разных цивилизаций. Этот храм в Вавилоне несколько раз разрушался, когда захватывали город. Удивительна ненависть иноземцев к чужим храмам! Однажды воины, пришедшие с гор (поскольку Вавилон с нагорной части окружали дикие племена), захватили Вавилон и до такой степени разрушили храм, что вывезли все камни и сбросили в реку. Храм потом восстановили, поскольку без храма не может существовать цивилизация.

Были и языческие греческо-эллинские храмы. Частично они сохранились и сейчас. Эти храмы считались исключительно обителями божества. Народ молился около храма. Алтари были под открытым небом. Эти храмы тоже были богатыми и имели государственное значение. Храмы в Древней Греции были посвящены отдельным богам и имели культ богов. Если храм был Венеры, то все были втянуты в культ Венеры. Про храм Венеры я расскажу позже, это интересно. Еще великий храм, который сыграл огромную роль в жизни израильского народа и который построил Соломон. Вся история древнееврейского народа связана именно с жизнью храма. Первый храм был построен царем Соломоном, а в 586 г. до н.э. во время нашествия вавилонян разрушен. Через 500 с лишним лет на месте руин первого храма был построен второй. В 70 г. н.э. римляне разрушили этот храм. Вы знаете, что такого храма, который был построен в древности, сейчас в Иерусалиме нет. Существует Стена Плача (западная стена древнего храма). В 692 г. на храмовой горе построена огромная мечеть.

Когда на Руси приняли христианство, началось бурное строительство храмов. Это в домонгольский период. Во время монгольского нашествия храмов строилось мало. Особенно активное храмовое строительство приходится на XV–XVI вв. Храм как духовный центр цивилизации стоит, пожалуй, на первом месте среди всех ценностей цивилизации. Естественно, что и для Древней Руси он был важнейшим центром в духовном развитии русского народа. Храм как бы отражал наглядную концентрацию энергии народа и его устремленность к новой вере. И, что бы ни случилось с Российской цивилизацией, храмы еще долго будут стоять. Разрушаются какие-то письменные свидетельства, картины, иконы горят, а вот храмы стоят очень долго. Они воплощают некую нетленность религии данного народа. Даже когда мы пересекли Берингов пролив, то и там, на Аляске, построили 9 больших христианских храмов. Приведу небольшую цитату Кнута Гамсуна о московских храмах: «Я побывал в четырех из пяти частей света, но ничего подобного Московскому Кремлю никогда не видел. В Москве около 450 церквей или часовен (на самом деле их значительно больше. – В.Ф.). Когда начинают звонить колокола, то воздух дрожит в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле могут существовать подобные города. Все кругом пестреет зелеными, красными, золочеными куполами и шпилями. Перед этой массой золота в соединении с ярким синим цветом бледнеет все, о чем я когда-нибудь мечтал. Ах, если б мне когда-нибудь еще раз довелось увидеть Москву!»

Итак, первое, что бросается в глаза, когда речь идет о цивилизации, это храмы. На Руси и в России храмов было огромное количество. Даже в одной небольшой Тверской епархии в 1897 г., если верить справочнику, было больше 2,5 тыс. храмов и часовен. Если сделать здесь небольшое отступление о других языческих храмах, в других частях света, то потрясают своими размерами индуистские и буддистские храмы. Индуистские храмы, изысканные, необыкновенно причудливой формы. Скажем, в храмах, посвященных богу Вишну, очень много разнообразных скульптур. А в храмах, посвященных богу плодородия, много эротических скульптур. В XII в. на территории современной Камбоджи был построен самый большой, может быть, в мире храмовый комплекс Ангкор-Ват. Территория, застроенная храмовым комплексом, около 200 кв. км. Эти храмы были забыты, и один француз случайно открыл их в XIX в. Потом, как вы знаете, Камбоджа и Вьетнам были французскими колониями. Но это уже история XX в. Буддистские храмы часто стоят большими группами. На огромной территории сразу строилось несколько сотен храмов. Например, в Бирме в древности на одном месте стояло больше 3 000 храмов. Зачем? Для красоты, для мощи, для силы. Часть этих храмов была разрушена татаро-монголами. Но и современный вид производит совершенно несокрушимое впечатление. Удивительное зрелище! У нас традиция все-таки другая: сравнительно небольшие, скромные храмы. Если и стоят несколько храмов вместе, то это очень важная сакральная территория. Как скажем, в Московском Кремле стоят рядом несколько храмов, построенных почти одновременно. Но это сердце православной религии.

Теперь скажу об идее христианского храма. Прочитаю небольшие фразы из творения одного из отцов церкви – Максима Исповедника, который жил в VI в. Он объясняет, что такое христианские храмы. Во-первых, он считал, что храм – это 1) «образ и подобие Божье»; 2) «образ мира, состоящего из существ видимых и невидимых»; Это интересно: храм объединяет ангелов и души всех людей – еще живущих на земле и ушедших в иной мир. Это образ целостного мира; 3) «символический образ человека». Человек – это храм Божий с очень сложной структурой. Есть разум, есть сердце. Об этот написано много богословских работ. Человек, если он храм Божий, вмещает в себя и души других. Как сказал поэт Николай Заболоцкий: «Я разве только я? Я – только краткий миг чужих существований». В этом смысле в нас живет духовное начало тех, кто давно ушел.

Свои определения храма давали разные отцы церкви, патриархи. Например, патриарх Герман Константинопольский давал, как мне кажется, очень красивое и важное церковное определение: «Церковь есть храм Божий (он определял не столько храм, сколько общину, церковь как организацию. – В.Ф.), место священное, Дом молитвы, собрание народа, Тело Христово, Невеста Христа, призывающая людей к покаянию и молитве, очищенная святой водой крещения». Если говорить другими словами, то «Церковь есть земное Небо, в котором живет и пребывает Преднебесный Бог». Или еще: «Церковь есть Божественный Дом, где совершается Таинственная Животворящая Жертва Приношения». Ну и много других определений.

Теперь о первых христианских храмах. Когда в I–IV вв. христианство было преследуемо, то многие христиане молились, в катакомбных храмах. Катакомбы были изучены сравнительно недавно – в XVIII–XIX вв. Наши русские ученые изучали римские катакомбы. В частности, Иван Владимирович Цветаев – основатель Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – нашел такого интересного русского художника, немца по происхождению, который в катакомбах провел 10 лет, срисовывая все, что там было. А там были разные знаки: христианские символы еще до того как появились иконы. Поразительная самоотверженность удивила итальянцев, хотя они раньше всех начали изучать эти катакомбы. В суровых условиях, по многу часов он проводил эти исследования в катакомбах. В итоге мы имеем на эту тему богатую литературу. Хотя и сейчас письменных источников о катакомбах мало. Но существуют сами катакомбы. Если поехать в Рим, то можно их посмотреть. А вот на поверхности первые храмы были построены, когда Константин Великий объявил христианскую религию равноправной с другими. Это произошло в 313 г. согласно Миланскому индикту. Первые храмы в Иерусалиме и Риме строились в 20-е годы IV в. Они, конечно, не сохранились, много раз разрушались и реконструировались. Назову некоторые. Сначала храмы в Палестине. Это храм Гроба Господня – храм на Голгофе, на месте казни Иисуса Христа. Голгофа – небольшая гора, еще до того как стала горой мученичества, там вроде бы был заброшенный карьер. В Римскую эпоху на Голгофе стоял храм Венеры. Этот храм затем раскопали. Храм Гроба Господня строился во второй половине 20-х годов (примерно в 325–328 гг.) при Константине. Это самый посещаемый христианами храм. Ежегодно на Пасху в этом храме вспыхивает огонь голубоватого цвета, который ничего не поджигает, – это так называемый Благодатный огонь. Загорается он только на православную Пасху. Хотя в этом храме нет русского сектора: есть греческий, армянский и католический. А мы в России построили почти что копию храма Господня – это Ново-Иерусалимский храм около Истры, сотворенный патриархом Никоном. Немцы стерли этот храм с лица земли, бомбили его даже сверху. И последнее. Крестоносцы загорелись идеей освободить Гроб Господень. Эта идея возникла в 1095 г., тогда же был первый крестовый поход. Дальнейшие подобные походы на самом деле имели разбойничий, агрессивный характер. А в первый момент Иерусалим был штурмом взят у мусульман, но это отдельная история.

Еще один Палестинский храм находится в Вифлееме – это храм Рождества Христова. Построен примерно в те же годы – во второй половине 20-х годов IV в.

Первые храмы в Риме строились в 20–30-е годы IV в. Храм апостола Петра – 326 год: небольшой храм построен на месте, где стоял цирк. Согласно преданию, здесь мученически погиб апостол Петр. Храм неоднократно перестраивался. Был значительно больше уже в 800 г., когда в нем короновали императора Карла Великого. Современное здание строили очень долго – с 1506 г. до середины XVII в. Одним из архитекторов был Рафаэль, другим – Микеланджело (купол именно его). Сейчас это основной католический храм. В Риме есть и другие храмы IV в. (тоже перестроенные).

Храмы в Константинополе – это храм святой Софии, который был построен при императоре Юстиниане Великом в 532–537 гг. Именно в этом храме «мудрые русские мужи» пленялись красотой богослужения.

Очень важный храм для русской храмовой архитектуры – храм всех апостолов (565 год – год освящения). Именно он являлся образцом для храмовых построек в византийском стиле на Руси. Это пятикупольный храм: 4 купола – 4 апостола, а 5-й, главный, купол – символ Иисуса Христа. Пятикупольные храмы на Руси самые распространенные. И знаменитый Успенский собор во Владимире, и Успенский собор в Кремле, и храм Христа Спасителя, и огромный храм в Арзамасе, в Ельце – все пятикупольные.

Еще один храм, важный в жизни икон, – это храм святой Екатерины, построенный на горе Синай (юг Синайского полуострова), где Моисею было видение Неопалимой Купины. Этот храм тоже построен в VI в. при Юстиниане, но волны исторических событий как-то обходили это место, поэтому там сохранились самые древние иконы. Больше иконы IV–V вв. нигде не сохранились.

Обязательно нужно сказать о храмах Армении и Грузии. Они были построены уже во второй половине IV в. (в Армении даже раньше). Но те, кто интересуется армянской культурой, согласятся, что это удивительное зрелище. Это небольшие храмы из очень прочного материала (в основном из гранита), стоящие на горах. Если смотреть на такой храм издалека, то получается поразительное зрелище, которое потрясло и Пушкина, когда он путешествовал по Арзруму. К сожалению, они очень плохо сохранились.

Храмы на Святой горе Афон – уже X в. Первый храм там открыт в 963 г. Это православное монашеское братство разных Церквей. Там много греческих храмов, русский Пантелеимонов монастырь, сербский, грузинский и другие храмы. Всего 20 монастырей. Великолепная иконопись, множество святынь. Женщины на Святую гору не допускаются. На Афон ездил, например, известный писатель, философ Константин Леонтьев.

На храм можно смотреть с разных точек зрения: эстетической, богословской. Нет ли в убранстве храма определенных требований? Есть определенные требования, скажем, к русским православным храмам. Например, внутри храма не должно быть никакой скульптуры, а вот в соборе апостола Петра в Ватикане верующие молятся на огромные, гигантские скульптуры. Даже есть скульптура – сандалия апостола Петра, к которой нужно прикоснуться, чтобы исполнилось желание. В наших храмах меньше украшений (в основном иконы и росписи). Каждый храм имеет свое наименование. Оно дается в честь какого-либо события из жизни Христа или Божьей Матери, много храмов названо в честь святых или икон Богородицы. Например, храм Рождества Христова, или Вознесения Господня, или Рождества Богородицы, или Введения во храм Пресвятой Богородицы, храм Покрова и т.д. Очень распространены на Руси Успенские храмы – в честь Успения Божьей Матери, храмы Казанской, Тихвинской, Иверской и других икон Божьей Матери. Пожалуй, самое большое число храмов названо в честь греческого святителя Николая, хотя мощи любимого русского святого находятся в Италии, в городе Бари.

Этапы храмового строительства очень отдалены друг от друга. Ранний этап строительства (X – начало XIII в.) – период домонгольского нашествия. Храмов этого времени сохранилось очень мало. В середине XIII – начале XV в. при монголах Иван Калита умудрился построить в Кремле несколько храмов. К сожалению, ни один из них не сохранился. А вот середина XV в. и весь XVI в. – период интенсивного храмового строительства. В это время построен весь комплекс храмов в Кремле, и знаменитый Покровский собор на Красной площади, и храм в селе Коломенском (первая шатровая церковь на Руси), и многие другие. XVII век обычно выделяют как особый век храмового строительства на Руси. Дело в том, что в XVII в. не было ни одного иностранца-архитектора, тогда как в конце XV – начале XVI в. было много архитекторов-итальянцев. Храмы эти легко можно заметить – они красно-зелено-белые. Храм святителя Николая в Хамовниках или знаменитая церковь в Филях хорошо сохранились, хотя их заслонили храмы, построенные перед наполеоновским нашествием. Середина XIX – начало XX в. – это помпезные государственные храмы: собор Исаакия в Петербурге или собор Христа Спасителя в Москве. И копии этих храмов по разным городам.

 
Нравится Нравится  
География посещений: