Главная Публикации Статьи «Пойди туда, не знаю куда…» Заметки историка о понимании термина «регион» как предмета исследования (Маринин О.В.)

«Пойди туда, не знаю куда…» Заметки историка о понимании термина «регион» как предмета исследования (Маринин О.В.)

Маринин Оганес Викторович

к.и.н., доцент кафедры 
региональных исследований
факультета иностранных языков
и
регионоведения
МГУ имени М.В. Ломоносова
Тел.: (499)783-02-64
E-mail: ov_marinin@mail.ru


(Статья опубликована в сборнике Актуальные проблемы регионоведения. Выпуск второй. М.,2007 )


Да про­стит ме­ня ува­жае­мый чи­та­тель и вы­со­кое ка­фед­раль­ное ру­ко­во­дство, но дол­жен сра­зу же зая­вить, что взять­ся за на­пи­са­ние этих за­ме­ток ме­ня под­виг­ло толь­ко же­ла­ние ра­зо­брать­ся в ос­но­вах то­го пред­ме­та, ко­то­рый яв­ля­ет­ся ба­зис­ным для от­де­ле­ния ре­гио­наль­ных ис­сле­до­ва­ний и ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний фа­куль­те­та ино­стран­ных язы­ков и ре­гио­но­ве­де­ния МГУ.

Ко­гда в про­шлом го­ду ав­тор этих строк на­чал свою пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность на от­де­ле­нии РИ­МО, то спер­ва по­чу­ди­лось, что сло­во­со­че­та­ние «ре­гио­наль­ные ис­сле­до­ва­ния» в на­зва­нии ка­фед­ры – это толь­ко лишь кра­си­вый цве­ток на фа­са­де впол­не ра­зум­но и серь­ез­но вы­стро­ен­но­го изу­че­ния куль­ту­ро­ло­гии и взаи­мо­влия­ния стран и на­ро­дов ми­ра. Лю­бо­му об­ще­ст­во­ве­ду, да­же та­ко­му тра­ди­ци­он­но­му в смыс­ле ис­то­ри­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния и гу­ма­ни­тар­но­го ми­ро­ощу­ще­ния как ваш по­кор­ный слу­га, яс­но, что глу­бо­кое и ос­мыс­лен­ное изу­че­ние ино­стран­но­го язы­ка (да и род­но­го то­же!) не­воз­мож­но без серь­ез­но­го осоз­на­ния и по­ни­ма­ния куль­ту­ры и мен­таль­но­сти его но­си­те­лей. По­нят­но, что под­вес­ти сту­ден­та к кор­рект­но­му ис­поль­зо­ва­нию язы­ка мож­но толь­ко че­рез ис­сле­до­ва­ние его (язы­ка) раз­ви­тия, бы­то­ва­ния и че­рез про­гно­зи­ро­ва­ние даль­ней­ше­го от­ра­же­ния в нем но­вых реа­лий и за­про­сов че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва. От­сю­да осо­бый ин­те­рес учеб­но­го пла­на к ши­ро­ко­му кру­гу об­щих и спе­ци­аль­ных гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­п­лин. Пре­крас­но, сту­дент, жи­ви, да ра­дуй­ся!

Од­на­ко, очень ско­ро ста­ло по­нят­но, что суть про­бле­мы ле­жит го­раз­до глуб­же. Ог­ром­ный ин­те­рес и ува­же­ние вы­зы­ва­ет стрем­ле­ние мо­их со­брать­ев по пре­по­да­ва­тель­ско­му це­ху вы­стро­ить обу­че­ние сту­ден­тов но­вой дис­ци­п­ли­не – ре­гио­но­ве­де­нию. Важ­ным ша­гом в сис­те­ма­ти­за­ции опы­та и по­пыт­кой объ­яс­нить про­бле­му са­мим се­бе ста­ло из­да­ние пер­во­го вы­пус­ка сбор­ни­ка ста­тей «Ак­ту­аль­ные про­бле­мы ре­гио­но­ве­де­ния»1. По­сле оз­на­ком­ле­ния с не­ко­то­ры­ми его ма­те­риа­ла­ми и при­шло же­ла­ние, воз­мож­но, слиш­ком сме­лое, за что ав­тор уже при­нес чи­та­те­лям свои из­ви­не­ния, по­де­лить­ся свои­ми со­об­ра­же­ния­ми по не­ко­то­рым ас­пек­там за­тро­ну­той про­бле­мы.

