Главная Публикации Монографии Фатющенко В.И. «Русский мир в контексте мировых цивилизаций» Лекция 7. Азиатский слой в русском мире

Лекция 7. Азиатский слой в русском мире

Тема «Азиатский слой в русском мире» хронологически всегда идет после темы «Византийское наследие». Но за прошедшую неделю было столько контактов с азиатскими народами, что я решил передвинуть эту тему и заняться ей сегодня. Мы будем говорить о контактах и конфликтах с азиатскими народами и племенами.

Вы, наверное, следили за тем, как наш президент В.В. Путин поехал в Китай, потом в Среднюю Азию, потом был в Казахстане. И везде он говорил, что мы – Азия. Он присоединился к Шанхайской конвенции, к Среднеазиатской конвенции. Но я хорошо помню, как полтора года назад наш президент поехал в Англию и уютно сидел в карете с английской королевой, приехал в английский парламент и долго рассказывал там о том, что мы - Европа. И все соглашались с ним. Ситуация, конечно, здесь двусмысленная в том плане, что мы – Европа и Азия одновременно. И поскольку нас в последнее время Европа очень теснит, отбирая одну территорию за другой и присоединяя эти территории к себе (причем территории, которые никогда ей не принадлежали), то, наверное, нас заталкивают в Азию и мы становимся все более азиатами и все менее европейцами.

Сегодня я буду говорить о далеком прошлом – о контактах между древнерусской народностью и азиатскими народами. Но в то же время речь пойдет в каком-то смысле и о будущем. У нас будет и еще одна популярная тема, которая постоянно обсуждается в средствах массовой информации, – это евразийство. Скажу даже, что ректор МГУ В.А. Садовничий – председатель Сообщества евразийских университетов. Еще интересная проблема: оказавшись в Казахстане, в столице Астане, на евразийской конференции, наш президент долго рассматривал программку. Оказалось, что в Евразию Россия не попала. Путин очень удивился, что мы не евразийцы.

Хочу напомнить одну интересную историю. Я буду говорить об историке Льве Николаевиче Гумилеве – сыне Николая Гумилева и Анны Ахматовой. После всех сложных перипетий его судьбы он стал крупным историком и продолжил идеи евразийцев. За месяц до кончины (он прожил 80 лет, умер в 1992 г.) он сказал: «Если Россия и будет спасена, то только как евразийская держава». В геополитическом смысле, если рассматривать весь мир как шахматную доску, как делают сейчас геополитики, переставляя страны то туда, то туда, играя в шахматы на этой доске, то евразийство и Евразия – огромная проблема. Можно ли так понимать, что если мы евразийская держава, значит, мы еще теснее должны сближаться с Китаем и уходить из Европы? Нас как бы вынуждают к этому. И вот один темпераментный корреспондент, после того как у нас практически отобрали Прибалтику и страны-сателлиты, написал, что ничего страшного: мы выставим два-три миллиона китайцев между Евросоюзом и Россией. Вообще, там, где речь идет об Азии и евразийстве, затрагивается современная политика. Много говорить о политике я не буду, но на последнем занятии все-таки отмечу интересную книгу американского политолога Бжезинского «Великая шахматная доска». Там речь идет о том, что Россия – это всего лишь черная дыра; о том, что сейчас единственная великая империя, четвертый Рим – это США. Хотя наши монахи и писали, что Москва – третий Рим, но Бжезинский считает, что есть и четвертый.

Начну из глубины. Но вы не смущайтесь, потому что вся эта древность переселилась к нам. Собственно говоря, вот сейчас мы ощущаем последствия перемещений каких-то гуннов, которые начались еще в III в. н.э. Или тюрков, которые шли из глубины Азии, от Байкала. И в течение двух тысячелетий идет длительный процесс поглощения тюрками этих территорий. И последнее, почему я решил говорить о проблеме Азии в России: вчера открылся большой съезд – второй съезд азербайджанцев в России. На съезде было сказано, что азербайджанцы ведут у нас большую, ответственную работу – они торгуют. Действительно, русские торговать не любят. Но я еще слышал, что в России сейчас по крайней мере 2,5 млн азербайджанцев. А вот по переписи 2002 г. азербайджанцев у нас всего 600 тыс. То есть практически мы ничего не знаем о какой-то внутренней спокойной, тихой агрессии. Хотя и видим. Цифры не адекватны реальности.

То, что Россия тесно связана с Азией, я уже говорил и цитировал «Скифов» Блока. И еще могу процитировать: «О, Русь моя! Жена моя!  До боли Нам ясен долгий путь!» Какой путь? Путь прежде всего в Азию и через Азию. «Наш путь – стрелой татарской древней воли  Пронзил нам грудь. Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,  В твоей тоске, о Русь». Не очень ясны стратегические задачи России, но, с возвышенной точки зрения, Блок обозначил, что наш путь вместе с Азией. И выбирать «русский путь» (такое модное словосочетание) между Европой и Азией мы будем всю жизнь.

Азия – самая большая часть света, а вместе с Европой это уже Евразия (30% всей территории земли). Население в Азии – 3,5 млрд человек, больше тысячи больших и малых народов. Азия, или Асия, – это греческое имя матери титана Прометея, давшего людям огонь. Азия у греков – территория на восток от Средиземного моря за Босфором. Там сразу начиналась Азия. Ну а затем понятие «Азия» расширялось, менялось политически и географически. Азия уже и Китай, и юго-восточная Азия, и Япония. И когда мы говорим об азиатском влиянии на русский мир, то понятно, что не обо всей Азии идет речь, а только о тех народах, с которыми русские были в контактах в историческом прошлом и контактируют сейчас. Это тюркоязычные племена и народы, монголы в прошлом (правда, они сейчас четко отделились, находятся в «мемориальной фазе», как говорил Л.Н. Гумилев), другие большие этнические группы (например, угро-финская, живущая на Волге и Урале), кавказские народы. Меня часто спрашивают: Азербайджан – это Азия? Армяне – Азия? Грузины – Азия? Я говорю, что нет. Связаны они всю жизнь были с Византией, с Византийской империей и с ее прошлым. Где-то в Индии свыше 300 народностей, но они, конечно, на нас не оказали никакого влияния. Хотя в целом цивилизационное влияние Индия на нас, конечно, оказала. Древняя Русь очень любила Индию. Это была мифическая страна, чуть ли не рай. Китайское влияние на нашу цивилизацию тоже очевидно. Но об этом надо говорить отдельно. Непосредственные контакты с китайцами у нас начались поздно, с эпохи Бориса Годунова, когда к нам прислали первое китайское посольство. Это XVII–XVIII вв. Что сейчас оказалось актуально: до сих пор не было четкой границы между русскими и китайцами. Президент как будто бы договорился о такой границе. Вы знаете о столкновении на острове Даманском (в 1969 г.). Каждая сторона считала этот остров своим. Таких островов посреди Амура очень много. Если говорить в теоретическом плане, то здесь одна сложная проблема. В прошлом азиатские народы – это прежде всего народы, не достигшие цивилизационного уровня, народы, находящиеся на этническом уровне. Имеют свою культуру, свой язык, свой быт, какое-то внутреннее миросозерцание. Но цивилизации нет. Проблемы кочевых цивилизаций у Тойнби нет. Он считал, что у кочевых народов цивилизаций не существовало. Они не строили городов, монументальных зданий, у них не было письменности. Л.Н. Гумилев возражал: это такая цивилизация: ездят по земле – и все. У него даже есть такой раздел в книге: «Почему я не согласен с Тойнби». Гумилев считает, что кочевничество – лучший способ существования на огромных территориях (таких, скажем, как монгольские степи).

Отдельно скажу о тюркских народах (сейчас для нас это особенно актуально). Это большая группа народов, расселившихся от Якутии до Турции. У нас по переписи населения (неточной, к сожалению) татары – вторая по численности нация. Это же тюрки – 5,5 млн человек в России! Еще есть татары крещеные. Они отдельно записались. Есть татары сибирские, татары крымские – это почти 6 млн. Башкиры – тоже тюрки (1 млн 700 тыс.), чуваши – тоже тюрки (столько же, сколько и башкир). Шестое место по численности занимают чеченцы, количество которых в последнее десятилетие значительно увеличилось. А численность русского населения ежегодно сокращается. На территории России живут также казахи (около 1 млн), азербайджанцы (как уже говорил), саха (якуты) (0,5 млн) и другие тюркские народы. Их много. И мы должны решать не только религиозные проблемы (исламизма), но и проблемы культуры, семьи и брака. Я видел данные, согласно которым в 1956 г. у нас на тысячу русских девушек было три брака с азербайджанцами, а теперь таких браков 112. Это тоже проблема нашего генетического наследства. Собственно, все тюркские народы записывают национальность по отцу. Генетическое же наследие прежде всего связано с женщинами. Мужчины – это у нас в традиции.

Название «тюрки» возникло в V в. Как отражено в китайских записях, тюрки создали свое государство – Тюркский каганат, от Алтая до Средней Азии. Просуществовал он до середины VIII в. и был уничтожен китайцами. Затем тюрки заселили большие территории: Средняя Азия, Алтай, Западная Сибирь, Урал. И двигались по всем направлениям. Нужно сказать, что азиатский след остался и сейчас присутствует у русских в крови, во внешнем облике, но не очень заметен в культуре. Физиологическое смешение этносов – основной результат русско-азиатских контактов. Например, у Александра Невского мать была половчанкой. Сейчас, я думаю, эти контакты не менее интенсивны, чем в эпоху татаро-монгольского ига. В культуре влияние менее заметно, но есть. Раньше было убеждение, что у нас, христиан, более высокая культура. Это не совсем так. Об этом подробно говорили евразийцы. И след тюркский, монгольский, остается в наших дворянских родах. Дворянский род часто знает свое происхождение с XIV–XV вв. и раньше. Свыше 300 фамилий в русской традиции – татарские или монгольские. Назову несколько хорошо известных: Аксаков, Аракчеев, Баскаков, Карамзин, Каратаев, Кутузов, Тимирязев, Тютчев, Чаадаев и др. Все это тюркские фамилии. Происхождение некоторых фамилий определить сложно. Например, мать Куприна принадлежала к древнему татарскому роду, а фамилию писатель получил отца.

Контакты с азиатскими народами имеют несколько важных этапов. Первый этап – домонгольский. Здесь преимущественно контакты с древними тюрками и угро-финскими племенами. Период монгольского завоевания – очень важный второй этап. Третий этап – движение русских на восток начиная с середины XVI в. И затем современный период контактов с азиатскими народами. Я пока что обошел тему китайских контактов. По переписи на территории России проживает всего 5 тыс. китайцев. Мы в это никогда не поверим. Говорят, что уже каждый пятый в Иркутске – китаец. Эта невидимая экспансия, как трава, растет и завоевывает все новые области жизни.

О первом этапе контактов я обязательно должен сказать. Замечу только о двух народах – печенегах и половцах. До IX в. печенеги – кочевое племя, живущее между Волгой и Уралом. Затем они пришли в Причерноморье. В X–XI вв. стали совершать набеги на Русь и Византию. И первое упоминание о печенегах в русской летописи – 915 год, год смерти князя Владимира. Печенегами был убит князь Святослав – покоритель Хазарии. Печенеги активно участвовали в распределении киевского престола. Конец X в. – беспрерывная великая война; это отмечено в летописи. В 1036 г. печенеги перестали нападать на Русь, потому что были окончательно разгромлены Ярославом Мудрым. Итак, конец X – начало XI в. – борьба с печенегами.

С печенегами связан наш былинный эпос. Сейчас издается былинное наследие в 25 томах. Былины записаны на разных территориях. Каждый том соответствует географическому ареалу. Борьба с печенегами и половцами – основная тема киевского былинного цикла. Смешение с печенегами, очевидно, было, потому что их любимое занятие – красть русских девушек. Если их было украдено очень много, то везли на продажу в другие страны. Несколько позже (XIII–XIV–XV вв.) основной рынок рабынь составляли славянские девушки.

Половцы – очень большая этническая общность (восточные названия – кипчаки, куманы). Это большая кочевая народность тюркской группы. Единого государства никогда не имели, а половецкая земля – от Дуная до Тянь-Шаня. Это западные половцы, восточные половцы, центрально-азиатские половцы. В русских летописях половцы впервые упоминаются под 1054 г. В 1036 г. исчезли печенеги, а в 1054 г. появились половцы. Они совершали постоянные набеги на Русь, а Русь страдала от междоусобных распрей. Половцы потерпели поражение от Владимира Мономаха в 1103 г., но после его смерти возобновили набеги. Около 200 лет шла непрерывная борьба со степью. Это не было похоже на то, как в опере Бородина «Князь Игорь» или в «Слове о полку Игореве» представлены половецкие племена. На самом деле это огромная проблема, потому что половцы непрерывно прибавляли в своем развитии и численности. Затем в районе Дона, Причерноморья, Дуная половцы были разбиты и часть их ушла на Запад. А восточные и средние половцы никуда не исчезли. Когда же пришли монголо-татары, именно половцы фактически составили ударную силу монгольского войска. Именно от них происходят многие ныне живущие тюркские народы, скажем, казахи, современные татары, те же башкиры. Хотя в официальной литературе есть более поэтические и мистические версии происхождения того или иного народа. Есть большие этнические сборники: «Русские», «Татары», «Украинцы» и др., их издает Институт этнографии. Они ценны не в культурологическом, но прежде всего в этнологическом плане. В конце каждого сборника дается очень большая историография. Сборник «Татары» написан учеными Татарстана. У них своя, тоже поэтическая, версия происхождения татар: это очень древний народ. Объективно говоря, это народ не древний. Народность сложилась лет 600 назад, не более того. Это до монголов. Повторяю, что печенеги и половцы были основой многих современных тюркских народов у нас в России. На юге же были свои тюрки – мощное племя сельджуков, но это другая история.

Второй этап – монголы. В исторических китайских хрониках название «монголы» появляется в конце VIII в., в эпоху империи Тан. Это была замечательная империя. С ней связывают золотой век китайской поэзии. К югу от Байкала появляются монголы. Сначала это небольшое племя. Основой племени монголов стали потомки великих гуннов, прошедших по огромным территориям от Байкала до Рима в середине V в. В середине XII в. образовался союз кочевых племен, а в начале XIII в. во главе этого союза встал Чингисхан. В 1206 г. он возглавил великий монгольский союз, практически – великую Монгольскую империю. Могилу Чингисхана до сих пор ищут. Некоторые склоняются к мысли, что она находится на территории современной России (на юге от Байкала), а не в Монголии. Все народности, которые входили в этот союз, стали называться монголами. Собственно, самих монголов не так уж много. А вот то, что произошло после этого объединения, не поддается никакому истолкованию, осмыслению. Любители истории говорят, что этого не могло быть. Какой-то небольшой народ, живший за Байкалом, покорил огромные территории. Во-первых, зачем они ему были нужны? Зачем они покоряли города? Лошадкам они не нужны. Логически объяснить трудно. По китайской летописи сначала был атакован Китай (1211 г.) и до 1368 г. он находился под властью монголов – это север Китая, другие области, Тибет. Сто с лишним лет монгольские ханы были китайскими императорами. Затем они пошли в Среднюю Азию, дошли до Армении и разорили ее, Иран и территорию современного Азербайджана. 1223 год – битва с русскими на реке Калке, когда погибли сразу шесть русских князей. Чингисхан умирает в 1227 г. 1237 год известен как нашествие Батыя – внука Чингисхана. В декабре, когда замерзли реки, была взята Рязань, в феврале сожжен Владимир: сгорел Успенский собор (и люди в нем). Великое Владимирское княжество, которое пришло на смену Киевскому княжеству, исчезло, погибло. Это начало 1238 г. Этот факт отмечен во всех русских летописях. А всего летописей – 42 тома. И везде в русских летописях зафиксирован факт разорения великих русских городов, княжеств, убиение людей. Это не фантазия и не легенда. Весной 1238 г. было захвачено 14 городов Владимиро-Суздальской земли. Удивительно, что татаро-монголы никак не могли взять Козельск, затем всех жителей перебили, а место, где был город, заросло травой. 1239 год – захвачена мордовская земля, Муром. В 1240 г. взят и сожжен Киев. Сутки был бой около Десятиной церкви (самой первой церкви в Киеве). Дальше монголы пошли на запад, но быстро вернулись на Русь (посчитали, что в Польше и Венгрии им делать нечего). Описание монгольского нашествия у русских историков (Карамзин, Сергей Соловьев, Ключевский) носит патетический мрачный характер. Николай Карамзин как художник и летописец создал душераздирающую картину уничтожения русских городов и сел и гибели русских людей. Карамзин описывает «правила татар» 20-х годов, когда монголы двигались по югу России на Калку и творили свои безобразия: «Жители городов и сел в надежде смягчить их свирепость покорностью выходили навстречу с крестами. Но татары безжалостно убивали и граждан, и земледельцев, следуя правилу, что побежденные не могут быть друзьями победителям и что смерть первых нужна для безопасности вторых».

В Средней Азии разные были принципы уничтожения народов. Например, один из принципов – уничтожить все мужское население, а женщин оставить. Это произошло с одним племенем – получился другой народ. Вы знаете, как уничтожен был Самарканд – великий древний город (настоящая отдельная цивилизация в Средней Азии). Вот комментарий историка, географа Г.В. Вернадского. Он евразиец (о нем я еще скажу), сын В.И. Вернадского, профессор многих американских университетов. Некоторые его учебники по русской истории выдержали 20–25 изданий. «В чем причина ошеломляющего монгольского натиска? – спрашивает Вернадский в своей книге «Монголы и Русь» (М., 1957. С. 13). – Каким образом случилось, что нация, насчитывающая не больше миллиона человек, завоевала большинство иных наций с общим населением около ста миллионов? Внезапный взрыв монголов в середине XIII века все еще остается психологической загадкой. Если использовать аналогию с физической наукой – сорвался сгусток психической энергии». Непонятно, что нужно было кочевникам в горах? С Россией еще понятно. Хотя в России в то время было гораздо больше лесов, чем сейчас. Монголы так и не нашли Новгород. Он так и не был разорен. Леса, болота… Итак, 1237 год – начало монгольского нашествия. Только через 140 лет произошла знаменитая Куликовская битва, а еще через сто лет мы можем говорить о полном освобождении от монголов (1480 год, при Иване III). Я ездил на место, где было «стояние» на реке Угре. Там жил русский святой Тихон, и жил он в дупле. Сейчас на этом месте находится мужской монастырь. Это недалеко от Калуги.

На Руси монголо-татарское иго просуществовало около 240 лет. Еще раз повторю, что монголы и тюрки – это разные народы. Постоянной оккупации, по-видимому, и не было. Были нашествия, набеги. За это время отмечено 14 нашествий (Батыя, Едигея…). Были посольские походы за данью, набеги и просто разнообразные вторжения на Русь. Отмечено 103 мелких и крупных вторжения. А поскольку русские князья постоянно ссорились, они призывали на помощь монголов, чтобы победить соседа-князя. Вот и получается странная ситуация. Первое неудачное нашествие монголов – 1380 г. (Мамаево нашествие), Куликовская битва. Некоторые города вообще не подвергались нашествию, а некоторые (где много лесов: Вологда, Смоленск, Брянск, Чернигов, Козельск) – по одному разу. Наибольшее количество ударов пришлось на тех, кто жил на границе со степью, – Нижний Новгород, Муром.… Но и в XVI в. было 48 набегов на Русь. В XVII в. пленено 200 тыс. мирных жителей. Были набеги крымских татар. Только при Екатерине II, в 1772 г., набеги татар полностью прекратились.

После Батыева и других нашествий создалась Золотая Орда как часть огромной татаро-монгольской империи, куда и входила покоренная монголо-татарами Русь. И эта Золотая Орда существовала до конца XV в. Затем она распалась, но остались татарские ханства: Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство и Ногайская Орда. Было еще Крымское ханство, но это не Золотая Орда. Положение Руси осложнилось после того, как этим ханствам после исторической победы турков над Константинополем оказывали всемерную помощь. Казанское ханство существовало чуть больше ста лет (дата взятия Казани – 1552 г. – самая печальная дата татарского народа). На самом деле никакого великого ханства не было. Дата его образования – 1437 г., дата падения Казанского ханства – 1552 год. Чуть больше ста лет. Астраханское ханство было покорено в 1556 г. А вот покорение Сибирского ханства произошло только в XVI в. – в 1598 г., а Ногайской Орды – в начале XVII в. Обратите внимание: сибирские татары – это не приволжские татары (они себя считают самостоятельной нацией). Это все наследие Золотой Орды и мощная сила в недрах России (если иметь в виду исламизацию этих народов).

 
Нравится Нравится  
География посещений: