Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 11. Крещение Руси

Лекция 11. Крещение Руси

Вначале подведем итоги тому, о чем говорили, – о Византии, и перейдем к истории христианства за тысячелетие новой эры. Будет много дат.

Пока о Византии. Первый этап – это 395 г. – окончательное разделение на Западную и Восточную империю и дальше возвышение Византии до начала VII в. В это время Византия находилась в силе. Она занимала огромные территории. В VI в. это были почти что границы всей Римской империи: помимо того что была Италия, это часть Испании, Северной Африки, все острова в Средиземном море. VI в. – наивысшая военная сила в руках Византии и самое активное строительство. Так называемый «романский стиль», который процветал в Европе в IX–XII вв., возник в Византии. Храм святой Софии в Византии был построен в 532 – 537 гг. Этот собор стоит и сейчас в Стамбуле как музей. Раньше была мечеть – сейчас музей, хотя 4 минарета вокруг собора сохранились. Вот это мощь Восточной империи. Западной империи уже нет – она разрушилась к концу V в. А затем начались неприятности. В VII в. Византию штурмуют сначала персы, потом арабы. Именно в VII в. возникло мусульманство и арабы, вооруженные сильной религией, захватили громадные пространства, в том числе пространства византийские.

Несколько слов о Иерусалиме. В составе Римской империи он был еще в 63 г. до н.э., когда был захвачен римлянами. Естественно, он оставался в границах Римской империи, в границах Византии. В 614 г. Иерусалим отобрали персы, невероятно разгромили: святыни все были сожжены и уничтожены. В 638 г. город у персов отобрали арабы. И вот тогда (VII–IX вв.) происходит строительство мусульманских святынь (знаменитая мечеть Омара). Очень долго этот город был в составе Византии, а затем отошел. Крестоносцы его освобождали в самом конце XI в. (1099). Затем городом 150 лет владели тюрки-сельджуки, а потом 400 лет (с 1517 г. по конец Первой мировой войны) Иерусалим принадлежал туркам, Османской империи. Дальше началась очень сложная история Иерусалима. После Первой мировой войны Англия получила мандат на Палестину, после Второй мировой войны Палестина по решению ООН была разделена на два государства, а Иерусалим выделен как отдельный город международного статуса.

Итак, второй этап. Византию штурмуют персы, затем арабы, но и внутри Византии очень неспокойно – началось иконоборчество, которое продолжалось 150 лет: в Константинополе и других городах иконы выбрасывали из христианских храмов и сжигали. 843 год – восстановление икон и торжество православия. Обратите внимание: в летописи под 852 г. написано, что в этом году появилась Русь. Там говорится об императоре Михаиле, восстановившем православие. Византия во второй половине IX в. тесно связана с историей Руси. Именно в это время была крещена Ольга. Но эта Византия продолжалась не очень долго. В 1204 г. (это уже третий этап) крестоносцы взяли Константинополь. Сначала они взяли Гроб Господень, а затем захотели взять самый богатый город в мире – Константинополь. Есть замечательные французские хроники, где написано, как грабили Константинополь. В Европе не осталось ни одного монастыря, где не было бы какой-нибудь вещи из Константинополя – так много там было богатств. Сгорело огромное количество античных рукописей. Это можно сравнить с тем, как при Юлии Цезаре сгорела библиотека в Александрии. Совершенно уникальные мировые ценности погибли.