Ре­ги­он – как пред­мет ис­сле­до­ва­ния

От­час­ти эта те­ма за­тро­ну­та в ста­тье В.С. Ели­ст­ра­то­ва2, ко­то­рый по­до­шел к ней «как фи­ло­лог» и, в ча­ст­но­сти, про­вел бле­стя­щий срав­ни­тель­ный ана­лиз раз­лич­ных тер­ми­нов, со­дер­жа­щих еди­ный ко­рень «ре­ги­он». Пред­ло­жен­ное ав­то­ром по­ни­ма­ние тер­ми­на «ре­ги­он» под­виж­но, он счи­та­ет, что «оп­ре­де­ле­ние ре­гио­на бу­дет по­сто­ян­но варь­и­ро­вать­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­ко­ва цель его изу­че­ния. И, в свою оче­редь, цель дик­ту­ет по­иск тех или иных ме­то­дик»3. Нис­коль­ко не воз­ра­жая про­тив диа­лек­тич­но­сти со­дер­жа­ния тер­ми­на «ре­ги­он», хо­те­лось бы, все же, по­пы­тать­ся су­зить сфе­ру прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния это­го по­ня­тия, ис­поль­зуя бо­лее близ­кий мне ин­ст­ру­мен­та­рий ис­то­ри­че­ской нау­ки. Рас­смот­рим объ­яс­не­ния слов «ре­ги­он», «ре­ги­но­ве­де­ние» и близ­ких им по со­дер­жа­нию по­ня­тий в раз­лич­ных сло­ва­рях и эн­цик­ло­пе­ди­ях4.

Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь, вы­шед­ший в Мо­ск­ве в се­ре­ди­не 1950-х го­дов, во­об­ще не зна­ет слов «ре­ги­он» и «ре­гио­но­ве­де­ние»5. В нем име­ют­ся толь­ко по­ня­тия «ре­гио­наль­ная гео­ло­гия» («раз­дел гео­ло­гии, изу­чаю­щий гео­ло­ги­че­ское строе­ние от­дель­ных стран, об­лас­тей, рай­онов») и «ре­гио­наль­ные пак­ты» («ме­ж­ду­на­род­ные до­го­во­ры, ре­гу­ли­рую­щие от­но­ше­ния ме­ж­ду не­сколь­ки­ми го­су­дар­ст­ва­ми в ка­кой-ли­бо оп­ре­де­лен­ной гео­гра­фи­че­ской об­лас­ти»)6. Раз­дел гео­ло­гии име­ет к на­ше­му во­про­су весь­ма опо­сре­до­ван­ное от­но­ше­ние, а вот то об­стоя­тель­ст­во, что юри­ди­че­ский ин­ст­ру­мен­та­рий ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний дав­но и ши­ро­ко поль­зу­ет­ся изу­чае­мым тер­ми­ном име­ет прин­ци­пи­аль­но важ­ное зна­чение.

Бо­лее позд­ний Со­вет­ский эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь7 вклю­чил тер­ми­ны «ре­гио­наль­ный» – от­но­ся­щий­ся к ка­кой-ли­бо оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии, рай­ону (ре­гио­ну), об­лас­ти, стра­не, груп­пе стран, по­стро­ен­ный по тер­ри­то­ри­аль­ным при­зна­кам, а так­же «ре­гио­наль­ный ана­лиз»8. За­ме­тим, что в этом из­да­нии тер­мин «ре­ги­он» эк­ви­ва­лен­тен тер­ми­ну «рай­он» или он яв­ля­ет­ся бо­лее об­щим но­си­те­лем тер­ри­то­ри­аль­но­го при­зна­ка.

Оп­ре­де­ле­ние тер­ми­на «ре­гио­наль­ные со­гла­ше­ния» в спе­ци­аль­ном Ди­пло­ма­ти­че­ском сло­ва­ре раз­ви­ва­ет его ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вое тол­ко­ва­ние и при­ме­не­ние9.

Тер­мин «ре­ги­он» рас­крыт в по­след­нем из­да­нии Боль­шой со­вет­ской эн­цик­ло­пе­дии сле­дую­щим об­ра­зом:

Ре­ги­он (от лат. regio – стра­на, об­ласть), круп­ная ин­ди­ви­ду­аль­ная тер­ри­то­ри­аль­ная еди­ни­ца (на­при­мер, при­род­ная, эко­но­ми­че­ская, по­ли­ти­че­ская и др.). Ре­гио­наль­ный – от­но­ся­щий­ся к ка­кой-ли­бо оп­ре­де­лён­ной тер­ри­то­рии (рай­ону, об­лас­ти, стра­не, груп­пе стран)10.

Важ­но, что дан­ное оп­ре­де­ле­ние пред­по­ла­га­ет не­од­но­знач­ную фор­мо­об­ра­зую­щую ха­рак­те­ри­сти­ку ре­гио­на – при­род­ную, эко­но­ми­че­скую, по­ли­ти­че­скую или дру­гие.

Наи­бо­лее ши­ро­кие воз­мож­но­сти тол­ко­ва­ния рас­смат­ри­вае­мо­го тер­ми­на пред­ла­га­ет Боль­шой рос­сий­ский эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь (БРЭС):

1. РЕ­ГИ­ОН (от лат. regio, род. п. regionis – об­ласть),

1) то же, что рай­он.

2) Тер­ри­то­рия (ак­ва­то­рия), час­то очень зна­чи­тель­ная по сво­им раз­ме­рам, не обя­за­тель­но яв­ляю­щая­ся так­со­но­ми­че­ской еди­ни­цей в ка­кой-ли­бо сис­те­ме тер­ри­то­ри­аль­но­го чле­не­ния (напр., Си­бир­ский ре­ги­он).

3) Ре­ги­он при­род­ный, зна­чи­тель­ная по раз­ме­рам тер­ри­то­рия, об­ла­даю­щая не­ко­то­рой общ­но­стью при­род­ных ус­ло­вий (напр., са­хель).

2. РЕ­ГИО­НАЛЬ­НЫЙ (от лат. regionalis – ме­ст­ный, об­ла­ст­ной), от­но­ся­щий­ся к ка­кой-ли­бо оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии – рай­ону (ре­гио­ну), об­лас­ти, стра­не, груп­пе стран; по­стро­ен­ный по тер­ри­то­ри­аль­ным при­зна­кам.

3. РЕ­ГИО­НАЛЬ­НЫЙ АНА­ЛИЗ, ис­сле­до­ва­ние во­про­сов раз­ме­ще­ния хоз. сис­те­мы на тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва (или в ми­ре) с точ­ки зре­ния раз­де­ле­ния этой тер­ри­то­рии на от­дель­ные рай­оны (ре­гио­ны)11.


В за­вер­ше­ние это­го крат­ко­го об­зо­ра спра­воч­ных из­да­ний при­ве­дем ин­те­рес­ную вы­пис­ку из фран­цуз­ско­го эн­цик­ло­пе­ди­че­ско­го сло­ва­ря Ля­русс по тер­ми­ну «ре­ги­он»:

РЕ­ГИ­ОН – а) часть стра­ны, от­ли­чаю­щая­ся свои­ми фи­зи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми (кли­мат, рас­ти­тель­ность, рель­еф) или осо­бен­но­стя­ми, свя­зан­ны­ми с че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­стью (на­се­ле­ние, эко­но­ми­ка, по­ли­ти­че­ская струк­ту­ра или сис­те­ма управ­ле­ния и т.д.);

б) оп­ре­де­лен­ная часть че­ло­ве­че­ско­го те­ла (напр.: груд­ная клет­ка);

в) во­ен­ный ок­руг (су­хо­пут­ный, воз­душ­ный или мор­ской), объ­е­ди­няю­щий не­сколь­ко де­пар­та­мен­тов и на­хо­дя­щий­ся под ко­ман­до­ва­ни­ем од­но­го выс­ше­го офи­це­ра12.

Та­ким об­ра­зом, мож­но за­ме­тить сле­дую­щее.

Во-пер­вых, тер­мин «ре­ги­он» или его про­из­вод­ные дав­но и ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в раз­лич­ных об­лас­тях зна­ния, свя­зан­ных с изу­че­ни­ем осо­бен­но­стей оп­ре­де­лен­ных тер­ри­то­рий (гео­ло­гия, гео­гра­фия, эко­но­ми­ка и пр.) В этих слу­ча­ях он эк­ви­ва­лен­тен или бли­зок по зна­че­нию к тер­ми­ну «рай­он». Под­раз­де­лом к это­му смы­сло­во­му ис­поль­зо­ва­нию тер­ми­на, прав­да при­ме­ни­тель­но к со­вер­шен­но дру­гим реа­ли­ям, яв­ля­ет­ся пред­ло­жен­ная фран­цуз­ским эн­цик­ло­пе­ди­че­ским из­да­ни­ем фор­му­ли­ров­ка «во­ен­ный ок­руг» и «часть че­ло­ве­че­ско­го те­ла».

Во-вто­рых, как со­став­ная часть по­ня­тия «ре­гио­наль­ные со­гла­ше­ния» тер­мин «ре­ги­он» яв­ля­ет­ся ин­ст­ру­мен­том в ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вых от­но­ше­ни­ях, что пре­ду­смот­ре­но Ус­та­вом ООН в час­ти за­клю­че­ния мно­го­сто­рон­них до­го­во­ров для раз­ре­ше­ния спо­ров ме­ст­но­го ха­рак­те­ра или осу­ще­ст­в­ле­ния кол­лек­тив­ных дей­ст­вий для реа­ли­за­ции ре­ше­ний ООН в том или ином гео­гра­фи­че­ском рай­оне.

На­ко­нец, в-треть­их, и это са­мое ин­те­рес­ное. Эм­пи­ри­че­ский опыт че­ло­ве­че­ст­ва под­ска­зы­ва­ет ему, что тер­мин «ре­ги­он» – зна­чи­тель­но бо­лее ем­кий и вклю­ча­ет в се­бя еще что-то весь­ма важ­ное. Это «что-то» сло­ва­ри оп­ре­де­ля­ют край­не ос­то­рож­но и очень ту­ман­но. Срав­ним: тер­ри­то­рия, час­то очень зна­чи­тель­ная по сво­им раз­ме­рам, не обя­за­тель­но яв­ляю­щая­ся так­со­но­ми­че­ской13 еди­ни­цей в ка­кой-ли­бо сис­те­ме тер­ри­то­ри­аль­но­го чле­не­ния (БРЭС); часть стра­ны, от­ли­чаю­щая­ся свои­ми осо­бен­но­стя­ми, свя­зан­ны­ми с че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­стью (сло­варь Ля­русс).

Ду­ма­ет­ся, что имен­но здесь ле­жит тол­ко­ва­ние тер­ми­на «ре­ги­он» и про­из­вод­ных от не­го по­ня­тий, ко­то­рое наи­бо­лее близ­ко со­при­ка­са­ет­ся с ин­те­ре­сую­щим нас во­про­сом. Дей­ст­ви­тель­но, оп­ре­де­лен­ная тер­ри­то­рия, на­се­лен­ная людь­ми, ве­ду­щи­ми хо­зяй­ст­вен­ную дея­тель­ность, яв­ля­ет­ся фо­но­вой еди­ни­цей изу­че­ния на от­де­ле­нии РИ­МО. Од­на­ко, нас ин­те­ре­су­ет в боль­шей сте­пе­ни не при­род­но-кли­ма­ти­че­ские и гео­ло­ги­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки ме­ст­но­сти, а ком­плекс кон­крет­но-ис­то­ри­че­ских реа­лий, взя­тых в ди­на­ми­ке, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том раз­но­сто­рон­ней гу­ма­ни­тар­ной (со­ци­аль­ной) дея­тель­но­сти этих лю­дей. В па­мя­ти не­воль­но всплы­ва­ет клас­си­че­ское раз­де­ле­ние «ба­зис – над­строй­ка», ко­то­рое, ес­ли от­ре­шить­ся от его клас­со­во-дог­ма­ти­че­ско­го тол­ко­ва­ния, впол­не при­год­но для пер­во­на­чаль­ной ха­рак­те­ри­сти­ки чле­не­ния «рай­он – ре­ги­он».

В этом слу­чае ре­гио­наль­ные ис­сле­до­ва­ния – это изу­че­ние дея­тель­но­сти и по­все­днев­ной прак­ти­ки лю­дей, жи­ву­щих и дей­ст­вую­щих на кон­крет­ной тер­ри­то­рии, в са­мом ши­ро­ком со­ци­аль­ном, об­ще­ст­вен­ном, а не ес­те­ст­вен­ном или тех­ни­че­ском смыс­ле этой дея­тель­но­сти. Даль­ней­шая ти­по­ло­гия этих ис­сле­до­ва­ний мо­жет быть са­мая раз­лич­ная, она от­кры­ва­ет ши­ро­кие воз­мож­но­сти для об­ме­на мне­ния­ми спе­циа­ли­стов в раз­лич­ных об­лас­тях.

Од­ной из воз­мож­но­стей са­мо­го об­ще­го ти­по­ло­ги­че­ско­го де­ле­ния пред­став­ля­ет­ся сле­дую­щий ва­ри­ант.

Внут­ри­ре­гио­наль­ные ис­сле­до­ва­ния име­ют це­лью вы­яв­ле­ние осо­бен­но­стей, тен­ден­ций и за­ко­но­мер­но­стей в раз­ви­тии дан­но­го ре­гио­на по раз­лич­ным об­лас­тям зна­ния – па­мят­ни­ки ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры, лин­гвис­ти­ка, ли­те­ра­ту­ра, фи­ло­со­фия, ис­то­рия, со­цио­ло­гия, пси­хо­ло­гия, эт­но­ло­гия, эко­но­ми­ка, ста­ти­сти­ка, пе­да­го­ги­ка, управ­ле­ние, по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция и т.п. Объ­ек­том изу­че­ния мо­гут быть как от­дель­ные об­лас­ти зна­ния, так и их взаи­мо­влия­ние и взаи­мо­пе­ре­пле­те­ние в гра­ни­цах оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии.

Меж­ре­гио­наль­ные ис­сле­до­ва­ния име­ют сво­ей це­лью срав­не­ние ре­гио­наль­ных мо­де­лей раз­ви­тия, как в оп­ре­де­лен­ных об­лас­тях зна­ния, так и в ка­че­ст­ве ха­рак­те­ри­сти­ки фор­мо­об­ра­зую­ще­го при­зна­ка и реа­ли­зо­вать важ­ней­шую функ­цию про­гно­зи­ро­ва­ния даль­ней­ше­го про­цес­са.

В свя­зи с вы­ше­из­ло­жен­ным, тер­мин «ре­ги­он» по на­ше­му мне­нию при­об­ре­та­ет бо­лее кон­крет­ную смы­сло­вую на­груз­ку, ко­то­рая по­зво­ля­ет про­дол­жить тео­ре­ти­че­ские об­су­ж­де­ния и, од­но­вре­мен­но, на­чать прак­ти­че­ские ис­сле­до­ва­ния в раз­лич­ных об­лас­тях зна­ния.

Еще один во­прос, по по­во­ду ко­то­ро­го хо­те­лось бы вы­ска­зать свое су­ж­де­ние, это про­бле­ма ис­точ­ни­ков для ве­де­ния ре­гио­наль­ных ис­сле­до­ва­ний.

Ис­хо­дя из по­ни­ма­ния ре­гио­но­ве­де­ния как нау­ки ком­плекс­ной, вклю­чаю­щей в се­бя раз­ные об­лас­ти зна­ния, за­ко­но­ме­рен вы­вод о том, что ка­ж­дая от­расль долж­на поль­зо­вать­ся свои­ми ме­то­да­ми и спо­со­ба­ми по­зна­ния, за­дей­ст­во­вать свой ин­ст­ру­мен­та­рий для изу­че­ния по­став­лен­ных про­блем. Вы­во­ды, по­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те кон­крет­но-на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в раз­лич­ных об­лас­тях, сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в спе­ци­аль­ной сис­те­ме ко­ор­ди­нат в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми и пред­ме­том ре­гио­наль­ных ис­сле­до­ва­ний.

Оче­вид­но, что ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции у ка­ж­дой нау­ки раз­ные. По­ня­тие «ис­точ­ник», на­при­мер, для ис­то­ри­ка, лин­гвис­та и пси­хо­ло­га весь­ма раз­лич­ны, но сход­ны в том, что от­ве­ча­ют при­зна­кам ин­фор­ма­тив­но­сти и об­ра­ба­ты­вае­мо­сти. В этой свя­зи не­об­хо­ди­мо сфор­ми­ро­вать у сту­ден­тов, бу­ду­щих ре­гио­но­ве­дов-прак­ти­ков, пра­виль­ное пред­став­ле­ние о су­ще­ст­вую­щей в ка­ж­дом ре­гио­не сис­те­ме на­ко­п­ле­ния, хра­не­ния и ис­поль­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции, а так­же о струк­ту­ре уч­ре­ж­де­ний и ор­га­ни­за­ций, по­лу­чив­ших от го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов пол­но­мо­чия по ис­пол­не­нию дан­ной со­ци­аль­ной функ­ции.

По­яс­нить этот те­зис мож­но на при­ме­ре Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Тра­ди­ци­он­ны­ми на­ко­пи­те­ля­ми дан­ных в об­лас­ти гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния в на­шей стра­не яв­ля­ют­ся го­су­дар­ст­вен­ные биб­лио­те­ки, ар­хи­вы и му­зеи, а так­же ча­ст­ные со­б­ра­ния и кол­лек­ции. Се­ти этих уч­ре­ж­де­ний мно­го­об­раз­ны и чет­ко клас­си­фи­ци­ро­ва­ны как по спе­циа­ли­за­ции, так и по тер­ри­то­ри­ям (ре­гио­нам). Зна­ние то­го, где имен­но сле­ду­ет ис­кать тре­буе­мую для дан­но­го ис­сле­до­ва­ния ин­фор­ма­цию, яв­ля­ет­ся, на наш взгляд, не­об­хо­ди­мым ка­че­ст­вом для лю­бо­го спе­циа­ли­ста-ре­гио­но­ве­да, будь он экс­пер­том или ре­фе­рен­том (в со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ния­ми Го­су­дар­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­тель­но­го стан­дар­та). А, ме­ж­ду тем, зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ст­во сту­ден­тов от­де­ле­ния РИ­МО весь­ма при­бли­зи­тель­но пред­став­ля­ют се­бе со­вре­мен­ные за­да­чи и ос­но­вы прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, на­при­мер, ар­хив­ных уч­ре­ж­де­ний Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Од­на­ж­ды, на оп­ро­мет­чи­во за­дан­ный мною сту­ден­че­ской груп­пе во­прос: «От­ку­да мы зна­ем о хо­де во­ен­ных дей­ст­вий в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны?» я по­лу­чил един­ст­вен­ный и по­тряс­ший ме­ня сво­ей ис­крен­но­стью от­вет: «Из учеб­ни­ка».

Та­кое по­ло­же­ние дел силь­но на­по­ми­на­ет опи­сан­ную еще М.Е. Сал­ты­ко­вым-Щед­ри­ным ска­зоч­ную си­туа­цию, ко­гда один из двух ока­зав­ших­ся на ост­ро­ве про­го­ло­дав­ших­ся ге­не­ра­лов при ви­де си­дев­ших на де­ре­ве ряб­чи­ков и пла­вав­шей в ру­чье ры­бы на прось­бу сво­его со­то­ва­ри­ща при­го­то­вить что-ни­будь на зав­трак вос­клик­нул: «При­знать­ся, я до сих пор ду­мал, что бул­ки в том са­мом ви­де ро­дят­ся, как их ут­ром к ко­фею по­да­ют!» Не­воз­мож­но до­пус­тить, что­бы ква­ли­фи­ка­цию ре­гио­но­ве­дов на на­шем фа­куль­те­те по­лу­ча­ли по­доб­ные щед­рин­ские го­ре-ге­не­ра­лы.

Из это­го сле­ду­ет не­об­хо­ди­мость вклю­чать в на­ши учеб­ные пла­ны ус­та­но­воч­ные лек­ции по со­вре­мен­но­му ар­хи­во-, му­зее- и биб­лио­те­ко­ве­де­нию, вклю­чаю­щие ос­нов­ные эта­пы ис­то­рии их ком­плек­то­ва­ния, спе­циа­ли­за­ции и прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, как на фе­де­раль­ном, так и на ре­гио­наль­ном уров­нях. Пред­ви­жу воз­ра­же­ние – не слиш­ком ли ве­лик объ­ем ин­фор­ма­ции, ведь за­да­ча на­ших вы­пу­ск­ни­ков за­клю­ча­ет­ся в на­ла­жи­ва­нии об­ще­ния и ком­му­ни­ка­ци­он­ных свя­зей в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва, а не в ор­га­ни­за­ции кон­крет­ных ис­сле­до­ва­ний. Что же, во-пер­вых, еще не до кон­ца яс­но, чем же на­ши вы­пу­ск­ни­ки долж­ны бу­дут на де­ле за­ни­мать­ся (зна­ния ни­ко­гда не бы­ва­ют лиш­ни­ми), а, во-вто­рых, со­вер­шен­но не обя­за­тель­но все эти све­де­ния дер­жать в го­ло­ве, важ­но по­ни­мать об­щее на­прав­ле­ние раз­ви­тия и знать, где мож­но по­лу­чить тре­буе­мые дан­ные, то есть при на­ли­чии проч­ных ба­зо­вых зна­ний чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но в сис­те­ме спра­воч­ной ин­фор­ма­ции в тра­ди­ци­он­ном и элек­трон­ном фор­ма­тах.

На­ко­нец, по­след­нее, о чем хо­те­лось бы упо­мя­нуть.

Ав­то­ру этих строк бес­ко­неч­но близ­ка и сим­па­тич­на вы­ска­зан­ная И.В. Пав­лов­ским идея о том, что «…есть не­кая ма­гия зем­ли, ко­то­рая пре­вра­ща­ет все про­яв­ле­ния куль­ту­ры, эко­но­ми­ки, по­ли­ти­ки и гео­гра­фии оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии в еди­ное це­лое – в изу­чае­мый ре­ги­он»14. Ос­та­ет­ся толь­ко по­жа­леть о том, что гу­ма­ни­тар­ные дис­ци­п­ли­ны, ве­ро­ят­но, не ско­ро еще смо­гут оты­скать ту «вол­шеб­ную па­лоч­ку», ко­то­рая од­ним лишь сво­им взма­хом смо­жет пре­вра­тить не­кую не­вы­ра­зи­тель­ную тер­ри­то­рию в ис­пол­нен­ный глу­бо­ко­го внут­рен­не­го смыс­ла «изу­чае­мый ре­ги­он».

Од­на­ко, не бу­дем от­чаи­вать­ся, че­ло­ве­че­ст­ву во все вре­ме­на нуж­на бы­ла, нуж­на сей­час и бу­дет нуж­на все­гда ве­ра в ЧУ­ДО.

Пусть же меч­той ре­гио­но­ве­дов на­ше­го фа­куль­те­та ста­нет об­ла­го­ра­жи­ваю­щий ду­шу по­иск этой но­вой ча­ши Граа­ля – веч­ной ма­гии зем­ли.


Примечания:

1 - Актуальные проблемы регионоведения. Выпуск первый. М., 2004.

2 - Елистратов В.С. Регионоведение: «ищите термин!», там же, лл. 5 – 14.

3-  Там же, л. 11.

4 - Без сомнения, автор не ставил себе нереальной цели рассмотреть все энциклопедические издания;

выборка случайна, но, думается, для данного случая вполне репрезентативна.

5 - Энциклопедический словарь, М., том 3, 1955.

6 - Там же, л. 84.

7 - Советский энциклопедический словарь, М., 1982.

8 -  «Исследование вопросов размещения экономической системы на территории государства (или в мире) с точки зрения разделения этой территории на отдельные районы (регионы)», там же, л. 1123.

9 - «РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ – многосторонние международные договоры, участниками которых являются государства какого-либо географического района. Основная цель РС – обеспечение сотрудничества договаривающихся сторон в той или иной области в данном географическом районе».

См.: Дипломатический словарь, М., том 2, 1986, л. 454.

10 - Большая советская энциклопедия (1970 – 1977 гг.), электронная версия, М., 2003.

11 -  Большой Российский энциклопедический словарь (электронная версия), М., 2003 – далее БРЭС.

12 - Petit LAROUSSE illustre, Paris, 1980, page 864.

13 - Чтобы не заставлять читателя протягивать руку к толковым словарям, поясним термин «таксономия»:

(от греч. taхis – расположение, строй, порядок и nomоs – закон), теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.). Термин (предложен в 1813 швейцарским ботаником О. Декандолем) длительное время употреблялся как синоним систематики. В 60 – 70-х гг. 20 в. возникла тенденция определять Таксономию как раздел систематики, как учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчинённые группы объектов – таксоны. См. БРЭС.

14 - Павловский И.В. Регионоведение сегодня. См.: Актуальные проблемы регионоведения. Выпуск первый. М., 2004, л. 33.



 
Нравится Нравится  
География посещений: