Главная Публикации Статьи Ландшафтное планирование музеев-заповедников (на примере булгарского музея-заповедника) (Глухов А.И., Калуцков В.Н.)

Ландшафтное планирование музеев-заповедников (на примере булгарского музея-заповедника) (Глухов А.И., Калуцков В.Н.)

Глухов А.И., Калуцков В.Н.

 aldggl@yandex.ru, bratynia@rambler.ru

Актуальные проблемы ландшафтного планирования: Материалы Всероссийской конференции / К.Н. Дьяконов (отв. ред). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 130-134.

Ключевые слова: ландшафтное планирование, ландшафтное картографирование, функциональное зонирование, landscape planing, landscape mapping, spatial analisys.

Музеи-заповедники – относительно новая для России комплексная форма охраны культурного и природного наследия. Целями музеев-заповедников в России является сохранение, воссоздание, изучение и популяризация расположенных на их территориях объектов культурного наследия и природных комплексов в их исторической, культурной и природной среде, а также возрождение, сохранение, развитие и популяризация бытовавшей на этих территориях традиционной хозяйственной деятельности, а так же охрана и использование расположенных на территории музеев-заповедников объектов культурного наследия (Федеральный Закон от 23.02.2011 N 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).

Комплексный подход к охране объектов наследия, включая природное и культурное, учет экологических аспектов и, главное для географов, взаимосвязь с окружающей объекты наследия средой, территориальная проблематика – вот, что привлекает в деятельности музеев-заповедников. Поэтому эта форма охраны культуры и природы стала широко распространенной в стране.

Вместе с тем исторически сложившиеся подчинение музеев-заповедников министерству культуры, недостаток специалистов, особенно экологов и географов, на местах привело к тому, что в практической деятельности экологическая проблематика, вопросы территориального развития, ландшафтного планирования разрабатываются редко[1].

Ландшафтно-планировочная ситуация представляет собой совокупность географических, исторических, экологических, социальных и организационно-управленческих условий и ограничений, объекта и субъектов планирования.

В качестве объекта ландшафтного планирования музеев-заповедников обычно выступает территория, иногда с примыкающей буферной зоной.

Важная составляющая любой ландшафтно-планировочной ситуации – субъекты ландшафтного планирования. В качестве таковых обычно рассматриваются: администрация музея-заповедника, муниципальная власть, местное сообщество, а в случае значимости объекта – также региональное сообщество и региональная власть.

Нередко забывается, что важными субъектами планирования выступают сами планировщики, специалисты по территориальному развитию. Понимание своеобразия планировочной ситуации, ее проблем со стороны планировщиков – важнейшее условие ее решения.

В принципе, ландшафтное планирование нужно рассматривать как процедуру общественного диалога по поводу будущего ландшафта. Будущее ландшафта, особенно общественно значимого ландшафта не может быть приватизировано. В таком контексте актуализируются общественные (земские) смыслы ландшафта, при которых ландшафт понимается не просто как территория, населенная людьми, а как общественная ценность (Калуцков, 2008а, 2008б).

Можно выделить основные этапы ландшафтного планирования музея-заповедника:

– анализ ландшафтно-планировочной ситуации музея-заповедника в целом;

– анализ природный среды (на основе ландшафтной карты); выявление опасных и неблагоприятных природных и экологических процессов, а также ценных природных комплексов и объектов;

– выявление проблемных территорий;

– анализ сложившийся территориальной структуры;

– предложения по функциональному зонированию и ландшафтному планированию музея-заповедника;

– обсуждение предложений по функциональному зонированию и ландшафтному планированию музея-заповедника с заинтересованными субъектами планирования (субъектами ландшафта).


Ландшафтно-планировочная ситуация Болгарского музея-заповедника


Уникальность культурного ландшафта Болгарского музея-заповедника заключается в сочетании трех моментов. Во-первых, булгарское городище представляет собой редкое для России по целостности и сохранности городище золотоордынского времени, во-вторых, это священное место для мусульман России (в древнем Булгаре в 822 году был принят ислам), и, в-третьих, на территории исторически сформировался полиэтничный культурный ландшафт, гармонично сочетающий в себе черты русской и татарской культур, ислама и православия (Смирнов, 1951, Спасские сказания, 2003, Шульгин, Иванова, Калуцков, Штеле, 2010).

Объектом ландшафтного планирования является территория музея-заповедника, охватывающая городище с небольшой буферной зоной (размером примерно 2 на 2 км). При этом статус музея-заповедника предполагает рассмотрение этой территории не как пустого пространства с редкими точечными включениями музейных объектов, а как целостной природно-культурной среды – культурного ландшафта. При этом данная территория обладает такими свойствами как историчность, единство, внутреннее разнообразие, центрированность, иерархичность, анизотропность.

Региональные аспекты планирования. В природном отношении территория Болгарского музея заповедника располагается на границе природных зон – зоны широколиственных лесов и зоны лесостепи. Такое пограничное местоположение предопределяет значительное природное разнообразие почв, флоры и фауны территории. Сочетание лесных и степных ландшафтов в историческое время создало уникальное месторазвитие для лесных и степных культур Поволжья. Исходно степная булгарская культура, с одной стороны, нашла в этих местах близкие степные мотивы, а, с другой стороны, вынуждена была осваивать новые лесные пространства. Исходно лесная русская традиционная культура при повторном освоении территории в XVIII веке столкнулась со сходными проблемами.

С другой стороны, Спасский район Татарстана оказывается в центре природного узла, образованного в результате впадения Камы в Волгу. Широкая долина Волги с ее многочисленными террасами создает неповторимые панорамы, раздвигает визуальное восприятие территории. Кроме того, благодаря эрозионному расчленению территории многие полезные ископаемые «оказываются» на поверхности Земли (глина, известняк, гипс и т.д.), что также явилось дополнительным ресурсом развития традиционных культур региона.

Локальные аспекты планирования. В двадцатом веке на состояние культурного ландшафта повлияло два события. Одно из них – перенос в середине 1950-х гг. столицы Спасского района города Спасска (Куйбышева Татарского) в связи с созданием Куйбышевского водохранилища на новую территорию, непосредственно к границам городища; в связи с чем, город получает новое имя – Болгар. Часть городища, расположенная на первой террасе, также оказалась затоплена. Второе событие связано с созданием в 1969 г. Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Ныне городище является частью города Болгар.

Субъекты планирования. Основные социальные группы территории. Среди властных субъектов территориального планирования нужно назвать администрацию музея-заповедника, власти Спасского района и власти Республики Татарстан, имея в виду то значение, которое придается этому месту и перспективы его развития. Среди основных социальных групп – жители г. Болгар, особенно жители с. Болгары, расположенного на территории музея-заповедника, туристы и паломники, православные и мусульмане.


Природные и экологические ограничения и ценности

Болгарского музея-заповедника


Вмещающий ландшафт Болгарского музея заповедника представляет собой типичный лесостепной ландшафт с характерной морфологической структурой – овражно-балочная сеть, блюдца степных западин (рис. 1). Заметим, что, несмотря на вековые воздействия булгарской культуры и воздействие на природу традиционной русской крестьянской культуры XVIII – первой половины XX веков (строительство, промыслы, сельское и лесное хозяйство), морфологическая структура природного ландшафта изменена слабо. Это свидетельствует о щадящем, адаптивном характере традиционного природопользования на данной территории. Основные изменения природного ландшафта в XX веке связаны с созданием Куйбышевского водохранилища, что привело к затоплению волжской поймы и большей части первой надпойменной террасы Волги.

Вторая надпойменная терраса реки Волги составляет основную часть современной территория Болгарского музея-заповедника. Основная поверхность этой террасы сложена супесями и песками; преобладает лугово-степная растительность, местами встречаются посадки (береза, сосна, американский клен), в южной части музея-заповедника расположен ценный небольшой массив молодого дубового леса. Однако так было не всегда. Чтобы понять природную ситуацию добулгарского освоения, достаточно посетить примыкающий к городу район озера Рабига (Мочишное), с его вековым широколиственным с примесью сосны и березы лесом. С такой же природной ситуацией столкнулись русские переселенцы в XVIII веке, которым заново пришлось вырубить леса, создать поля и пастбища. Тем самым, нынешний лугово-степной ландшафт не коренной, а вторичный. Однако это не уменьшает его культурную и эстетическую ценность.

С позиции культурного ландшафта ценность данного вторичного (антропогенного) лугово-степного ландшафта заключается в том, что он репрезентирует степной вмещающий ландшафт булгарской культуры, культуры генетически и органически связанной со степью, с кочевничеством. Тем самым он способствует формированию визуального образа степи как исходного ландшафта и как природного архетипа булгарской культуры.

Кроме того, открытость пространств данной территории создает основной пейзажный фон архитектурных и археологических памятников музея-заповедника. Она обеспечивает исторически верное восприятие основных архитектурных монументов как для приезжающих на автомобиле, так и на кораблях.

Опасные и неблагоприятные природные процессы на территории Болгарского музея-заповедника. Карта опасных и неблагоприятных природных процессов на территории Болгарского музея-заповедника была составлена на основе ландшафтной карты и легла в основу представлений об устойчивости территориальных комплексов. Среди опасных и неблагоприятных природных процессов выделяются: водная эрозия, ветровая эрозия, суффозионные просадки грунта, сезонное подтопление, оползневые процессы, осыпи, абразия.

Проблемные территории музея-заповедника. Сочетание наиболее интенсивного антропогенного воздействия, с одной стороны, и неустойчивости территориальных комплексов, с другой, позволяет выявить территории, которые являются проблемными. Анализ пространственного распределения проблемных территорий показывает, что наибольшая их плотность отмечается для северной части музея-заповедника (часть второй террасы и оползневые склоны), для которой характерно высокий уровень антропогенного воздействия.

Рис. 1. Ландшафтная план-схема Булгарского музея-заповедника

(1) Основная поверхность второй надпойменной террасы Волги. (2) Западины с сезонными озерами. (3) Лощины. (4) Балки. (5) Овраги. (6) Конус выноса оврагов Б. и М. Иерусалимских. (7) Склоны второй надпойменной террасы Волги, крутые, местами незадернованные и осыпные, с оползнями и оплывинами в нижних частях. (8) Склоны второй надпойменной террасы Волги, крутые, оползневые. (9) Фрагменты основной поверхности первой надпойменной террасы Волги. (10) Пляж. (11) Бечевник. (12) Комплекс древних земляных валов и рвов. (13) Ареал древнего «ямного рельефа» (антропогенный бедленд) по бортам оврага Б. Иерусалимский. (14) Рекультивированный песчаный карьер.

Экологически ценные природные и природно-антропогенные территориальные комплексы музея-заповедника. Наряду с ценными археологическими памятниками на территории музея-заповедника находятся образующие вместе с ними единое гармоничное целое природные и природно-антропогенные комплексы. Можно выделить три типа экологически ценных территориальных комплексов:

– территориальные комплексы, входящие в экологический каркас;

– территориальные комплексы, представляющие собой памятники природы;

– территориальные комплексы репрезентующие собой вмещающий ландшафт древнего Булгара.


Варианты территориального развития.

Предложения по новому функциональному зонированию территории.

При оценке сложившейся пространственно-функциональной организации музея-заповедника ее можно отнести к сверхцентрализованным: центры важнейших для функционирования всей системы пространств (маршрутно-экспозиционного, музейно-экспозиционного, паломнического, транспортного, управленческого) практически совпадают и локализуются в северной части территории. Такая сверхцентрализация сложилась исторически и на первых этапах развития музея-заповедника была оправдана.

Вопросы дальнейшего развития (возрастание туристского потока, новые направления деятельности, в частности работа с паломниками, экологическая проблематика, другие новые вызовы) требуют новых решений. Одним из таких проектных решений явилось предложение по созданию нового экспозиционного центра на бровке второй надпойменной террасы Волги. Музей для максимального сохранения ценного культурного слоя замышлялся как подземный. Однако при этом не учитывались природные факторы, в частности оползневой характер склона. К тому же, такой проект усиливал и без того опасную централизацию туристского потока.

Учитывая сверхцентрализацию существующей пространственной организации, а также пространственное распределение проблемных и экологически ценных территорий нами был предложен децентрализованный проект функционального зонирования.

В основе децентрализации пространства лежит идея о создании нового – маршрутно-экспозиционного, музейно-экспозиционного, транспортного и управленческого – центра в южной части музея-заповедника, на въезде в город Болгар. В результате такого планировочного решения туристская нагрузка будет более равномерно распределена по территории и для туристов будут задействованы новые археологические и ценные экологические комплексы.

В результате были предложены следующие функциональные зоны:

Центры приема туристов – «Новый центр» и «Речной причал» (рис. 2, выделы 1 и 2). Новый центр расположен в районе Малого городка, в южной части музея-заповедника. Создание нового центра приема туристов связано с тем, что уже существующий центр – речной причал имеет ограниченный ресурс. Он не работает в зимний период, а в летний период прием посетителей ограничен количеством теплоходов, осуществляющих перевозку туристов по Волге. К тому же подход по фарватеру теплоходов затруднен и часто даже не возможен. Поэтому важно создать надежный круглогодичный центр приема туристов. Несколько отдаленное положение нового центра от основных памятников позволяет выстроить современный музейный центр и необходимые фондохранилища, не нарушая исторического ландшафта главных памятников древнего Булгара. Кроме того, этим будет воссоздано и историческое функциональное назначение Малого городка, который, по-видимому, играл роль караван-сарая или въездного центра в древнем Булгаре.

У посетителей музея-заповедника при начале экскурсий от Малого городка появляется возможность получить более полное представление о величии древнего Булгара, его территории и разнообразии памятников и природных объектов.

Основной экспозиционный и культовый центр (рис. 2, выдел 3). Эту зону составляет комплекс Соборной мечети с Большим минаретом и окружающие его другие архитектурные памятники, составляющие основное ядро музея-заповедника. Наряду с историческими архитектурными сооружениями на выделенной территории присутствуют также административные здания музея-заповедника.

Важной задачей музея-заповедника является обеспечение физической сохранности архитектурных памятников. Среди главных природных факторов, угрожающих состоянию памятников можно назвать атмосферные воздействия (выветривание, влияние сезонного перепада температур). Фактором угрозы для памятников остается состояние берегового откоса, которое являлось предметом заботы обитателей города на всем протяжении его развития. В связи с этим, одной из насущных задач является организация экологического мониторинга состояния архитектурных и археологических объектов.

К числу задач, связанных с сохранением аутентичности памятников, относится сохранение визуальных связей между объектами и связей с природным окружением. В настоящее время комплекс Соборной мечети с минаретом, мавзолеями и Успенской церковью является главной высотной доминантой городища.

Новый культовый комплекс. Эта зона включает один культовый памятник – хорошо обустроенный колодец Габдрахмана (русское название – Капитанский колодчик).

Центральная археологическая зона. Это активная музейная и туристская зона на территории музея-заповедника, которая посещается многими посетителями. Она находится за пределами основного архитектурного ядра и подразделяется на доордынский город и центральную часть золотоордынского города (рис. 2, выделы 5а и 5б). Доордынский город с банями, палатами, производственными объектами и территорией древнего рынка наиболее полно изучен в археологическом отношении. В центральной части золотоордынского города посетители могут ознакомиться с такими выдающимися архитектурными сооружениями как Черная палата, Белая палата, Малый минарет и другими архитектурными и археологическими объектами с их природным окружением.

Эта зона формирует своего рода музей под открытым небом, где посетитель видит как интересные восстановленные памятники, так и археологические раскопки, исследуемые археологами.

Малый городок. Комплекс Малого городка с ценным археологическим и природным окружением также представляет перспективную музейную и туристскую зону Болгарского музея-заповедника.

Селитебная зона. В эту зону входит историческое село Болгары с археологическими, архитектурными и этнографическими памятниками (рис. 2, выдел 7). В связи с хорошо сохранившийся планировкой и застройкой, типичной для поволжской исторической деревни эта зона представляет собой важный ресурс для развития этнографического туризма.

Зона локализации разовых площадных воздействий (рис. 2, выдел 9). В центре музея-заповедника находится старая взлетно-посадочная полоса, которая не используется по своему прямому назначению, но может быть приспособлена для временных нужд музея-заповедника, для локализации воздействий на территорию при ее массовых посещениях. Такое использование наиболее актуально в дни ежегодного празднования принятия ислама. Здесь может быть разбит временный палаточный лагерь, туалеты, пункты приготовления еды, организованы автостоянки. Такой подход позволит лучше сохранить природные комплексы.



Рис. 2. Проект функционального зонирования Булгарского музея-заповедника

Функциональные зоны:

(1) и (2) – Центры приема туристов: (1) «Новый центр», (2) Речной причал;

(3) – Основной экспозиционный и культовый центр;

(4) – Новый культовый комплекс;

(5) – Центральная археологическая зона: (5а) доордынский город, (5б) центральная часть золотоордынского города;

(6) – Малый городок;

(7) – Селитебная зона;

(8) – Экологическая зона;

(9) – Зона локализации разовых площадных воздействий.


Экологическая зона. Большая часть музея-заповедника находится в этой функциональной зоне (рис. 2, выдел 8). Это территория с археологически ценным культурным слоем и экологически значимыми природными комплексами, она формирует экологический каркас музея-заповедника, определяет его культурно-ландшафтный облик.

В настоящее время эта зона мало посещается экскурсантами. Однако она имеет множество археологических объектов, которые могут демонстрироваться посетителям. Кроме того, эта территория очень интересна для экологических маршрутов, на базе которых возможна информация о болгарском ландшафте в различные времена года, знакомство с типичными формами рельефа и растительности лесостепной зоны. В этой зоне находятся ареалы редких видов растений, присутствующих на болгарском городище – дрока красильного, ковыля, дуба.

Проход по этой территории предполагает организацию сети экскурсионных троп. Они могут быть разными для туристов и паломников, включать посещение экологических троп.

Помимо пространственной переорганизации музея-заповедника для обеспечения охраны ценных историко-археологических и природных объектов на соседних территориях предполагается расширить его территорию за счет буферной зоны и включить в его состав ряд территориальных кластеров. Среди новых территорий можно отметить урочище Ага-Базар (памятник археологии и историческая пристань древнего Булгара) и озеро Рабига и его окружение, представляющее собой ценный объект природного и культурного наследия.


Литература

  1. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М.: Новый хронограф, 2008. – 320 с.

  1. Калуцков В.Н. Культурно-ландшафтный подход к вопросам культурного наследия в деятельности национальных парков (на примере НП «Куршская коса») // Экспедиционные исследования: состояние и перспективы. Первые межд. науч. чтения памяти Н.М. Пржевальского (мат-лы конференции). Смоленск, 2008. С. 200 – 204.

  1. Смирнов А.П. Волжские Булгары // Труды ГИМ. М., 1951. Вып. 19. С. 1 – 275.

  1. Спасские сказания (из прошлого и настоящего города Болгар и Спасского района Татарстана). Казань, 2003. – 432 с.

  1. Федеральный Закон от 23.02.2011 N 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

  1. Шульгин П.М., Иванова И.Г., Калуцков В.Н., Штеле О.Е. Концепция развития Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника // Наследие и современность. Информационный сборник. Вып. 17. – М.: Институт Наследия, 2010. С. 93-110.



[1] Настоящее исследование выполнено в рамках программы развития Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, разработанной Институтом культурного и природного наследия (Шульгин, Иванова, Калуцков, Штеле, 2010).

 
Нравится Нравится