Византия восстановилась в 1261 г., потому что через 60 лет из Никеи пришло как бы возрождение Византии. 200 лет еще существовала Византия (до 1453 г.). Вот эта поздняя Византия – очень интересный этап жизни для Руси. Отсюда пришло к нам огромное количество икон, митрополиты всегда были Константинопольские, великие художники, мыслители. Из Константинополя к нам приехал великий художник Феофан Грек. Максим Грек тоже очень много сделал на Руси в области перевода священных библейских текстов и распространения знаний. В Византии особенно-то не знали русского языка, а вот Максим Грек прекрасно его знал. В XIV в. в Византии возник исихазм – философия внутреннего созерцания. Это позднее православие в Византии, связанное с философом и церковным деятелем, прославленным православной церковью, Григорием Паламой. В наше время вышло много книг по исихазму. Его мы полностью взяли из Византии. Вообще оценить влияние Византии на средневековую Русь очень трудно. Даже когда Византия пала, роль греческих церковных деятелей была огромной. Уже в XVII в. греки сыграли немалую роль в нашем церковном расколе. Они стали рассматривать наши переводы священных книг, нашли там массу ошибок и стали их исправлять. Отсюда и начался конфликт. Раскол продолжался целое столетие. Особенное напряжение было в 1666 г. Считается, что около 90% переводов на церковнославянский язык были с греческого. Уровень образования в средневековой России был очень высокий. Да и сама по себе идея монастырей, аскетической жизни к нам пришла не с Запада, а тоже из Византии. Здесь подведем черту.

Теперь кратко об истории христианской церкви. Во-первых, христианская церковь начинается с земной жизни Иисуса Христа. Это проповедь Его учения Самим Христом и Его апостолами. Уточненные даты жизни Христа – IV в. до н.э., а весной 29 г. н.э. Он был распят, воскрес и через 40 дней вознесся. Так представлена у богословов жизнь Христа. Затем I–III и начало IV в. – это развитие катакомбной церкви из-за преследований христиан в Римской империи. Первая христианская община возникла в Иерусалиме (обычно называют 43 год), затем она была изгнана из Иерусалима, а апостолы пошли с проповедью в разные страны. Все они закончили жизнь мученически, кроме Иоанна Богослова. Он прожил долгую жизнь – больше ста лет. Он же написал Апокалипсис. Первую вне Иерусалима христианскую общину основал апостол Петр и дальше удивительное явление – распространение христианских общин по всей Римской империи. Как, почему это произошло? Всего за два столетия! В 313 г. в Милане был издан указ о том, что христианская религия разрешается по всей Римской империи. IV век – время двух соборов – 325 и 381 гг., на которых было принято основное христианское учение – Символ веры. После 313 г. был Юлиан Отступник, который вернул Рим к язычеству, а Феодосий Великий окончательно восстановил христианскую религию. В Риме был первая кафедра. Первым папой считается апостол Петр. В списке всего 263 папы. В Константинополе были своя христианская община и свой патриарх. До IX в. между ними были нормальные отношения и не было скандалов. В 1054 г. произошло окончательное разделение церкви на ортодоксальную Византийскую и католическую Римскую. Длинная история про то, как римский папа предал анафеме Константинопольского патриарха, а тот – его. И только в 1967 г. по совместному соглашению они сняли эти проклятия друг с друга. Итак, IV век – век религиозного творчества. Все это было на территории Византии. И Первый Константинопольский собор и Второй Никейский. Символ веры был дополнен на Халкидонском соборе. В нашей православной традиции признаются только семь Вселенских соборов. На Западе соборы продолжаются по наше время.

Еще нужно сказать о распространении христианства в границах Средиземноморской ойкумены Римской империи и за границами Римской империи. Я уже говорил, что первыми официально приняли христианство армяне в 301 г., грузины в 334 г., в Римской империи в 313 г. В Ирландии святой Патрик крестил кельтов в 432 г. Король франков Хлодвиг принял христианство в 498 г. (для Западной Европы это очень важная дата). Англосаксы, которые потом были перекрещены, – в 596 г. Христианство, как огонь, распространялось по разным странам, а в конце 10-х – начале 20-х гг. VII в. случилась заминка: возникла конкурирующая религия и стала завоевывать христианские территории. Это был ислам. 622 год – первый год мусульманской эры, а в 632 г. Магомет умер. Вот за это десятилетие ислам распространился на Аравийском полуострове, а затем выплеснулся на огромные территории. В 632 г. исламской религией был занят Иерусалим. Теперь Иерусалим – город трех святынь. Весь Север Африки был быстро занят исламской религией и арабскими войсками. Они покорили Испанию, дошли до Пиренеев и там были остановлены. Это случилось в 732 г., когда ислам не прошел во Францию. Громадные территории были захвачены мусульманской верой и движение христианства как бы остановилось. Обратите на это внимание, потому что Русь принимала христианство уже в особых условиях, когда позиции христианства как бы сжимались, ситуация становилась более острой.

Самый интересный момент в описании христианства – это выбор князем Владимиром из четырех вер одну. Ему предлагали свою веру мусульманские болгары. Ему предлагали свою веру хазарские иудеи. Католики приехали из Рима. И наконец, греки из Византии. В летописи фигурирует грек-философ. Вот в IX в. уже есть выбор (в IV в. еще не было никакого мусульманства). Мы с вами еще будем говорить о роли католичества в создании мощных государственных объединений в Западной Европе, о руководящей силе католичества, которая в настоящее время утрачивает позиции. Такой сейчас актуальный вопрос. Европейский союз принял конституцию, и оттуда убрали основной постулат Западной цивилизации – а именно то, что она основана на христианстве. Испанцы, поляки настаивали на том, чтобы там было записано, что духовной основой Западной цивилизации является христианство. Мудрые немцы и французы, предвидя, что принимать в Европейский союз придется, может, и африканцев, а уж турок точно, решили этот пункт не записывать. Но на протяжении многих веков христианство несомненно было самой мощной духовной силой.

На Руси первой крестилась княгиня Ольга, в Царьграде в 955 г. Крестил ее патриарх и византийский император Михаил. В 969 г. равноапостольная княгиня Ольга умерла. В летописи есть текст, восхваляющий княгиню Ольгу: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения. Она первая из русских вошла в Царствие Небесное, ее и восхваляют сыны русские – свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь». Текст этот начала XII в. Сын Ольги Святослав оставался язычником. Он был один из сильнейших полководцев Древней Руси, разгромивший в 965 г. Хазарский каганат и победивший болгар, но по коварному плану он погиб от печенегов в 972 г. Наступила большая смута. Наконец в 980 г. в Киев пришел князь Владимир и установил пантеон богов, список которых я давал раньше: шесть богов. Этот пантеон продержался всего 8 лет, а потом всех истуканов выбросили. Самое интересное здесь – это именно выбор веры (986 г.). Каждый хвалил свою религию перед князем Владимиром, доказывал ее преимущество. Здесь присутствует элемент иронии по отношению к той или иной религии (понятно – написано это уже христианином). «Пришли болгары магометанской веры, говорят: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?" Они же ответили: "веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами"». И дальше они долго объясняют преимущество этой веры. «Владимир же слушал их, так как сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть (у Владимира было 300 наложниц. – В.Ф.). Но вот что ему было нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья». И тут князь Владимир произносит знаменитые слова, которые у нас вошли в поговорку: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». И с этими словами проводил магометанина – не подошла религия. Иноземцы из Рима сказали: «Пришли мы, посланные папой, и обратились к Владимиру: "Так говорит тебе папа: земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево". Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша? " И ответили они: "Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу Божию, как сказал учитель наш Павел"». Ничего такого умного они не сказали – вот только эта фраза. И вдруг Владимир говорит: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Достаточно кратко и тоже в ироническом виде представлена католическая вера. Собственно, католичества-то еще не было, но раздел изнутри уже шел. А дальше уж совсем карикатурно представлена иудейская вера. «Услышав об этом (о том, что можно сагитировать в свою веру. – В.Ф.) пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в Того, Кого мы распяли, а мы веруем в Единого Бога Авраама, Исаака и Иакова" (представление трех патриархов уже странно. – В.Ф.), а Владимир спросил: "Что у вас за закон?" Они же ответили: "Обрезываться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?" Они же ответили: "В Иерусалиме". Владимир долго чесал затылок и опять переспросил: "А точно ли она там?". И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?" Вот такой ядовитый вывод сделал Владимир. Скорее всего, Владимир ничего этого и не говорил – это только запись в летописи начала XII в. Текст летописи заканчивается 1117 г. А затем пришел грек-философ и стал воспевать гимны христианской вере, хвалить обряды и церковь. Владимиру все это очень понравилось, но он не успокоился – послал своих мудрых мужей по разным церквям посмотреть, как совершаются обряды. И мужи съездили в разные храмы: мечеть, католический храм, в синагогу, но больше всего им понравился православный храм в Константинополе. Приехали и рассказали, что были как в раю: «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом… И не можем мы забыть красоты той…» У некоторых наших философов развивается такая концепция, что православие сохраняет в полном нетронутом виде красоту и чистоту христианства. Красота лежит в основе православия. Это, конечно, дополнение к христианству. Но в «Повести…» написано, что Владимиру больше всего понравилась именно красота обряда.

988 год вы хорошо знаете из истории. Повторяю: в 980 г. были установлены красивые истуканы (Перун был с серебряными усами). И что с ними сделали те, которых только что крестили! Владимир «повелел опрокинуть идолов: одних изрубить, других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву извозу по Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами». Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем». Эта фраза относится к истории России на столетия. «Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще святого крещения». И дальше подробно говорится о том, что когда приставал Перун к берегу, то его отталкивали, чтобы он плыл и плыл дальше. И это не в тот день, когда был поруган Перун и сброшены идолы, а на следующий день. Это как будто бы было в июле. «На следующий же день вышел Владимир с попами… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там: одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…» Все священники были из Корсуни, т.е. из Византии. Согласитесь, с точки зрения простой логики, странный обряд – крестить в веру. Потом католические священники без конца крестили целые народы. Африканские какие-нибудь народы. Так кельтов крестил святой Патрик. Всех скопом. В более поздний период, когда на Руси миссионерские традиции уже сложились, такого у нас не было. Правда, были попытки крестить всех скопом бурятов, но это оказалось невозможно: у них своя религия (ламаизм – ответвление от буддизма), своя традиция. Когда мы таким способом попробовали крестить индейцев на Аляске, то там произошли настоящие столкновения. Буряты – народ терпеливый и молчаливый. Часть их была крещена, но небольшая. Подобная традиция крещения сейчас многим кажется странной. Я об этом говорю потому, что папа римский недавно извинился за такой обряд крещения целых народов, государств и даже континента (Африки), да и Южной Америки (крестили огнем, железом). Журналисты подсчитали, что папа римский извинялся за поведение католической церкви больше ста раз. Извинился за крестовые походы, извинился за инквизицию, извинился за методы крещения народов и за многое другое. Журналисты пришли к выводу, что если бы ничего этого не делали католики, то не было бы Западной Европы. На этом она и стоит. На Руси миссионерские традиции были более лояльными, как и в самой Византии. Итак, 988 год – дата крещения Руси.

Еще одна интересная дата – 996 год. Византийские мастера построили в Киеве первую каменную церковь – храм Успения Богородицы. Возможно, до этого были деревянные церкви. То, что первый храм построен в честь Богоматери, – момент символический. Божья Матерь всегда будет считаться главной Заступницей за Русь. Эта церковь названа десятинной, потому что десятая часть доходов отдавалась этой церкви. Ее полностью сравняли с землей татаро-монголы в 1240 г.

Вместе с христианством на Русь пришла грамотность. При Владимире Святом были организованы школы, монастыри, где учились грамоте. За столетие на Руси появилось много грамотных людей. И появились основы преподавания иностранных языков. Первый язык, который изучали на Руси, был греческий. Греки по большей части никак не могли овладеть русским языком, а русские греческий изучали успешно, и много было переводчиков, особенно в монастырях. В самих православных обрядах сохранился греческий язык. И сегодня во многих храмах некоторые молитвы во время службы читаются или поются на греческом языке. Много было греческих рукописей. Например, в Оптиной пустыни в XIX в. хранилось огромное количество рукописей на греческом языке, еще не переведенных на русский. Известные славянофилы А.С. Хомяков, П.В. Киреевский участвовали в переводах. Недавно прочитал, что жители одной деревни, которая была имением Хомякова, предложили канонизировать его как святого. Раньше предлагали канонизировать Достоевского, но у него слишком много всего намешано. С Хомяковым тоже есть проблемы.

Итак, завершаем крещение Руси 996 годом – открытием первого храма. Описывается красота этого храма. Владимир вошел и обомлел. Иконы на Русь принесли византийцы, и, что очень важно, это было уже не иконоборчество, а эпоха восстановления икон. «Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: "Господи Боже, взгляни с неба и воззри, и посети сад свой, и сохрани то, что насадила правая рука Твоя. Новых людей этих, сердце которых Ты обратил к истине познать Тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь Твою, которую создал я, недостойный раб Твой, во имя родившей Тебя Матери Приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитвы его, заступления ради Пречистой Богородицы"».

Скажу еще несколько фраз о значении принятия христианства от Византии. По византийскому образцу сложилось на Руси (особенно на Московской Руси) соотношение между светской властью и церковью. Власть императора даже в церковной жизни была сильнее власти патриарха. Император созывал Вселенские соборы, а не патриарх. А на Руси, когда Петр стал императором, патриаршество вообще было упразднено и образован Святейший Синод, который стал, собственно, министерством по религиозным делам. Некоторые западные историки (например, Тойнби) считали, что такое зависимое от светской власти положение церкви погубило Византию. Вся духовная культура развивалась именно в пределах христианской религии. Например, у нас на Руси, как и в Византии, не развивались многие формы живописи. Иконы, иконы и иконы. На Западе с XIII–XIV вв. была сначала религиозная, а затем уже и светская живопись. Наша установка на ортодоксальность в данном случае сильно влияла на культуру. И на архитектуру – храмы строились строго по образцу. Не было скульптуры. Византия каким-то образом порвала с римской традицией, где полно было скульптуры. У нас же до XVIII в. она была практически запрещена.

Непосредственное участие греков-византийцев в церковной жизни на Руси продолжалось 600 лет. И только в 1589 г., когда самой Византии давно уже не было, появился первый русский патриарх. А до этого все были греки-митрополиты. Греки-византийцы непосредственно участвовали в создании цивилизации на Руси. Строительство и украшение храмов, иконы, фрески вообще византийцы привезли на Русь. Знаменитая икона Владимирской Божьей Матери была привезена византийцами. Первые учителя-иконописцы были, конечно, греки. Что замечательно: Византия разрешила в богослужении свой родной язык. Папы римские категорически запрещали это делать. Отчасти из-за этого была в XVI в. Реформация и стали делать переводы на родные языки. Знаменитая Библия Иакова (1611) – это просто революция – настолько было сильно духовное потрясение при чтении Библии на родном языке. А у нас с самого начала читали Библию на своем языке. Церковнославянский язык, конечно, отличался от древнерусского, но всем был понятен. Весь институт монашества был создан по образцу Византии. Например, у нас не было знаменитых монашеских орденов, а на Западе были доминиканцы, францисканцы и др. У нас единое монашество. Самое важное, с моей точки зрения, что творения святых отцов у нас были очень хорошо приняты, переводились на русский язык, комментировались. И сейчас многие творения византийских святых отцов представляются вершиной мудрости и вершиной человечности. Святые отцы – это те деятели церкви, которые истолковывали Священное Писание с IV по VIII в. Патристика укладывается в эти четыре века. Здесь и величайшие философы, и величайшие поэты. С моей точки зрения, величайшим поэтом и философом был Григорий Богослов (жил в IV в.). Два тома его сочинений давно переведены на русский язык. Философы византийские сразу приобщили нас к античным философам. На Руси было много реликвий и рукописей на греческом языке. Они попадали на Русь разными путями. И сейчас есть рукописи, не переведенные на русский язык. Еще предстоят большие исследования о влиянии греческого языка на русский: на его синтаксис, на риторику, на общую методику высказывания и др.

 
Нравится Нравится  
География посещений: